Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Разработка урока
По русскому языку в 6Д классе
Тема:Синтаксис и пунктуация.
Учитель СОШ№4:
Шакиров А.Р
Урок русского языка в 6Д классе «Синтаксис и пунктуация».
Цели урока:
обучающая:
познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;
показать, чем отличается слово от предложения;
дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;
развивающая:
формировать живой интерес к изучению русского языка;
развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;
развивать монологическую речь;
воспитывающая:
воспитывать бережное отношение к русскому языку;
воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.
Оборудование:
карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;
таблица со знаками препинания;
текст стихотворения;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.
2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):
часть речи, обозначающая предмет;
падеж, отвечающий на вопрос кто?;
неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
слова, противоположные по значению;
часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
морфема, стоящая между корнем и окончанием;
самый распространенный союз;
звук, который мы слышим на конце слова груз.
Какое же слово получилось?- синтаксис.
III. Изучение нового материала.
Что изучает синтаксис.
Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.
1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.
2. Наблюдение над языковым материалом:
На доске 2 столбика.
1 столбик 2 столбик
Иней, деревья, ветка, на, Серебристый иней сверкает на
серебристый, сверкать. ветках деревьев.
Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике?
А во 2-ом ? Почему?
( В 1-ом столбике - отдельные слова, они не связаны ни по смыслу, ни грамматически.
Во 2-ом – предложение, т.к.несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически).
Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова).
3. Работа с синтаксическим разбором предложения.
4 .Практическая работа.
На доске записаны слова. Составьте предложения:
На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).
Лес, стук, дятел, вечерний, в , раздаваться. (В вечернем лесу раздавался стук дятла).
Проверка выполненного задания.
Физкультурная минутка.
IV. Продолжение. Изучение нового материала.
Что изучает пунктуация.
Запись в тетрадь:
«Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»
2 .Беседа.
Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )
Запишите себе в тетрадь ( . , : ; … - «» ( )! ? )
Как вы думаете, какой знак самый нужный?
3. Поможет нам в этом сценка по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»
У последней Точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - Восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак:
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие, прикатило многоточие,
И прочие, прочие, прочие…
Заявили запятые:
-Мы - особы занятые, не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки тетя Точка с Запятой:
- Если нет над вами точки, запятая- знак пустой!
Двоеточие, мигая, закричало:
- Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,
Потому что я в два раза больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.
Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:
- если вам угодно знать, я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать, ставят многоточие…
Вопросительный знак удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
- То есть как!
И сказала Точка, Точка- одиночка:
- Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.
Согласны ли вы с мнением Точки?
А вы как думаете, какой знак самый важный?
Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему?
4. Работа с учебником. Анализ упражнения 34.
Упражнение 34. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены, устно укажите однородные члены предложения.
Я заметил в кустах чьё-то гнёзд..шко2 и пр..близился к нему. Птич..ка упала передо мной и (по)ползла по земле, как бы говоря: «Я раненая. Поймай меня». Видя, что я (не)поб..жал за ней, пташка в..рнулась и снова 13 упала подле меня. Жертвуя собой, она уводила меня от пт..нцов. Я повернулся и ушёл.
(По А. Баркову.)
В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.
Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.
6. Работа с учебником. Упр 35.
V. Закрепление изученного материала.
Упражнение 35. Спишите предложения, поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.
Дни стояли пасмурные но тёплые. (Акс.) 2. Над головой тревожно зашумели застонали затрещали сосны. (Пол.) 3. Спрятаться от дождя и ветра было негде. (Сим.) 4. И горы и долины между гор и равнины3 всё было покрыто первым снегом. 5. На книжной полке я увидела известные мне с детства книги сказки А.С. Пушкина рассказы о лесной жизни В. Бианки потрёпанную книжку стихов К. Чуковского.
Упражнение 36. Спишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания. Обращения подчеркните. 1. Как милый Петушок3 поёшь ты громко, важно! (Кр.) 2. А ты Кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно. (Кр.) 3. Скажи-ка дядя ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (Л.) 4. Ты дорогой сам не знаешь, какой ты талант.
Упражнение 37. Составьте и запишите предложения с прямой речью, включите в них данные реплики.
1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не могу поехать с вами. 4. Ну что же. Так будет лучше. 5. К сожалению, другой такой поездки не будет.
VI. Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».
Какой вывод можем сделать?
( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
VII. Вывод по уроку.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?
Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
VIII. Домашнее задание: упражнение 38, . Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Во время грозы Гром стал тише гроза уд..лялась. Но лив..нь был такой, что за сплошной ст..ной воды пот..рялись даже кусты. Всюду ст..яли луж.. . Из них выскакивали б..льшие пузыри и сразу лопались. По канавк.. б..жал быстрый руч..ёк. Ветер со всей силы нал..тел на сто.. сена но ничего ему не (с,з)делал и только гнул ги.. кую стену ливня. (По В. Бианки.)