-Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)
В). Слово учителя
Ребята, не все слова могут сочетаться друг с другом. Это могут делать только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Однако иногда поэты и писатели сознательно нарушают законы сочетаемости слов, используя непривычные для обиходной речи словосочетания. Такие словосочетания являются средствами выразительности речи. Они помогают нам ярче, образнее представить описываемый предмет, явление.
— Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов. Какие словосочетания показались вам необычными? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?
1) Под музыку осеннего дождя Иду во тьме...
(К. Фофанов.)
2) Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам.
(Н. Рыленков.)
3) И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
(И. Бунин.)
4) В небе дым поблеклый,
Снег на тротуаре,
На трамвайных стеклах
— Ледяной гербарий.
(И. Кобзев.)
— Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными музыка, лес, кусты, слезы, гербарий.
— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.)
— Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса.)
— Как найти в словосочетании главное и зависимое слова?
Г).Физкультминутка
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Ручки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней,
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней
Ш.Работа по теме урока.
1.Словапно-орфографическая работа:
Всегда, никогда, орфограмма, косьба, молотьба, просьба, вести (ведет), везти
-знакомстсво с планом разбора и образцом разбора словосочетания п. 26 стр. 51
-устный разбор словосочетания упр. 132;
3.Письменный разбор словосочетаний:
Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, дрожать от холода;
4.Наблюдение над выразительными средствами языка:
Высокая рябина мокнет под дождем-
Чахлая рябина мокнет под дождем.
(Плещеев)
Слово учителя: в словосочетании высокая рябина сообщается о высоте рябины, в словосочетании чахлая рябина создается образ рябины- это эпитет, помогает образно представить рябину. Благодаря эпитетам текст становится ярче, выразительнее.
У.Домашнее задание: п. 26 стр. 51 (порядок разбора) упр.133.
Урок № 30.
Тема: предложение.
Цель: знать основные признаки предложения. Грамматическая связь, грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения. Знаки завершения.
Уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, выделять грамматическую основу предложения.
Повторение: правописание безударных гласных в корне слова;
Ход урока.
1. Организационный момент:
-проверка готовности уч-ся к уроку;
-проверка отсутствующих;
-мобилизация внимания уч-ся;
П. Проверка домашнего задания (назвать составленные словосочетания, назвать способ связи слов.)
Ш.Работа по теме урока.
1.Словарь корней:
Багровый. багряный.багрец (багр- красная краска). Сумерки (образовано при помощи приставки СУ- от не сохранившегося в современном русском языке слова МЕРКИ. Сравните: меркнуть, мерцать, мрак).
2.Повторение изученного на прошлом уроке:
-Какие два вида разбора словосочетаний мы с вами узнали на предыдущем уроке? (Устный разбор и письменный.)
-В чем отличие устного разбора от письменного? (Отличие заключается в том, что при письменном разборе мы все его пункты указываем графически, а при устном все их проговариваем)
-Проведите письменный разбор словосочетания огромного города. (Это делает один учащийся у доски.)
Прекрасная погода. Сегодня стоит прекрасная погода.
-В какой из этих фраз нам больше понятен смысл?
(Во второй.)
-Почему?
(Из-за того, что во второй фразе показано больше деталей, указаны временные рамки события.)
- Чем является первая фраза?
(Она является словосочетанием.)
- Вторая фраза является предложением. Чем обладает это предложение? (Оно обладает интонационной и смысловой законченностью.)
Физкультминутка
Вышла мышка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигая» вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный топот (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или л своему месту).
IV. Закрепление изученного материала
I. Из стихотворения, написанного на доске, нужно выписать все предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу.
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли.
С испуга
Ставни заскрипели.
И в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются.
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами ,тая,
По стеклу струится.
(С.Есенин)
2.Работа с учебником:
А). Чтение первого наблюдения стр. 52
Б). Работа над вторым наблюдением стр. 53
В).Работа над третьим наблюдением стр. 53-54.
3.Наработка практических навыков:
- упр. 134 (письменно);
-упр. 135 (устно.);
-разбор упр. 136
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Чем предложение отличается от словосочетания?
-Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
-Если предложение имеет только один главный член предложения, то такое предложение называется…
5.Домашнее задание:
П.27 стр. 53,54 (правило), упр. 136
Урок № 31.
Тема: Виды предложений по цели высказывания.
Цель: познакомить уч-ся с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), обратить особенности на интонацию предложений.
Уметь распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные).
Ход урока.
1. Организационный момент:
-проверка готовности уч-ся к уроку;
-проверка отсутствующих;
-мобилизация внимания уч-ся;
2.Проверка выполнения домашнего задания учителем.
3.Синтаксическая пятиминутка.
По небу голубому проехал грохот грома. (С.Маршак)
Задание:
-выделить и разобрать словосочетания грохот грома (письменно), по небу голубому (устно);
-Какие звуки помогают автору передать грохот грома?
4. Беседа с классом по вопросам:
-Какие знаки называются знаками завершения?
-Какие знаки называются знаками разделения и выделения?
5. Работа с уч-ся по новой теме урока:
- знакомство с наблюдением на стр. 55
-заучивание правила на стр. 56.
-наблюдение над интонацией предложения. Стр. 56 ( под звездочкой).
6.Закрепление изученного материала:
Задание: сделать из предложений сначала побудительные, а затем вопросительные предложения.
Ты завтра пойдешь в кино .Он сделал домашнее задание. На улице стало тепло.
Уже можно кататься на роликовых коньках и велосипеде.