Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях
Тема: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях
Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики; 2) расширить, углубить и систематизировать сведения о словосочетании как единице синтаксиса и о способах подчинительной связи в словосочетании, 3) отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях »
Урок № Русский язык 11класс Дата:
Тема: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях
Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики; 2) расширить, углубить и систематизировать сведения о словосочетании как единице синтаксиса и о способах подчинительной связи в словосочетании, 3) отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Тип урока: повторительно –обобщительный.
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Методы: словесный, поисково - проблемный;
Материалы и оборудование: компьютер, презентация к уроку;задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке к ЕНТ,бумажные цветы.
Ход урока
I Орг. момент
Приветствие учителя, организация класса на урок.
-Здравствуй, ребята! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов
Перед вами на столах лежат бумажные цветы: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Также вы видите перед собой «Оценочные листы». Я попрошу вас после каждого вида работы делать отметки в этих листах. Выставление оценок в лист самоконтроля.
По пятибалльной шкале оцените уровень своих знаний на каждом этапе на сегодняшнем уроке. ФИО_____________________________________________
«Оценочные листы»
Мини-проект
Защита на постере
Цифровой диктант
Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях
Творческая Тест Итоговая оценка
работа
Самооценка
Взаимооценка
Оценка учителя
Сообщение темы и цели урока. Откройте рабочие тетради,запишите число, классную работу
II Актуализация опорных знаний.
– Мы начинаем изучать большой и очень важный раздел грамматики – синтаксис и связанный с ним раздел – пунктуацию, повторим и обобщим знания по теме словосочетание и способы связи слов в словосочетании; отработаем умения определять способы связи слов в словосочетании.
Многое из этого раздела вам уже известно.
Начнём нашу работу с вдумчивого прочтения теоретического материала учебника на страницах 27–28,30-31.
Мы обобщим имеющиеся знания.
1 группа готовит к защите мини- проект по теме « Синтаксис и пунктуация»как разделах лингвистики,
2 группа- защита о словосочетании ,об основных видах синтаксической связи, о способах подчинительной связи в словосочетании.
III. Закрепление материала
нам необходимо приступить к практической работе
1 задание - это цифровой диктант.
В цифровой ряд записать только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания.
1.
лист берёзы
11.
погожий день
2.
верхушками деревьев
12.
улетают птицы
3.
иглы сосны
13.
незнакомое растение
4.
растущих посреди поляны
14.
утренний туман
5.
серые тучи
15.
температура воздуха
6.
ель и сосна
16.
орехи и шишки
7.
пробирался ёж
17. появляются грибы
8.
осень проснётся
18.
русская природа
9.
ожидаются в сентябре
19.
солнце поднялось
10.
ранние заморозки
20.
мир прекрасен
Норма оценок:
12 правильных ответов - “5”
11-10 - “4”
9-8 - “3”
7 и менее - без оценки
Взаимопроверка выполненного задания и выставление отметок в лист самоконтроля.
Ключ:1,2,3,4,5,9,10,11,13,14,15,18.
2.Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях. . Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
1 группа
Научит детей, доволен учеником ,усталый взгляд ,склоняясь над ручьем,красивая жизнь, жить красиво, жить с красавицей, бежать задыхаясь, аккуратно писать, благоухая сохнуть
2 группа
Разбушевавшееся море, чей-то дом, выбирать подарок,обжигающий жар,яйцо всмятку,моя профессия, совершить прыжок, желанный гость,ночёвка в лесу, горячо спорить.
Критерии оценки
10 заданий – «отлично»
8-9 заданий – «хорошо»
6-7 заданий – «удовлетворительно»
0-5 заданий – «неудовлетворительно»
Взаимопроверка и выставление оценок в лист самоконтроля
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют
Физкультминутка
Переходим к третьему заданию. Формировать навыки работы с текстами публицистического стиля.
-Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это проявление публицистического стиля. Именно собственное мнение, собственная позиция – характерные приметы этого стиля.
(общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления)
- Какие задачи выполняет публицистический стиль?
(информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям).
- Назовите проблемы, рассматриваемые в публицистике.
(проблемы семьи, детства, развития и сохранения русского языка, влияния человека на природу, свободы личности и др.)
Вывод: публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т.д.
Вывод: Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить.
Стилевые черты.
Эмоциональность (страстность). Выражена в чувствах автора и роднит его с художественным стилем. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Но как научиться писать?
Призывность. К чему же призывает автор текста? Постоянно учиться говорить и писать. Призывность – отличительная черта стиля.
Актуальность. Актуальна ли проблема, поднятая Д. С. Лихачевым? Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования. Задача публицистики – сформировать определенное отношение к значимым проблемам в любой области.
Логика. Мы знаем, что интерес к общему, роднит публицистику с научным стилем, ведь текст строится как научное рассуждение: Проблема общественная -анализ - оценка - пути решения - выводы - обобщение. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек.
Первейший способ – второе правило.
Общенаучная терминология. Сознательная жизнь, умственное развитие, понятия.
Доходчивость. Автор хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Чтобы научиться ездить на велосипеде…
Творческая работа Чтение учебного материала на стр 35-36 «Вытеснит ли компьютер живое чтение книги?»
1группа-статья в газету
2 группа- интервью
Книга – важнейший источник информации, огромный сгусток энергии и источник человеческого наслаждения.
Актуальна проблема – воспитание любви в людях к книгам. Ведь книга – это важный источник “глубокой информации”. Книги нам знакомят с чужими странами, рассказывают о привычках, качествах других людей. Благодаря им, мы расширяем свои знания, лучше понимаем людей, узнаём много нового, интересного для себя, то есть книга нас развивает. У книги есть одна большая особенность: мы разговариваем с ней, перелистывая страницы, она заставляет вступить в немой диалог с автором. Да, в диалог. Хорошая книга требует труда мысли, сознания и воображения. Но многие люди с этим не согласны и считают, что современные технологии могут вытеснить книгу и она уже больше никогда не потребуется. А зачем книга, когда есть телевизор, радио, интернет? Они обо всём расскажут и всё покажут. Зачем часами сидеть и читать кучу книг, когда можно приятно провести время у телевизора? Не близка ли смерть книги? Нет, книга никогда не умрёт! Книга не может быть вытеснена современными технологиями, средствами массовой информации. “Художественную литературу в высоком смысле не вытеснить ни компакт-дисками, ни видео, стереозаписью.”
Когда ученик просто отвечает учителю,учитель слушает его логику,манеру изложения Я считаю, что книга имеет большое значение в нашей жизни, её ничто не может заменить или вытеснить: ни телевизор, ни компьютер, ни радио. Она играет большую роль для человека. Благодаря книге человек развивает себя, познаёт жизнь
В работе автора все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Текст полностью соответствует публицистическому стилю. Рассуждения логичны; выводы автора вытекают один из другого.
Тест по теме «Словосочетание».
1.Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание:
А) морфология Б) синтаксис В) пунктуация
Г) фонетика Д) орфография
2.Словосочетание, образованное по способу управления:
А) гулять днем Б) жить с родителями В) совсем рядом
А) строго наказать Б) решительное действие В) крыша дома
Г) остаться без денег Д) приказ начальника
5.Публицистический стиль используется для:
А) обмена информацией, общения Б) сообщений делового характера
В) сообщения эстетического воздействия на читателя с помощью образов, языковых средств других стилей, проявление индивидуальности автора
Г) осмысления общественно-значимых событий и фактов, эмоционального воздействия на читателя
Д) сообщения научного характера в учебнике, в пособии.
6.Способ связи в словосочетании согласование:
А) первая группа Б) первенство группы В) впервые сотрудничать
Г) первый в группе Д) первой в группе
7.Определите словосочетание со связью примыкание:
А) опустевшая аллея Б) наш коллектив В) поступить справедливо
Г) в туристическом походе Д) беседовать с друзьями
8.Выделить словосочетание, построенное по способу связи управление:
А) встретить друга Б) надо учиться В) липовая аллея
Г) очень хорошо Д) говорил улыбаясь
9.Выберите правильный вариант связи в словосочетании: встретиться с другом, предостеречь от ошибок, преданность идеалу, достоин внимания.
А) сочинительная связь Б) примыкание В) управление
Г) согласование Д) слова, объединенные по модели «лес и поле»
10. Способ связи в словосочетании согласование:
А) развитые способности Б) развивать способности В) в развитии способностей
Г) развитие способностей Д) развитость способностей
Критерии оценки
10 заданий – «отлично»
8-9 заданий – «хорошо»
6-7 заданий – «удовлетворительно»
0-5 заданий – «неудовлетворительно»
Ключ:
IV.Подведение итогов урока
V.Рефлексия
На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой