Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание и предложение.
Словосочетание - это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного (негізгі) и зависимого (бағыныңқы) слов.
СТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
(СӨЗ ТІРКЕСІНІҢ ҚҰРЛЫСЫ)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Какие? Как? Откуда?
сухие листья шелестя падали падали с тополей
Х Х Х
прил. + сущ. дееприч. + гл. глагол +с+ сущ.
предмет и его признак действие и его признак дейст. и его признак
(качество)
ОТЛИЧИЕ
Словосочетание состоит Предложения состоит из
из главного и зависимого главных членов предложений
слов и второст. членов предложения
Мы продолжаем работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2) отработка умения находить главное и зависимое слова
в словосочетании
3) закрепление навыков правописания;
Развивающие: 1) развитие мышления и обще учебных навыков и умений
2) развитие познавательной самостоятельности
3) углубить навыки рефлексии, способность
слаженно работать в группе
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний
Тип урока: формирования новых орфографических и пунктуационных навыков.
Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;
Оборудование: интерактивная доска
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока
1. Приветствие
2. Рапорт дежурного
ІІ. Опрос домашнее задние: Повторение. Наречие.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас окрытый урок, к нам пришли гости. На прошлом занятии мы познакомились с наречием , давайте повторим, какая эта часть речи.( с помощью подготовленных на слайдах заданийй уч-ся повторяют все, что знают онаречии.
Что обозначают наречия?
На какие виды делятся наречия?
На какие вопросы отвечает виды наречия?
Когда пишется а и о на конце наречий?
Какие наречия пишутся через дефис?
Какую синтактическую фукцию в предложении выполняют наречия?
Замените фразелогизмы наречиями: жить душа в душу, вставать ни свет не заря, расти день за днем.
Краткий рассказ о русском народном костюме(д/з)
ІІІ. Новая тема: Синтаксис. Словосочетание. Строение Словосочетаний.
Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока (записаны на доске), рассказать о формах работы, используемые на уроке.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание и предложение.
Словосочетание - это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного (негізгі) и зависимого (бағыныңқы) слов.
СТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
(СӨЗ ТІРКЕСІНІҢ ҚҰРЛЫСЫ)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Какие? Как? Откуда?
сухие листья шелестя падали падали с тополей
Х Х Х
прил. + сущ. дееприч. + гл. глагол +с+ сущ.
предмет и его признак действие и его признак дейст. и его признак
(качество)
ОТЛИЧИЕ
Словосочетание состоит Предложения состоит из
из главного и зависимого главных членов предложений
слов и второст. членов предложения
Мы продолжаем работу.
IV. Работа по тексту « Арктика».
Словарь по тексту:
Лишайники – қына
Лютики – сарғалдақ
Ива – тал
Подтаивать – астынан еру
Вечный мерзлоты – мәңгі тоң
Нарвал – сыңар мүйіз (дельфин тұымдасына жататын сүт қоректі жануар)
Песец – ақ түлкі
Селиться – қоныстану, мекен ету
Чистик- чистик (сол. теңіз жағалауын мекен.теңіз құсы)
Глупыши – құр
Чайка – шағала
1 Чтение текста уч-ся.
2 Отправляемся в путешествие в Арктику.
3С помощью подгот. слайдов знакомимся с животными и растениями Арктики.Решаем кроссворд, выполняем задания по тексту.
Вопросы по тексту:
Где находится Артика?
Какие животные и растения встречаются в Арктике?
Кто исследовал Арктику?
Что такое полярная пустыня?
От чего зависит климат всей планеты?
Какие народы живут в Арктике?
3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
Упражнение 4. Из приведенных сочетаний слов выпишите словосочетания и укажите главное слово.
Полярный день, дни и ночи, признак севера, путешественики открывали, полярная пустыня, редко поднимается, светлый ручей, быстро бежит, самая высокая, север или юг, летящая птица, сердце матери, телефон директора.
Упражнение 6. Спишите словосочетания, в которых главным словом является имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Имя существительное
имя прилагательное
глагол
Арктические земли, полярная ночь, полярная день, признак севера, двигаться верхом, полярной пустыней, полярные маки, карликовые ива, вечной мерзлоты, интересно смотреть, животный мир, белый медведь, полярный волк, птичьи базары, сильные ветры, закончить путешествие, очень сильная ,свободные ото льда.
Конкурс капитанов. Игра называется «Кто быстрее?» найдет и вместо точек вставит словосочетания, подбирая подходящие по смыслу главные и зависимые слова.
.... севера, ... земли, .... путешественники, Ледовитый ...., .... ива, обитают в ..., ... чистики, ..... ветры, народы ..., .... волк, температура ...., традиционные .... .
V. Разминка. Физкультминутка «Лебедь»
VI.Задания для закрепления учащихся знаний:
Упражнение 7. Составьте словосочетания на тему «Арктика»
Подберите к данным рисункам все возможные словосочетания. Составьте со своими словосочетаниями рассказ.
VІІ. Оценка:
VІІІ. Домашнее задание: Упр.: 3, 8 стр 124
Упражнение 5. Из приведенных словосочетаний, укажите в них главное и зависимое слово.