kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены задания по этапам изучения орфографического правила. Представлено обоснование и проверочная работа по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Система заданий для уроков русского языка по теме «Разделительный ъ»










Выполнила:

Болдырева Е.А.,

студентка 3 «А» группы

Проверила:

Касьянова А.В.





Камышлов, 2017

Орфография (от греч. ortos – прямой, правильный и grapho – пишу) – это система правил, устанавливающих единообразие написаний, обязательных для данного языка.

Орфография (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός — «правильный» и γράφω — «пишу») — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме.

Прежде чем приступить к выработке орфографического навыка, учащиеся усваивают грамматические знания, составляющие основу навыка.

После ознакомления с грамматическим материалом учащиеся познают орфографическое правило. Затем проводится система упражнений. Ушинский особо подчеркивал необходимость «беспрестанных упражнений». Упражнения и повторения закрепляют рефлективные связи. Осмысление связывает их в один стройный ряд. Большое значение К.Д. Ушинский придавал системе. «...Систематичность упражнений,— писал он,— есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности — главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».

В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных учащимся.

Таким образом, важно организовать процесс обучения орфографическому правилу по различным темам, в том числе по теме «Разделительный ъ», по этапам:

  1. подготовительный;

  2. объяснение правила;

  3. применение правила.

Необходимо представить задания в определённой последовательности, выстроить систему. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Система заданий – это систематизированные задания, представленные в определённой последовательности, объединённые в единую структуру.

Данные задания разработаны на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку для 3 класса (автор Рамзаева Т.Г.).

        1. Подготовительный этап

  1. Дим Димыч выполняет задание, ему нужно вставить орфограммы в этом предложении: Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.

Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.

Нолик написал: Мальчик сел за стол и сел конфету.

Симка написала: Мальчик сел за стол и съел конфету.

Кто же из фиксиков прав? Докажите. Разберите по составу слово съел.

  1. Узнайте слово по лексическому значению. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Крыльцо, крытый вход в здание – подъезд

Место в пути, где дорога поднимается кверху – подъём

Нижняя юбка, которая носится под одеждой – подъюбник

Печатное сообщение, извещение о чем-либо – объявление

Что есть во всех словах? Между какими частями слов находится ъ? На какую букву заканчивается приставка? На какую букву начинается корень? Сделайте вывод: когда мы пишем ъ?

  1. Спиши слова. Разбери их по составу.

Выезд, переезд, проезд.

Объезд, подъезд, въезд.

Сравни приставки первой и второй строчек. На какой звук оканчиваются приставки – гласный или согласный? После каких приставок пишется ъ?

  1. Этап объяснения правила

  1. От слов ел, ясный, ёж. Образуй однокоренные слова с помощью приставки с- или об-. Слова должны отвечать на вопрос что сделал?

Для детей с трудностями в обучении можно предложить уже записанные слова.

Напиши слова. После приставки с- или об- пиши ъ. Выдели приставки. Подчеркните буквы, которые стали основанием для записи твёрдого знака. Объясни причину постановки ъ.

  1. Прочитайте предложение.

Мальчик сел за стол и съел конфету.

Запишите в тетрадь предложение. Выделите корень, приставку в слове съел. Подчеркни первую букву корня.

  1. Составьте предложение. Запишите составленное предложение и вставьте пропущенную букву.

к, Гадельша, ребята, под(?)ехали, водопаду

Слово «подъехали» закрыто на доске – докажите, что в этом слове надо писать разделительный твёрдый знак (ъ).

Приготовь сообщение или небольшой рассказ о водопаде Гадельша и расскажи одноклассникам.

  1. Прочитай. Напиши по памяти. Спиши.

Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный!

Подчеркни ъ. После каких приставок он пишется? Перед какими буквами он пишется? Подчеркни эти буквы.

  1. Подбери слова с ъ и ь. Напиши слова в строчку через запятую.

После каких приставок пишется ъ? Выдели приставку. Перед какими буквами пишется ъ? Подчеркни эти буквы. Напиши ещё два слова с ъ.

  1. Этап применения правила

  1. Слова каждой строчки замени одним словом с ъ. Напиши. Составь с данными словами предложения.

Крытый вход в здание. (под_ _ _ _)

Участок дороги, который поднимается вверх. (под_ _ _)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст. Объясните, почему автор хвойную ёлочку назвал лиственной. Найдите и выпишите слова с разделительным мягким знаком (ъ).

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась.

Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки – красивые листья. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И у всех на глазах становится нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.

Когда не было видно ёлочки? Что дарят ёлочке осина, клён, ива? Во что наряжена ёлочка? Ответы запишите.

  1. Задание повышенного уровня сложности:

Запишите слова буквами.

[падй’омный’ кран], [сй’идобный’и гр’ибы], [крутой’ падй’ом]

Подъёмный кран, съедобные грибы, крутой подъём.

Задание среднего уровня сложности:

Составьте предложение из слов и вставьте орфограмму.

под…ёмный, к, стройке, кран, под…ехал

К стройке подъехал подъёмный кран.

Задание базового уровня сложности:

Составьте и запишите слова, в которых будете писать разделительный ъ.

вы

от

об – езд.

в

пере

  1. Спишите, вставив пропущенные буквы.

(С) ели (с) прыгнула белоч..ка. Гости (с) ели вкусный торт. Черви (под) ели корни капусты. Зайч..та сели (под) ели.

































Список литературы:

        1. шпаргалки.com, http://шпаргалки.com/prepodavaniya-nachalnoy-metodika/orfografiya-printsipyi-russkoy-orfografii-127125.html, Орфография. Принципы русской орфографии (дата обращения: 28.05.17)
        2. allforchildren.ru, http://allforchildren.ru/poetry/alphabet35.php, Букварик (дата обращения: 28.05.17)
        3. botan.ru, https://botan.cc/prepod/nachalnye_klassy/oiidxdai.html, Дидактический материал по русскому языку «Написание разделительного Ь и Ъ знака» (дата обращения: 29.05.17)
        4. infourok.ru, https://infourok.ru/proverochnye_raboty_po_russkomu_yazyku_po_teme_razdelitelnye__i__znaki_i__-_pokazatel_myagkosti.-424787.htm, «Разделительные Ъ и Ь знаки и Ь - показатель мягкости» (дата обращения: 28.05.17)
        5. infourok.ru, https://infourok.ru/izlozhenie-osennyaya-yolochka-klass-chetvertprogramma-perspektiva-505802.html, Изложение «Осенняя ёлочка» (дата обращения: 27.05.17)
        6. infourok.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/02/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-russkomu-yazyku, Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (по программе Т. Рамзаевой) (дата обращения: 27.05.17)
        7. infourok.ru, https://infourok.ru/osnovnye_etapy_raboty_nad_orfograficheskimi_pravilami-431450.htm, Основные этапы работы над орфографическими правилами (дата обращения: 27.05.17)
        8. scicenter.online, http://scicenter.online/russkiy-yazyik/orfografiya-74635.html, ОРФОГРАФИЯ (дата обращения: 27.05.17)
        9. www.twirpx.com, http://www.twirpx.com/file/364438/, Баранов М.Т. (ред.) Методика преподавания русского языка в школе (дата обращения: 27.05.17)



Приложение 1

Проверочная работа

1. Когда пишется разделительный Ъ?

1. после суффикса перед буквами А, И, О, Е

2. после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

3. на конце некоторых слов после гласных

4. после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

2. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём, л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел

3. Исправьте ошибки и запишите текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радостно встречяет илйу. Илья и дружок – друзя.

2. Спиши слова по столбикам. Обозначь орфограмму.

ноч__ю, варен__е, с__едобный, п__ют, л__ёт, в__юга, под__ём, под__езд, ш__ют, об__ём, с__ёмка

Ь Ъ

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

4. Выпишите слова с Ъ. Обозначьте орфограмму.

Было сели, стало - съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление.

5. Вставьте Ъ или Ь. Спишите любые два предложения: с Ъ и Ь.

Кот схватил в когти рыбку и с__ел. На тарелке лежали об__едки пирога. За плечами у охотников руж__я. Нора была под корен__ями деревьев. Машина подкатила к под__езду. В школе об__явили о лыжной гонке в воскресен__е.































Приложение 2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"

Автор: Болдырева Елизавета Андреевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по русскому языку 2 класс Бунеев (Школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-2-klass-bunieiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710556"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "поурочный план по русскому языку на тему "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами" (9-класс) "
    ["seo_title"] => string(117) "pourochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slozhnosochiniennyie-priedlozhieniia-s-razdielitiel-nymi-soiuzami-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428143940"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока русского языка с использованием ИКТ «Обобщение изученного материала»"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekturokarusskoghoiazykasispolzovaniiemiktobobshchieniieizuchiennoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "290545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454961260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства