1. Составление рассказа «Будущее моего села», используя различные причастия.
2. Повторение изученного.
– Что такое причастие? – Чем причастие сходно с именами прилагательными? – Назовите признаки глагола у причастия.
Вывод: причастие имеет и признаки прилагательного, и признаки глагола.
II. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
– На уроке мы продолжим изучение причастия как особой формы глагола, а также познакомимся со склонением причастий и научимся правильно употреблять их в своей речи.
2. Склонение словосочетания: новый циркуль, выделяя окончание у прилагательного. (Задание выполняется на доске.)
3. Склонение причастия цветущий сад учащиеся зачитывают со слайда.
4. Сравнение склонения прилагательного и причастия.
5. Вывод: полные причастия склоняются так же, как и имена прилагательные. Они имеют те же окончания, что и прилагательные.
5. Вопросы классу: – На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.) – Когда после ц пишется буква ы?
6. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).