Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ТДЦ: повторить ранее пройденный учебный материал по СПП с различными видами придаточных. Образовательная: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Развивающая: развивать аналитические умения в синтаксическом разборе СПП; развивать и совершенствовать умения и навыки уч-ся по составлению схем СПП и синтаксического разбора данных предложений. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувства патриотизма к Родине и уважения к окружающим людям
Этап урока Содержание учебного материала
I.Организационный этап Приветствие. Сообщение темы и целей урока.
Проведем теоретическую разминку «Передай другому» (Один учащийся задает вопрос по теме СПП, адресуя его конкретному учащемуся, если учащийся, получивший вопрос, не может ответить, на вопрос отвечает задавший его. Если учащийся, получивший вопрос, отвечает на него, то задает свой.).
-Какое предложение мы называем простым.
-Какое предложение мы называем сложным.
- Что такое ССП?
- На какие группы делится ССП?
- Что такое СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
II. Повторение.
1) Настрой учащихся на работу
И я подобрала девиз, под которым мы с вами сегодня будем работать:
Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.
Так как при изучении нового материала, а также при повторении мы частенько делаем ошибки, будем стараться их не совершать.
У каждого на столе лежит листочек, на котором выделены элементы нашего урока, на протяжении всей нашей работы я попрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где у вас будут ошибки или же где у вас возникнут вопросы. Договорились?
Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.
Орфографическая разминка
Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?
1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () — не употребляются без не
2) несчастье (беда, горе) — счастье; непорядок (беспорядок) — порядок; нездоровье (болезнь) — здоровье; невежливость (грубость) — вежливость; недоверие (подозрительность) — доверие; неодобрение (порицание) — одобрение; независимость (свобода) — зависимость; невнимательность (небрежность) — внимательность; необразованность (глупость) — образованность
— Почему я разделила эти сущ. на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.
— Подобрать ко второй группе сущ. синонимы.
— Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)
Проверка домашнего задания Какие предложения называются СПП?
Из каких частей состоит СПП?
Назовите основные виды СПП?
III. Постановка целей и задач урока.
Повторение придаточных предложений (уст.раб.)
Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.
Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)
Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)
Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)
У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)
У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)
Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)
Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)
Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)
Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?
— А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:
Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)
(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)
— Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?
А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.
IV Изучение нового материала Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].
— Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.
— На странице учебника …. имеется порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
— Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).
— Чем отличается схема ССП от схемы СПП?
— Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====)
Дифференцированные задания.
«3»
1.Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, который бывает только днем (СПП с придаточными времени и определительным). 2.Кроме двери, которая вела в переднюю, была еще дверь. (СПП с придаточным определительным) 3.Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату.(Простое) 4. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик, в котором она узнала вчерашнего незнакомца.(СПП с придаточным определительным)
«4»
Они гурьбой толпились около него, когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот. (СПП с придаточным времени)
Когда девочка выросла, ее отправили на другую, более серьезную работу. (СПП с придаточным времени)
Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе. (СПП с придаточным изъяснительным)
«5»
№ п/п Предложение Схема предложения Вид придаточного
1. Где ты будешь, там я буду. (И.С.Тургенев). места
2. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. (Л.Н.Толстой). места
3. Счастье нас там ждет, где его обрести не чаем. (Б.Садовский). места
Физминутка Поиграем!
1. И нищий наездник таится в ущелье, 1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута, 2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу, 3. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Известно, 4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться, 5. когда я почувствовал страшную усталость.
Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).
5-4 (ССП лишнее)
V. Закрепление нового материала 6) Закрепление
Тестирование
Тесты. 1 В
1. Найдите СПП.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Девушка так внимательно осматривала все места, как будто провела здесь своё детство.
2. Прочитайте предложение. Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нём стоит ….
А. Перед главным предложением
Б. После главного предложения
В. В середине главного предложения.
3. Определите тип придаточного обстоятельственного в СПП Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. Придаточное времени.
Б. Придаточное определительное.
В. Придаточное условное.
4. Найди среди данных предложений СПП с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло моё детство.
Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.
В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.
5. Найдите СПП.
А. Я не могу понять, что мне нужно сделать.
Б. Я учился в школе, а мой брат работал на заводе.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
Тесты. 2 В
1. Прочитайте предложение. Только исследуя какой-нибудь клочок земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нём стоит….
А. Перед главным предложением.
Б. После главного предложения.
В. В середине главного предложения.
2. Определите вид придаточного обстоятельственного в СПП. Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и воду пойдут.
А. Придаточное сравнительное.
Б. Придаточное условия
В. Придаточное времени.
3. Найдите среди данных предложений СПП с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. В то время как мы готовили материалы экспедиции начальник отряда договаривался с проводниками.
Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
В. Я так долго не получал писем от своего друга, что начал сильно беспокоиться.
5.Укажите предложение, в котором знаки препинания стоят верно.
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли, там, где её никогда не найдёт человек обладающий скудными знаниями.
Б. Чем больше знает человек тем сильнее он видит поэзию земли, там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.
В. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.
1-В 5-А 4-А
2-Б 1-А 5-В
3-А 2-Б
4-Б 3-В
Итог урока
Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»
Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме.
— Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?
Домашнее задание Составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.) Выполнить синтаксический разбор сложноподчиненных предложений.