Урок по теме "Синтаксические нормы осложненного предложения" - один из серии уроков, направленных на систематизацию знаний учащихся, поэтому в его структуре присутствуют компоненты дифференциации в ходе самостоятельной работы. Кроме того, учащиеся на уроке имеют возможность не только продемонстрировать высокий уровень мотивации к изучаемому предмету, но и свои умения и навыки, приобретенные в других общеобразовательных ьобластях. Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, включало в себя следующие разделы: синтаксические нормы предложения, осложненного причастным и деепричастным оборотом, предлоджения с однородными членами.
Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой. К уроку предусматривалось опережающее домашнее задание:прочитать лекции 3,4 (повторить все о причастных и деепричастных оборотах, однородных членах, понятие синтаксической нормы)
Учителем разработан курс лекций, практикум и электронное приложение к данному разделу курса, поэтому на уроке использованы методические и дидактические материалы учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы осложненного предложения »
Бабенкова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана Оренбургской области, лауреат премии Президента РФ 2006 г.
Представленный на конкурс урок по теме «Синтаксические нормы осложненного предложения» – один из серии уроков, направленных на систематизацию знаний учащихся, поэтому в его структуре присутствуют компоненты дифференциации в ходе самостоятельной работы. Кроме того, учащиеся на уроке имеют возможность не только продемонстрировать высокий уровень мотивации к изучаемому предмету, но и свои умения и навыки, приобретенные в других образовательных областях.
При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:
групповая;
работа в малых группах;
индивидуальная работа.
Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя следующие разделы:
Синтаксические нормы предложения с однородными членами.
Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.
К уроку предусматривалось опережающее домашнее задание: прочитать лекции 3,4 (повторить все о п/о, д/о, однородных членах, понятия синтаксическая норма, осложненное предложение)
Учителем разработан курс лекций, практикум и электронное приложение к данному разделу курса, поэтому на уроке использованы методические и дидактические материалы учителя.
Цели урока:
Систематизировать изученное по теме.
Обучать анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.
Задачи урока:
Актуализировать знания учащихся по теме: «Синтаксические нормы осложненного предложения».
Повторить правила конструирования предложений с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами.
Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
Обобщить и систематизировать материал по теме: Синтаксические нормы осложненного предложения.
Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
Организовать самоконтроль учащихся на уроке.
Тип урока: систематизация и обобщениематериала.
Форма проведения урока: Практикум.
Оборудование:
1.Компьютеры и электронные тесты по синтаксическим нормам.
2.Мультимедиа.
3.Лекции по русскому языку и культуре речи (лекция 3,4).
4.Практикум по русскому языку и культуре речи (занятие 4, тесты).
5.Дидактический материал (в распечатках)
Структура урока:
Вводная часть.
Систематизация материала по блокам. Каждому блоку предшествовала актуализация изученного по разделу на теоретическом уровне, а потом уже выполнялись практические задания.
Практическая работа в группах.
Сообщение домашнего задания.
Обобщение по теме.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем работу над разделом «Синтаксические нормы». Прочитаем тему урока.
Синтаксические нормы осложненного предложения.
Далее проводится актуализация темы через словарную работу.
Что такое синтаксические нормы? (Это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов)
Дайте понятие осложненного предложения. (Это простые предложения, в состав которых входят обособленные и однородные члены предложения, обращения и вводные слова)
Сформулируйте цели и задачи нашего урока.
Ученики формулируют цели и задачи урока, а учитель корректирует формулировку.
Итак, наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу, повторить правила конструирования предложений с причастными и деепричастными оборотами, однородными членами.
Больше всего ошибок в ЕГЭ бывает на употребление д/о, п/о и предложений с однородными членами.
2.Актуализация изученного о д/о.
Учитель: Рассмотрим пример ЕГЭ (сл.3). Задание А7: Выберите грамматически правильное продолжение предложения и объясните свой выбор.
Рассматривая рисунок,
1. Создается впечатление, что птица живая.
2. Обратите внимание на штриховку.
3. Неожиданно погас свет.
4. Мне вспомнилось лето.
Вспоминаем правила употребления д/о. (сл.4 и лекция 3, п.5)
Возможные ответы учащихся:
*Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету:
Рассматривая рисунок, обратите внимание на штриховку.
*Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
Учитель: В каких случаях нельзя употреблять д/о?
Возможные ответы учащихся:
*Если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Рассматривая рисунок, неожиданно погас свет.
*Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог относиться деепричастный оборот, т.е. сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения: Идя домой, мне стало грустно.
*Если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.е. субъекты действия не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (д.л.)
3.Тренировочные упражнения. Учащиеся решают задания из практикума и устно объясняют свой выбор.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя на велосипеде,
1.развиваются мышцы ног и спины.
2.требуется немалая выносливость.
3.вы получаете большое удовольствие.
4.у меня сломалась фара.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
1.началось распределение ролей.
2.оказалось, что там слишком много ролей.
3.была назначена первая репетиция.
4.мы немедленно начали репетировать.
4. Актуализация изученного о п/о.
Учитель: Рассмотрим ошибки при п/о и определим тип ошибок (на слайдах написаны предложения)
В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
Пастух подходил к нашему костру, заночевавший в горах.
Я жил в тихой, затерявшей в глуши деревушке.
Представление о прямой дает луч света,выходящего из малого отверстия
В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем.
Возможные ответы учащихся:
1.Определяемое слово оказывается внутри п/о.
2.Отрыв п/о от определяемого слова.
3.Нет возвратного суффикса -СЯ
4.Нарушено согласование определяемого слова с определением.
5.Выступают как однородные члены придаточное предложение и п/о.
Редактируем предложения (устно и письменно)
Актуализация изученного об однородных членах.
Учитель:Дайте понятие однородных членов.
Возможные ответы учащихся:
*Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним членом предложения. Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. (Пришвин)
Учитель: Рассмотрим примеры с ошибками при однородных членах.
1.Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
2.Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.
3.Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.
4.Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, музыке, литературе.
Учитель:Определите тип ошибок, отредактируйте текст и запишите полученный вариант.
Учащиеся самостоятельно проверяют работу и объясняют тип ошибок.
Самопроверка (на слайде)
1.Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождаломечты о покорении космоса.
2.Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях
3.Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.
4.Преподаватели научат ребят разбираться в живописи, музыке, литературе и привьют им любовь к этим видам искусства.
Возможные ответы учащихся: Типы ошибок:
Несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все однородные члены.
Ошибки на управление.
Однородные члены должны быть в одной форме с обобщающим словом.
Сочетание одного из членов предложения с придаточным.
Учитель: К сожалению, разнотипное выражение однородных членов как синтаксическая ошибка часто встречается в деловом и научном стиле (на слайде даны предложения). Учащимся предлагается отредактировать данные предложения:
*Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю
в обучении и воспитании слушателей:
точно знать количество слушателей в группе;
своевременно докладывать руководителю группы о запросах
и пожеланиях слушателей;
помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими
слушателями.
(надо: организовать помощь… в работе… )
Далее идет самостоятельная работа в дифференцированных группах. Учащимся предлагается три вида деятельности: самостоятельная с использованием электронных тестов по теме с самопроверкой, работа по индивидуальному образовательному маршруту по изучаемой теме и работа с учителем (группа С). Перед работой с электронными тестами учитель проводит инструктаж.
Группа А (сильная) работает на компьютерах с тестами «Синтаксические
нормы» и выполняет любые задания группы В.
Группа В (средняя) выбирает задания из перечня и выполняет в тетради:
Практикум, занятие 4, с.17, №11,12,13,14 + тесты в последней теме
Распечатка - задания по выбору Группа С (слабая) решает тесты из практикума.
Данная работа предполагает возможность учащихся проверить свой уровень знаний, при необходимости получить консультацию учителя, закрепить полученные знания, выполняя тестовые задания по теме.
Домашнее задание предусматривает повторение и систематизацию учебного материала с опорой на лекции и практикум, разработанные учителем.
Изучить лекции 3,4 + таблицы №1,2 + приложение №3.
Выполнить задания из практикума, занятие 4 - № 10, 17.
8.Итог урока.
Учитель: Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
Учащиеся анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.
В заключительном слове учитель нацеливает учащихся на осознанное повторение и подготовку к ЕГЭ по русскому языку.
Используемая литература:
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2006.
2.Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М, 2006.
3.Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. – Самара, 2005.
4.Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. – Самара, 2008.
5.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996.
6.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М, 1998.
7.Розенталь Д.Э.Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 1998.
Приложение.Практикум по русскому языку и культуре речи (ортология)
Занятие 4 (2 часа)
Тема: Ортология. Грамматические нормы.
11.Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространенные определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами.
1. Дорога вьется между двумя колеями (поросший зеленой придорожной травой). 2. Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3. Солнце село, и на небе замерли легкие облака (розовый от заката). 4. Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребенка). 5. По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6. Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7. Мы плыли в сплошном тумане (закрывший берег и море). 8. В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).
12. Укажите, какие неправильности допущены в построении причастных оборотов. Исправьте эти неправильности и спишите предложения.
1. В поросших луга буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызвал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром. 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде.
13. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2. Тщательно прицелившись, … а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, … а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 4. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких птиц коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз объял ужас. 5. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 6 Подъезжая к станции, … а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 7. Набирая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
14. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.
1. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки. 4. Читая поэму «Мертвые души» и сталкиваясь с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 5. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 6. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 7. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 8. Услышав о разведке, Пете стало весело. 9. Взявши власть в свои руки, советским правительством были изданы декреты.
Тесты.
№1.Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).
1.Хор исполнял «Калинку».
2.Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.
3.Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.
4.Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.
№2.Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородине».
2.Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3.Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
4.Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами данных по разным вопросам науки.
№3. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.О поэме А.Блока «Двенадцать» споры не утихают до сих пор.
2.Одним из выдающихся поэтов был А.Фет, воспевших красоту природы.
3.На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.
4.Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.
№4. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.В стихотворении А.Блока «Осенней Воле» просматриваются традиции литературы XIX века.
2.Одним из признанных вождей натуральной школы стал В.Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.
3.Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.
4.Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.
№5. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.В стихотворении «Письме к матери» С.Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.
2.Н.Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.
3.Все, кто были на спектакле, остались довольны.
4.Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.
№6. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.В комедии А Чехова «Вишневом саде» темой является судьба России, ее будущее.
2.На каторге Ф.Достоевский столкнулся с личностями уголовного мира, ставящих себя выше нравственных законов общества.
3.Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.
4.Те, кто катался в этот день на лыжах, обморозили не только лицо, но и руки.
№7. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.Героиня романа «Преступления и наказания» является идеалом Ф.Достоевского.
2.Художники любуются и одухотворяют природу.
3.Н.Гоголя тревожит проникновение в общество чичиковых, несущего воинствующую подлость.
4.Тире ставится не только после однородных членов, но и между подлежащим и сказуемым.
№10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Услышав длинный гудок,
1.только после этого можно набрать номер.
2.наберите номер абонента.
3.набирается номер абонента.
4.значит, линия свободна.
№11. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прогуливаясь по вечернему городу,
1.мы получили настоящее удовольствие.
2.у нас завязался разговор.
3.подростками часто нарушаются правила поведения.
4.проспект произвел неизгладимое впечатление.
№12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя состав слова,
1.у меня возник вопрос.
2.укажите его морфемы.
3.мне поставили «отлично».
4.часто не указывается основа.
№13. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
1.у вас остается мало времени для развлечений.
2.в значительной степени развиваются творческие способности.
3.у меня появилось много интересных знакомых.
4.я уже сделал свой выбор.
№14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
1.мной овладела тревога.
2.испортилась погода.
3.это займет меньше часа.
4.я зашел к приятелю.
Задания по синтаксической стилистике русского языка
(синтаксические нормы осложненного предложения)
Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово, расставьте знаки препинания.
Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощутить радость но и существовать вообще. (С.Барлин)
Переделайте предложения, преобразуя один из глаголов-сказуемых в деепричастие–обстоятельство.
1.Собака рычала и кидалась на зверя. 2.Он оглянулся и увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка. 3.Разведчик спрятался и стал следить за дорогой. 4.Если спотыкаешься, не всегда брани дорогу.
Переделайте предложения, преобразуя один из глаголов-сказуемых в деепричастие-обстоятельство в причастие-определение.
1.Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. 2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу. 3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными. 4.Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.
Запишите предложения, поставив причастные обороты рядом с определяемыми словами. При необходимости поставьте знаки препинания.
1.Яркими звездочками земляники покрылись поляны ив сухом бору (обильно цветущей). 2.Дочь лесника увидела небольшого лопоухого лосёнка (собиравшая землянику). 3.Охотникам, косарям и грибникам иногда попадаются рога (сброшенные лосем). 4. Зашуршала, закачалась белоусая трава, послышался легкий топот, и на крошечную лесную поляну выкатил заяц (обрамленный облетевшим осинником). 5.Звенят под ногами поблёкшие листья (высушенный крепки утренником).
5. Спишите текст, отредактируйте предложения.
1.Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2.Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3.К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. В нашем лесу много ягод и малины. 5. Мой товарищ упорный, но трудолюбивый. 6. Он всегда помнит обещание, но не откладывает его в долгий ящик. 7.Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. 8.Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 9.Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. 10. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 11.В большом зале с потемневшей от дыма стенами стояли длинные низкие столы. 12.Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей. 13.Затянувшее тучами небо повисло над просекой. 14.Причастия – это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 15.Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском.
6. Спишите текст, отредактируйте предложения, если это необходимо.
1.Росш..е (не)забудки у руч..я уже зацвели. 2.Показавш..ся солнце из-за туч(?) ярко осв..тил.. лес и поляну. 3.Появив..ся поч(?)ки на деревьях говорили о наступавш..й весне. 4.На пристан.. толпились ожидающ.. пассажиры посадку на катер. 5.Молч..ливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разл..ваются наполняемые реки талой водой. 7.Открыв окно, я залюб..вался видом города. 8.Открывая дверь, она громко скрипнула. 9.Мама с..дела, откинувшись на спинку стула. 10. Заканчивая чертеж, у меня сл..мался карандаш (?). 11. Возвращаясь домой, ш..л дождь. 12. Прочитав рассказ, он пок..зался мне слишком грус(?)ным. 13.Разл..жив игрушки на д..ван.., дети нач..ли какую(то) интересную игру. 14.Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 15.Под(?).е..жая к деревне, у машины спустилось колесо. 16.Прочитав А.Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа». 17.Читая эти строки, создается впеч..тление, что автор пиш..т о нас. 18.Он (не)замечал н.. лесов, н.. озер, заросшие кувшинкой. 19.На деревьях распустились первые листочки, р..стущих около дома. 20.П..стух увид..л наш костер, заноч..вавший в горах.
9
Бабенкова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»