Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор сложносочиненных предложений»
Модуль урока
русского языка
в 9 классе
по теме «Синтаксический разбор сложносочиненных предложений»
Учитель СОПШДО №17
г.Павлодар
Блашкина Н.Н.
Тема 7: Основные группы сложносочиненных предложений
по значению и союзам
I. Орфографическая пятиминутка: встаю в одно и то же время; делаю то же, что вчера; спешу так же, как все; интересно то же, что другу; элеватор; вереница (от рус. верень - 'ряд' ).
II. Творческое списывание. Задание: заменить данные сложноподчиненные предложения близкими по смыслу сложносочиненными. Указать, какие отношения в них выражены.
Рабочий вариант.
Запись в тетрадях учащихся.
1. Когда стояли погожие дни, работа на колхозных нивах не прекращалась даже в глухую полночь.
2. Когда уборка была в разгаре, по дорогам днем и ночью шли и шли машины, доверху груженные зерном нового урожая.
3. Когда нескончаемые вереницы грузовиков тянулись к элеваторам, на дорогах безраздельно властвовал над всем сытный, вкусный запах молодого хлеба.
Дни стояли погожие, и работа на колхозных нивах не прекращалась, даже в глухую полночь.
Уборка была в разгаре, и по дорогам днем и ночью шли и шли машины, доверху груженные зерном нового урожая.
Нескончаемые вереницы грузовиков тянулись к элеваторам, и на дорогах безраздельно властвовал над всем сытный, вкусный запах молодого хлеба.
III. Творческий диктант. Задание: заменить сложноподчиненные предложения близкими по смыслу сложносочиненными.
1. Все было белым, красивым, чистым, потому что падал мягкий теплый снег. 2. Огород казался необычайно просторным оттого, что в нем было убрано. 3. Бревна слепились одно с другим, потому что под них набило снегу.
Выполнив задание, ученики получат авторский вариант каждого предложения:
1. Падал мягкий теплый снег, и все было белым, красивым, чистым (В. Кожевников).
2. В огороде было убрано, и оттого он казался необычайно просторным (В. Астафьев). 3. Под бревна набило снегу, и они слепились одно с другим (В. Астафьев).
- Можно ли данные и измененные предложения считать синонимичными? Почему? Какие отношения они выражают? (Причинно-следственные.)
IV. Устный диктант с грамматическим заданием: указать, из скольких простых предложений состит каждое сложносочиненное, какими союзами они соединяются, какие отношения выражают.
1. Что-то мне на земле не сидится, нынче вновь отправляюсь в полет. То поет надо мною синица, то полярная вьюга поет. Самолет, догоняющий дали, нас несет над Сибирью над всей. То Печора закружит спирали, то зиг-заги метнет Енисей (М. Лисянский). 2. Сыпались звезды, да иглы звенели (С. Щипачев). 3. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать (М. Светлов). 4. Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу (И. Бунин). 5. Снова тучи проносятся, дыбясь, или дым синеву заволок... (Н. Старшинов).
V. Беседа по обобщающим вопросам: 1) Указать общее между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в чем различие? 2) Назвать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
VI. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. разбору предложения предпосылается графическое оформление его и выразительное чтение
Образец:
1, дв.п.
Солнце пригрело, [и] в теплом воздухе задрожали, поплыли
2, дв.п.
вершины сопок(И. Калашиков). [1] и [2]. Это предложение невосклиц., сложн., союзн., сложносоч., состоит из двух простых, связанных соединит. союзом и; в предложении говорится о явлениях, которые происходит последовательно одно за другим и связаны между собой как причина и следствие.
Воздух был прозрачен, и виделось далеко-далеко (С. Воронин). 2. Солнце спокойно опускалось за синий лес, и на земле воцарилась мирная тишина (С. Воронин). 3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная, звезды тоже хмурились (А. Чехов). 4. Одни из падающих звезд были чуть заметны, другие же яркими полосами прорезывали темную бездну (В. Арсеньев). 5. Свет звезд застревал в листьях черемухи, и пахло теплом земли и освежающей горечью трав (И. Калашников).
VII, Устное упражнение. Задание: указать, что соединяют выделенные союзы в данных отрывках.
Ранней весной и поздним летом степь уныло однообразная, серая от края до края. И сопки тоже серые, как вороха пепла (И. Калашников). 2. Поля местами покрылись ледяной коркой, а местами и совсем оголились, почернели. Деревья стояли тоже черные, мокрые (С. Шуртаков).
Вывод: сочинительные союзы (например, и, тоже) могут соединять предложения в связном тексте.