Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту
Ход урока:
І. Организационный момент.( посещаемость и готовность класса к уроку)
Здравствуйте,ребята!
Садитесь!
Кто дежурный?
Кого нет в классе?
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт положи тельный эмоциональный настрой.
Ученики:
Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Слушать следующий урок.
Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать!
II. Проверка домашнего задания
Задание №4,5 на стр.132
+ правило
Повторение изученного ранее
IV. Объяснение нового материала
Слово учителя: Учитель (вывод): Глаголы прошедшего времени
а) образуются от неопределенной формы глагола;
б) в единственном числе изменяются по родам; в мужском роде – нулевое окончание (Что делал? Что сделал?); в женском роде – а, (что делала? что сделала?); в среднем роде – о ( что делало? что сделало?); в) во множественном числе имеют окончание – и (что делали? что сделали?).
Запомнить! Суффикс -СЯ пишется после суффикса –Л -м.р. Суффикс – СЬ пишется после окончания –А – ж.р. -О- ср.р. -И- мн.ч. Светился – м .р. Светилась – ж .р. Светилось - с .р. Светились – мн .ч. При основе на согласную суффикс –Л- у глаголов м. р. часто опускается: везти – вёз, везла ,везло ,везли нести – нес, несла ,несло ,несли
На земле вместе с человечеством испокон веков живут Добро и Зло. Лечат душу добрые слова, недобрые поступки ранят ее, оставляют неизгладимый след. О добрых и злых поступках вы узнаете, прочитав текст рассказа «Голубая ель», созданный Татьяной ТЭСС. ( портрет писателя) Учитель: Татьяна ТЭСС – это псевдоним Татьяны Николаевны Сосюра, советской писательницы, журналистки и публицистки,многолетней сотрудницы газеты «Известия». Родилась в 1906 году в Одессе.Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой ее творчества были проблемы воспитания. Ушла из жизни в 1983 году.
( на слайде даны изображения голубой ели летом и зимой)
Работа с текстом «Голубая ель».
Учитель: А теперь познакомимся с рассказом, который называется «Голубая ель». Как вы думаете о чём пойдёт речь? (ответы учеников). А кто из вас видел голубую ель? Где? Какая она? (ответы учеников) Чтение учениками текста (по группам): 1 группа – 1,2,3 абзацы текста. 2 группа – 4,5,6 абзацы текста.
Словарная работа:
Вырыли – қазды
Рыхлую землю – борпылдақ жерді
Лесной дерн – ормандағы шым
Побеги – жасбұтақ Задумчивый –ой салатын
Щемящий –тебірентетін
Изуродованное –бүлінген
Вопросы по тексту. Учитель: Какие проблемы затрагиваются в этом тексте? ( Поведение человека в обществе, взаимоотношения человека и коллектива, уважение к общественному труду, отношение к природе) Какой поступок совершил человек, срубивший ель? (Безнравственный). Чему учит этот рассказ? ( ответы учащихся) Учу детей правильно произносить и писать некоторые слова из текста, а также запомнить из него наиболее интересные выражения. (вывод по тексту) Человека, совершившего такой поступок с деревом, нельзя назвать человеком. Такого поступка люди не должны совершать!
Задания по тексту на карточках.
1группа
1) Жильцы (что сделали?) …….ёлку.
2) Для нее ……………….яму .
3) ……ей хорошую рыхлую землю.
4) ………дно ямы лесным дёрном.
5) ……даже немного хвои из леса , и …………….вокруг ёлки.
2 группа
Дерево (что делало?) ……..
На ветках ……. свежие, пушистые побеги.
Елку кто-то…….
Дерево……… во дворе.
Жильцы (что сделали?)……к дереву табличку.
Ель …..и …..., ……
V. Закрепление изученного материала
Рассмотрите опорную схему
наступить 1) образуются от… при помощи …
наступил 2) в ед числе изменяются по ...; в мужском роде
наступила ед.число окончание - …, в женском - …, в среднем - …;
наступило
наступили – мн.число 3) изменяются по …, во мн.числе имеют окончание
Упражнение 279 на стр.138
Глаголы в скобках поставьте в прошедшем времени.
Подчеркните подлежащие и сказуемые.
(Наступить) ...зима. ...Новый год. ...холодные дни. Снегом (покрыться)...двор.