Цели: обобщить знания по теме «Словосочетание»; учить определять виды и способы связи слов в словосочетаниях; закреплять навыки правописания.
Тип урока: комбинированный.
Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).
2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).
3. Словарный диктант.
Выделить графически корни с безударными гласными, проверяемыми ударением, в скобках написать проверочное слово:
Непримиримое противоречие, стихотворение посвящается, обнаженная истина, умалять значение, народное просвещение, легкомысленное увлечение, объединить усилия, пренебрежительное отношение, сокращенное изложение, возрождение культуры, удалиться от темы, благословить на подвиг, утешительная ложь, порождать сомнения, наслаждаться чтением, выросли вблизи, раздражать критику, очаровать публику.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Повторение теоретического материала.
1. Что изучает раздел «Синтаксис и пунктуация»? Назовите основные единицы синтаксиса.
2. Дайте определение наименьшей синтаксической единице – словосочетанию. В чем отличие словосочетания от предложения? Подтвердите примерами.
3. Какие сочетания слов нельзя отнести к словосочетаниям? Приведите примеры. (Грамматическую основу предложения, слово с предлогом, два однородных слова с союзом и.)
4. Какие вы помните виды словосочетаний по характеру главного слова? Приведите примеры каждого вида, записав их в тетрадь. (Именные: главное слово является существительным, прилагательным, числительным, например: новая книга, довольный успехом, три стола. Глагольные: главное слово – глагол в любой форме, в том числе причастной и деепричастной, например: весело смеяться / смеявшийся / смеясь. Наречные: главное слово – наречие: очень быстро.)