1. Устные выступления учеников и обсуждение выступлений. (Продолжение слушаний.)
2. Проверка усвоения материала.
- В чем особенности склонения причастий?
- Как выбрать гласную в окончании причастия?
- Какие словосочетания образуются с участием причастий?
3. Упражнение 67: проверка «по цепочке», синтаксический раз бор выполняет один из учеников на доске.
Дополнительный вопрос:
- Из какого произведения Куприна взяты предложения? («Белый пудель».)
II. Закрепление темы «Склонение причастий»
1. Упражнение 68: комментированное письмо.
2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.
Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.
Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.
Сейчас от былого величия остались только свидетели его -замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас - тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)
Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.
Домашнее задание
1.§11.
2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.
Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.