kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разбор словосочетания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  знать порядок разбора словосочетания. Образцы устного и письменного разбора словосочетаний. Уметь выделять словосочетания из предложения, производить устный и письменный разбор.

Повторение: безударная гласная в корне, правописание слов с непроизносимыми согласными и с удвоенными согласными.

 

                                                 Ход урока.

1. Организационный момент:

-проверка готовности уч-ся к уроку;

-проверка отсутствующих;

-мобилизация внимания уч-ся;

 

2.Работа по повторению:

А). Фронтальный опрос по вопросам:

-Что  изучает синтаксис? Пунктуация?

-Что называется словосочетанием?

-Из каких слов состоит словосочетание?

-Какие словосочетания по главному слову вы знаете? Приведите примеры.

-Назовите основные способы связи слов в словосочетаниях.

 

Б). Практическое задание: из данных слов составить словосочетание и разобрать его.

Пож.леть, друг; увл.каться, спорт; уд.вительный зрелище; ч.десный картина; смелая, г.рой; спуститься, герой; смелый, снег;

-Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разбор словосочетания. »

Урок № 29.

Тема: Разбор словосочетания.

Цель: знать порядок разбора словосочетания. Образцы устного и письменного разбора словосочетаний. Уметь выделять словосочетания из предложения, производить устный и письменный разбор.

Повторение: безударная гласная в корне, правописание слов с непроизносимыми согласными и с удвоенными согласными.


Ход урока.

1. Организационный момент:

-проверка готовности уч-ся к уроку;

-проверка отсутствующих;

-мобилизация внимания уч-ся;


2.Работа по повторению:

А). Фронтальный опрос по вопросам:

-Что изучает синтаксис? Пунктуация?

-Что называется словосочетанием?

-Из каких слов состоит словосочетание?

-Какие словосочетания по главному слову вы знаете? Приведите примеры.

-Назовите основные способы связи слов в словосочетаниях.


Б). Практическое задание: из данных слов составить словосочетание и разобрать его.

Пож.леть, друг; увл.каться, спорт; уд.вительный зрелище; ч.десный картина; смелая, г.рой; спуститься, герой; смелый, снег;

-Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)


В). Слово учителя

Ребята, не все слова могут сочетаться друг с другом. Это могут делать только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Однако иногда поэты и писатели сознательно нарушают законы со­четаемости слов, используя непривычные для обиходной речи слово­сочетания. Такие словосочетания являются средствами выразитель­ности речи. Они помогают нам ярче, образнее представить описы­ваемый предмет, явление.

— Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов. Ка­кие словосочетания показались вам необычными? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?


1) Под музыку осеннего дождя Иду во тьме...

(К. Фофанов.)

2) Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам.

(Н. Рыленков.)

3) И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

(И. Бунин.)


4) В небе дым поблеклый,

Снег на тротуаре,

На трамвайных стеклах

Ледяной гербарий.

(И. Кобзев.)


— Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными музыка, лес, кусты, слезы, гербарий.

— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.)

— Как обозначается смысловая связь между словами в слово­сочетании? (С помощью вопроса.)

— Как найти в словосочетании главное и зависимое слова?


Г).Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней


Ш.Работа по теме урока.

1.Словапно-орфографическая работа:

Всегда, никогда, орфограмма, косьба, молотьба, просьба, вести (ведет), везти

(везу), футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак, вкусный, чудесный, прекрасный, опасный, съезд, подъем, въезжать, объявление, вьюга, ружье, барьер, серьезный, вдруг, вперед, назад, вскоре, справа, слева, направо, налево, вправо, влево, вверху, внизу, слышит, видит, смотрит, держит, яркий, ослепительный, зеленый, изумрудный, вдвоем, втроем, синтаксис, пунктуация, словосочетание, стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка, доска, у доски, на доску.

2. Работа по учебнику:

-знакомстсво с планом разбора и образцом разбора словосочетания п. 26 стр. 51

-устный разбор словосочетания упр. 132;


3.Письменный разбор словосочетаний:

Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, дрожать от холода;

4.Наблюдение над выразительными средствами языка:

Высокая рябина мокнет под дождем-

Чахлая рябина мокнет под дождем.

(Плещеев)

Слово учителя: в словосочетании высокая рябина сообщается о высоте рябины, в словосочетании чахлая рябина создается образ рябины- это эпитет, помогает образно представить рябину. Благодаря эпитетам текст становится ярче, выразительнее.


Задание: из данного ряда слов выберете эпитеты

Осина (прямая, голая, трепетная, нарядная, серебристая, горькая);

Туча (большая, темная, свинцовая, угрюмая, снежная, грозная);


1У. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Чему научились на уроке?

-Что нового узнали?

-Какой вид работы понравился больше всего?


У.Домашнее задание: п. 26 стр. 51 (порядок разбора) упр.133.

Урок № 30.

Тема: предложение.

Цель: знать основные признаки предложения. Грамматическая связь, грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения. Знаки завершения.

Уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, выделять грамматическую основу предложения.

Повторение: правописание безударных гласных в корне слова;


Ход урока.


1. Организационный момент:

-проверка готовности уч-ся к уроку;

-проверка отсутствующих;

-мобилизация внимания уч-ся;

П. Проверка домашнего задания (назвать составленные словосочетания, назвать способ связи слов.)

Ш.Работа по теме урока.

1.Словарь корней:

Багровый. багряный.багрец (багр- красная краска). Сумерки (образовано при помощи приставки СУ- от не сохранившегося в современном русском языке слова МЕРКИ. Сравните: меркнуть, мерцать, мрак).

2.Повторение изученного на прошлом уроке:


-Какие два вида разбора словосочетаний мы с вами узнали на предыдущем уроке? (Устный разбор и письменный.)

-В чем отличие устного разбора от письменного? (Отличие заключается в том, что при письменном разборе мы все его пункты указываем графически, а при устном все их проговариваем)

-Проведите письменный разбор словосочетания огромного города. (Это делает один учащийся у доски.)

- Сделайте устный разбор словосочетания вечнозеленое дерево

(Это делает один учащийся, можно с места.)

3.Наблюдение над новым материалом:

Запись на доске:



Прекрасная погода. Сегодня стоит прекрасная погода.

-В какой из этих фраз нам больше понятен смысл?

(Во второй.)

-Почему?

(Из-за того, что во второй фразе показано больше деталей, указаны временные рамки события.)

- Чем является первая фраза?

(Она является словосочетанием.)

- Вторая фраза является предложением. Чем обладает это предложение? (Оно обладает интонационной и смысловой за­конченностью.)




Физкультминутка

Вышла мышка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигая» вперед в колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный топот (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или л своему месту).


IV. Закрепление изученного материала

I. Из стихотворения, написанного на доске, нужно выписать все предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу.

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли.

С испуга

Ставни заскрипели.

И в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

Жалобу кому-то

Ветер шлет на что-то

И бушует люто:

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Все в окно стучится

И слезами ,тая,

По стеклу струится.

(С.Есенин)

2.Работа с учебником:

А). Чтение первого наблюдения стр. 52

Б). Работа над вторым наблюдением стр. 53

В).Работа над третьим наблюдением стр. 53-54.

3.Наработка практических навыков:

- упр. 134 (письменно);

-упр. 135 (устно.);

-разбор упр. 136

4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Чем предложение отличается от словосочетания?

-Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

-Если предложение имеет только один главный член предложения, то такое предложение называется…

5.Домашнее задание:

П.27 стр. 53,54 (правило), упр. 136







Урок № 31.


Тема: Виды предложений по цели высказывания.

Цель: познакомить уч-ся с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), обратить особенности на интонацию предложений.

Уметь распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные).


Ход урока.


1. Организационный момент:

-проверка готовности уч-ся к уроку;

-проверка отсутствующих;

-мобилизация внимания уч-ся;

2.Проверка выполнения домашнего задания учителем.


3.Синтаксическая пятиминутка.

По небу голубому проехал грохот грома. (С.Маршак)

Задание:

-выделить и разобрать словосочетания грохот грома (письменно), по небу голубому (устно);

-Какие звуки помогают автору передать грохот грома?


4. Беседа с классом по вопросам:

-Какие знаки называются знаками завершения?

-Какие знаки называются знаками разделения и выделения?


5. Работа с уч-ся по новой теме урока:

- знакомство с наблюдением на стр. 55

-заучивание правила на стр. 56.

-наблюдение над интонацией предложения. Стр. 56 ( под звездочкой).


6.Закрепление изученного материала:

Задание: сделать из предложений сначала побудительные, а затем вопросительные предложения.

Ты завтра пойдешь в кино .Он сделал домашнее задание. На улице стало тепло.

Уже можно кататься на роликовых коньках и велосипеде.


7.Работа с учебником:

-устная работа над упр. 138, 139, 140, 143

- письменная работа упр. 144.


8.Подведение итогов урока. Рефлексия.


9.Домашнее задание: п.28 стр. 56 (правило); упр. 142, 147.

Повторить: орф № 6-9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разбор словосочетания.

Автор: Катенёва Ольга Алексеевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Разбор словосочетания"
    ["seo_title"] => string(24) "razbor_slovosochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "362431"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480060891"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Синтаксический разбор словосочетания 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "sintaksichieskii-razbor-slovosochietaniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445542353"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока "Словосочетание.Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_slovosochietaniie_vidy_slovosochietanii_sintaksichieskii_razbor_"
    ["file_id"] => string(6) "365134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480703621"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока "Словосочетание.Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_slovosochietaniie_vidy_slovosochietanii_sintaksichieskii_razbo_1"
    ["file_id"] => string(6) "365135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480703702"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по русскому языку на тему: Разбор словосочетания "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-razbor-slovosochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "194864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427818557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства