Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий
Цель:
применяют на практике сходство склонений причастий и прилагательных
Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Игра "Неожиданный вопрос" (в конце игры ученики разбиваются на группы)
Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент ,поднимите их).
Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.
l. Проверка домашнего задания.
Минута славы : А -зачитать конспект §5-7.
В- упражнение 53(что я делал?, как я делал?).
С - чтение эссе " Причастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола ? "
II. Стадия вызова.
1. Работа в группах
Задания :у вас на столе лежит таблица ,внимательно рассмотрите её и сделайте вывод : чему мы будем учиться на уроке? Назовите тему урока.
Создайте постер" Склонение причастий ",используя таблицу и материал §8 стр.29
Слайд 1
III. Стадия осмысления содержания.
Выступление групп:
1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и причастий
2. Склонение прилагательных и причастий во множественном числе
Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.
Составление алгоритма "Как определить окончание причастия?"( работа в парах,деление по принципу"Доскажи пословицу")
ОК Слайд 2
Музыкальная разминка "Танцующий человек под деревом "
lV. Закрепление.
1. Работа с упражнением
Упражнение 56 : А -просклоняйте словосочетания,выделите окончания причастий; В -определите падеж причастий; С -составьте предложения с словосочетаниями.
Комментарии к упражнению 56.
Словосочетания с главным словом - существительным: сверлящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.
Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.
Взаимопроверка(критериальное оценивание:объём выполненной работы,правильность,аккуратность)
III. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,27,28), в словарики.Обсудить в группах лексическое значение данных слов. Придумать предложения с этими словами .
Кроткий,лазурный,аппетит,презентация,пегий,интонация,торос.
VII. Оценивание"Цветок на память".
Оцените работу каждого члена группы на уроке:
Розовый цветочек - Ты лучший
Зелёный -Ты очень мне помог
Жёлтый-Я хочу чаще тебя слышать
(по количеству стикеров выставляем оценки: преобладание розовых -5; зелёных -4 ; жёлтых-3 )
VIII. Рефлексия Слайд 3
Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.
1.Сегодня я узнал...
2.Было интересно...
3. Было трудно...
4.Я понял ,что...
5. Я научился...
6. Мне захотелось...
Домашнее задание:
упр.57 ( А- :озаглавить текст,выделить окончания причастий,В-определить род,число,падеж причастий; С-подготовить устный рассказ о том виде нац. состязания, о котором идёт речь в упражнении ( о байге).
Литература.
- .Сулейменова Э.Д.,Алтынбекова О.Б.,Мадиева Г.Б. Русский язык.-Алматы,2012
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, 2009.
- http://images.yandex.ru/ - картинки.