kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены задания по этапам изучения орфографического правила. Представлено обоснование и проверочная работа по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Система заданий для уроков русского языка по теме «Разделительный ъ»










Выполнила:

Болдырева Е.А.,

студентка 3 «А» группы

Проверила:

Касьянова А.В.





Камышлов, 2017

Орфография (от греч. ortos – прямой, правильный и grapho – пишу) – это система правил, устанавливающих единообразие написаний, обязательных для данного языка.

Орфография (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός — «правильный» и γράφω — «пишу») — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме.

Прежде чем приступить к выработке орфографического навыка, учащиеся усваивают грамматические знания, составляющие основу навыка.

После ознакомления с грамматическим материалом учащиеся познают орфографическое правило. Затем проводится система упражнений. Ушинский особо подчеркивал необходимость «беспрестанных упражнений». Упражнения и повторения закрепляют рефлективные связи. Осмысление связывает их в один стройный ряд. Большое значение К.Д. Ушинский придавал системе. «...Систематичность упражнений,— писал он,— есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности — главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».

В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим. В последнее время в литературе предлагается изучать орфограммы группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, н и нн во всех частях речи, не с разными частями речи и др. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от знаний, еще не известных учащимся.

Таким образом, важно организовать процесс обучения орфографическому правилу по различным темам, в том числе по теме «Разделительный ъ», по этапам:

  1. подготовительный;

  2. объяснение правила;

  3. применение правила.

Необходимо представить задания в определённой последовательности, выстроить систему. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Система заданий – это систематизированные задания, представленные в определённой последовательности, объединённые в единую структуру.

Данные задания разработаны на основе ФГОС НОО, примерной программы по русскому языку для 3 класса (автор Рамзаева Т.Г.).

        1. Подготовительный этап

  1. Дим Димыч выполняет задание, ему нужно вставить орфограммы в этом предложении: Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.

Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.

Нолик написал: Мальчик сел за стол и сел конфету.

Симка написала: Мальчик сел за стол и съел конфету.

Кто же из фиксиков прав? Докажите. Разберите по составу слово съел.

  1. Узнайте слово по лексическому значению. Запишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Крыльцо, крытый вход в здание – подъезд

Место в пути, где дорога поднимается кверху – подъём

Нижняя юбка, которая носится под одеждой – подъюбник

Печатное сообщение, извещение о чем-либо – объявление

Что есть во всех словах? Между какими частями слов находится ъ? На какую букву заканчивается приставка? На какую букву начинается корень? Сделайте вывод: когда мы пишем ъ?

  1. Спиши слова. Разбери их по составу.

Выезд, переезд, проезд.

Объезд, подъезд, въезд.

Сравни приставки первой и второй строчек. На какой звук оканчиваются приставки – гласный или согласный? После каких приставок пишется ъ?

  1. Этап объяснения правила

  1. От слов ел, ясный, ёж. Образуй однокоренные слова с помощью приставки с- или об-. Слова должны отвечать на вопрос что сделал?

Для детей с трудностями в обучении можно предложить уже записанные слова.

Напиши слова. После приставки с- или об- пиши ъ. Выдели приставки. Подчеркните буквы, которые стали основанием для записи твёрдого знака. Объясни причину постановки ъ.

  1. Прочитайте предложение.

Мальчик сел за стол и съел конфету.

Запишите в тетрадь предложение. Выделите корень, приставку в слове съел. Подчеркни первую букву корня.

  1. Составьте предложение. Запишите составленное предложение и вставьте пропущенную букву.

к, Гадельша, ребята, под(?)ехали, водопаду

Слово «подъехали» закрыто на доске – докажите, что в этом слове надо писать разделительный твёрдый знак (ъ).

Приготовь сообщение или небольшой рассказ о водопаде Гадельша и расскажи одноклассникам.

  1. Прочитай. Напиши по памяти. Спиши.

Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный!

Подчеркни ъ. После каких приставок он пишется? Перед какими буквами он пишется? Подчеркни эти буквы.

  1. Подбери слова с ъ и ь. Напиши слова в строчку через запятую.

После каких приставок пишется ъ? Выдели приставку. Перед какими буквами пишется ъ? Подчеркни эти буквы. Напиши ещё два слова с ъ.

  1. Этап применения правила

  1. Слова каждой строчки замени одним словом с ъ. Напиши. Составь с данными словами предложения.

Крытый вход в здание. (под_ _ _ _)

Участок дороги, который поднимается вверх. (под_ _ _)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст. Объясните, почему автор хвойную ёлочку назвал лиственной. Найдите и выпишите слова с разделительным мягким знаком (ъ).

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась.

Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки – красивые листья. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И у всех на глазах становится нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.

Когда не было видно ёлочки? Что дарят ёлочке осина, клён, ива? Во что наряжена ёлочка? Ответы запишите.

  1. Задание повышенного уровня сложности:

Запишите слова буквами.

[падй’омный’ кран], [сй’идобный’и гр’ибы], [крутой’ падй’ом]

Подъёмный кран, съедобные грибы, крутой подъём.

Задание среднего уровня сложности:

Составьте предложение из слов и вставьте орфограмму.

под…ёмный, к, стройке, кран, под…ехал

К стройке подъехал подъёмный кран.

Задание базового уровня сложности:

Составьте и запишите слова, в которых будете писать разделительный ъ.

вы

от

об – езд.

в

пере

  1. Спишите, вставив пропущенные буквы.

(С) ели (с) прыгнула белоч..ка. Гости (с) ели вкусный торт. Черви (под) ели корни капусты. Зайч..та сели (под) ели.

































Список литературы:

        1. шпаргалки.com, http://шпаргалки.com/prepodavaniya-nachalnoy-metodika/orfografiya-printsipyi-russkoy-orfografii-127125.html, Орфография. Принципы русской орфографии (дата обращения: 28.05.17)
        2. allforchildren.ru, http://allforchildren.ru/poetry/alphabet35.php, Букварик (дата обращения: 28.05.17)
        3. botan.ru, https://botan.cc/prepod/nachalnye_klassy/oiidxdai.html, Дидактический материал по русскому языку «Написание разделительного Ь и Ъ знака» (дата обращения: 29.05.17)
        4. infourok.ru, https://infourok.ru/proverochnye_raboty_po_russkomu_yazyku_po_teme_razdelitelnye__i__znaki_i__-_pokazatel_myagkosti.-424787.htm, «Разделительные Ъ и Ь знаки и Ь - показатель мягкости» (дата обращения: 28.05.17)
        5. infourok.ru, https://infourok.ru/izlozhenie-osennyaya-yolochka-klass-chetvertprogramma-perspektiva-505802.html, Изложение «Осенняя ёлочка» (дата обращения: 27.05.17)
        6. infourok.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/09/02/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-russkomu-yazyku, Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (по программе Т. Рамзаевой) (дата обращения: 27.05.17)
        7. infourok.ru, https://infourok.ru/osnovnye_etapy_raboty_nad_orfograficheskimi_pravilami-431450.htm, Основные этапы работы над орфографическими правилами (дата обращения: 27.05.17)
        8. scicenter.online, http://scicenter.online/russkiy-yazyik/orfografiya-74635.html, ОРФОГРАФИЯ (дата обращения: 27.05.17)
        9. www.twirpx.com, http://www.twirpx.com/file/364438/, Баранов М.Т. (ред.) Методика преподавания русского языка в школе (дата обращения: 27.05.17)



Приложение 1

Проверочная работа

1. Когда пишется разделительный Ъ?

1. после суффикса перед буквами А, И, О, Е

2. после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

3. на конце некоторых слов после гласных

4. после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

2. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём, л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел

3. Исправьте ошибки и запишите текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радостно встречяет илйу. Илья и дружок – друзя.

2. Спиши слова по столбикам. Обозначь орфограмму.

ноч__ю, варен__е, с__едобный, п__ют, л__ёт, в__юга, под__ём, под__езд, ш__ют, об__ём, с__ёмка

Ь Ъ

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

_________________ ________________

4. Выпишите слова с Ъ. Обозначьте орфограмму.

Было сели, стало - съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление.

5. Вставьте Ъ или Ь. Спишите любые два предложения: с Ъ и Ь.

Кот схватил в когти рыбку и с__ел. На тарелке лежали об__едки пирога. За плечами у охотников руж__я. Нора была под корен__ями деревьев. Машина подкатила к под__езду. В школе об__явили о лыжной гонке в воскресен__е.































Приложение 2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система заданий по русскому языку по теме "Разделительный ъ"

Автор: Болдырева Елизавета Андреевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по русскому языку 2 класс Бунеев (Школа 2100) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-2-klass-bunieiev-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "139416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417710556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "поурочный план по русскому языку на тему "Сложносочиненные предложения с разделительными союзами" (9-класс) "
    ["seo_title"] => string(117) "pourochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slozhnosochiniennyie-priedlozhieniia-s-razdielitiel-nymi-soiuzami-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428143940"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока русского языка с использованием ИКТ «Обобщение изученного материала»"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekturokarusskoghoiazykasispolzovaniiemiktobobshchieniieizuchiennoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "290545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454961260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства