Систематизация и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения".
Систематизация и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения".
завершающий урок по теме "сложносочиненные предложения", который предполагает различные виды работы на уроке и типы заданий, которые являются дифференцированными для обучающихся с разным уровнем подготовки. построен с учетом требований к подготовке обучающихся к ГИА. отличительной чертой разработки является этап рефлексии, где подростки должны сами определить, как усвоили данную тему. важно, чтобы это было сделано в письменной форме - это поможет ребятам в дальнейшем самостоятельно скорректировать самообразование по теме. интересным будет творческое домашние задание, предложенное в конце урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". »
Тема урока: Систематизация и обобщение по теме ССП
Тип урока: контроля и обобщения
Время урока 45 минут
Класс 9
Цели:
Образовательная: проверить усвоение темы «ССП»
Воспитательная: воспитывать любовь к родной речи, к творчеству русских писателей
Развивающая: развивать способность самостоятельно мыслить, развивать творческое мышление
Ход урока: организационный момент 2 мин
Работа над темой урока
Фронтальный опрос по теме. (7 мин)
Какие типы предложений встречаются в русском языке? Чем они различаются?
Составьте на доске схему «типы предложений в русском языке»
Какие типы сложных предложений вы знаете? Чем они различаются?
Какие типы сложносочиненных предложений вам известны? Чем они различаются?
Групповая работа. Установите соответствия
Простые предложения - …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения - … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые
предложения - …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые
предложения - … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные
предложения - … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы? (5 мин)
3. индивидуальная работа
Дифференцированная работа.
Задание на 3.
Восстановите схему. Дополните по 2-3 примера.
СЛОЖНОЕ
… бессоюзное
Сложносочиненное …..
…. …. …….
Задание на 4.
По вариантам
Рабочий лист 1
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.
минуту хватаются за(то), что у них болит: кто за голову, кто за сер…це.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.
Рабочий лист 2
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!
Рабочий лист 3
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение
… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.
Рабочий лист 4
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.
… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.
Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений
В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.
Задание на 5
(1)8 сентября 2006 года. (2)Праздник для всего казачества, день, который яркой страницей войдет в историю Кубани и России.
(3)Казалось, сама природа благословляла людей на это событие: после нескольких пасмурных и неприятно холодных дней в Краснодаре вдруг стало светло и тихо. (4)Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера. (5)Легкий ветерок ласково шелестел зеленой листвой деревьев, дополняя живым звучанием мелодии старинных казачьих маршей, наполнявших сквер. (6)Люди, заполнившие все аллеи и ближайшие к ним улицы, молчали, ожидая торжественного открытия памятника Екатерине Великой, подарившей черноморским казакам Кубань с ее необъятными просторами.
(7) Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий столетней давности. (8)Сначала по центральной улице краевого центра прошли маршем сотни представителей Кубанского казачьего войска и курсанты краснодарских военных училищ. (9)Затем на площадку перед монументом были торжественно внесены казачьи знамена, а также главные реликвии Краснодарского края и кубанского казачества: войсковое Евангелие XIX века, ларец с освященной землей Таманского полуострова и копия жалованной грамоты императрицы Екатерины II. (11)И так же величаво, как много лет назад, спало покрывало, открыв взорам людей фигуры императрицы и ее верных помощников - князя Потемкина и казачьих старшин.
(12) Фигура Екатерины II со скипетром и державой в руках возвышается на высоком пьедестале. (13)На выступающем карнизе, из-под золоченой короны, ниспадает длинный свиток из белого никеля, на котором золотым выпуклым шрифтом помещен полный текст грамоты от 30 июня 1792 года. (14)У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, первого кошевого атамана Сидора Белого, войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. (15)Головатый читает грамоту, Белый слушает, а Чепега осеняет себя крестным знамением.
(16)О счастливом возвращении Кубани ее главного символа ровно в полдень все православные храмы края возвестили малиновым перезвоном колоколов.
6. Актуализация знаний, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции
В 6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую в сложном предложении запятую между частями, связанными сочинительной связью.
У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, (1)первого кошевого атамана Сидора Белого, (2)войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. Головатый читает грамоту, (3)Белый слушает, а (5)Чепега осеняет себя крестным знамением.
В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Праздник для всего казачества, (1)день, (2)который яркой страницей войдет в историю Кубани и России. И также величаво, (3)как много лет назад, (4)спало покрывало, (5)открыв взорам людей фигуры императрицы и ее верных помощников - князя Потемкина и казачьих старшин.
В 8. Замените словосочетаниебронзовые фигуры (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
В 11. Среди предложений 2—5 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
В 13. Среди предложений 12—15 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной).
7. Итог урока. Рефлексия.
Повторением какой темы мы занимались сегодня?
Что вам показалось сложным? Что было просто?
Оцените свою работу на уроке с комментарием.
8. Домашнее задание.
Придумать упражнение по теме «Сложносочинённые предложения» с заданием по типу упражнений в учебнике или приготовить карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания.