kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксический разбор сложносочиненных предложений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой модуль урока русского языка в 9 классе по теме «Синтаксический разбор сложносочиненных предложений».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор сложносочиненных предложений»













Модуль урока

русского языка

в 9 классе

по теме «Синтаксический разбор сложносочиненных предложений»













Учитель СОПШДО №17

г.Павлодар

Блашкина Н.Н.


Тема 7: Основные группы сложносочиненных предложений

по значению и союзам


I. Орфографическая пятиминутка: встаю в одно и то же время; делаю то же, что вчера; спешу так же, как все; интересно то же, что другу; элеватор; вереница (от рус. верень - 'ряд' ).

II. Творческое списывание. Задание: заменить данные сложноподчиненные предложения близкими по смыслу сложносочиненными. Указать, какие отношения в них выражены.


Рабочий вариант.


Запись в тетрадях учащихся.


1. Когда стояли погожие дни, работа на колхозных нивах не прекращалась даже в глухую полночь.

2. Когда уборка была в разгаре, по дорогам днем и ночью шли и шли машины, доверху груженные зерном нового урожая.

3. Когда нескончаемые вереницы грузовиков тянулись к элеваторам, на дорогах безраздельно властвовал над всем сытный, вкусный запах молодого хлеба.


  1. Дни стояли погожие, и работа на колхозных нивах не прекращалась, даже в глухую полночь.

  2. Уборка была в разгаре, и по дорогам днем и ночью шли и шли машины, доверху груженные зерном нового урожая.

  3. Нескончаемые вереницы грузовиков тянулись к элеваторам, и на дорогах безраздельно властвовал над всем сытный, вкусный запах молодого хлеба.


III. Творческий диктант. Задание: заменить сложноподчиненные предложения близкими по смыслу сложносочиненными.


1. Все было белым, красивым, чистым, потому что падал мягкий теплый снег. 2. Огород казался необычайно просторным оттого, что в нем было убрано. 3. Бревна слепились одно с другим, потому что под них набило снегу.


Выполнив задание, ученики получат авторский вариант каждого предложения:


1. Падал мягкий теплый снег, и все было белым, красивым, чистым (В. Кожевников).

2. В огороде было убрано, и оттого он казался необычайно просторным (В. Астафьев). 3. Под бревна набило снегу, и они слепились одно с другим (В. Астафьев).


- Можно ли данные и измененные предложения считать синонимичными? Почему? Какие отношения они выражают? (Причинно-следственные.)

IV. Устный диктант с грамматическим заданием: указать, из скольких простых предложений состит каждое сложносочиненное, какими союзами они соединяются, какие отношения выражают.

1. Что-то мне на земле не сидится, нынче вновь отправляюсь в полет. То поет надо мною синица, то полярная вьюга поет. Самолет, догоняющий дали, нас несет над Сибирью над всей. То Печора закружит спирали, то зиг-заги метнет Енисей (М. Лисянский). 2. Сыпались звезды, да иглы звенели (С. Щипачев). 3. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать (М. Светлов). 4. Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу (И. Бунин). 5. Снова тучи проносятся, дыбясь, или дым синеву заволок... (Н. Старшинов).


V. Беседа по обобщающим вопросам: 1) Указать общее между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в чем различие? 2) Назвать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

VI. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. разбору предложения предпосылается графическое оформление его и выразительное чтение

Образец:

1, дв.п.

Солнце пригрело, [и] в теплом воздухе задрожали, поплыли

2, дв.п.

вершины сопок (И. Калашиков). [1] и [2]. Это предложение невосклиц., сложн., союзн., сложносоч., состоит из двух простых, связанных соединит. союзом и; в предложении говорится о явлениях, которые происходит последовательно одно за другим и связаны между собой как причина и следствие.

  1. Воздух был прозрачен, и виделось далеко-далеко (С. Воронин). 2. Солнце спокойно опускалось за синий лес, и на земле воцарилась мирная тишина (С. Воронин). 3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная, звезды тоже хмурились (А. Чехов). 4. Одни из падающих звезд были чуть заметны, другие же яркими полосами прорезывали темную бездну (В. Арсеньев). 5. Свет звезд застревал в листьях черемухи, и пахло теплом земли и освежающей горечью трав (И. Калашников).

VII, Устное упражнение. Задание: указать, что соединяют выделенные союзы в данных отрывках.

  1. Ранней весной и поздним летом степь уныло однообразная, серая от края до края. И сопки тоже серые, как вороха пепла (И. Калашников). 2. Поля местами покрылись ледяной коркой, а местами и совсем оголились, почернели. Деревья стояли тоже черные, мокрые (С. Шуртаков).


Вывод: сочинительные союзы (например, и, тоже) могут соединять предложения в связном тексте.

Домашнее задание: § 31, упр. 398; написать черновик сочинения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Синтаксический разбор сложносочиненных предложений

Автор: Блашкина Нина Николаевна

Дата: 07.10.2016

Номер свидетельства: 347894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) ""Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений."Конспект урока по русскому языку в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(124) "sintaksichieskii-i-punktuatsionnyi-razbor-slozhnosochiniennykh-priedlozhienii-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420812260"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные"
    ["seo_title"] => string(91) "stroieniiesppvidypridatochnykhpriedlozhieniipridatochnyieopriedielitielnyieiiziasnitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "278608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114877"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Поурочное планирование по русскому языку по теме "Виды сложносочиненных предложений. Знаки препинания в ССП" "
    ["seo_title"] => string(120) "pourochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-vidy-slozhnosochiniennykh-priedlozhienii-znaki-priepinaniia-v-ssp"
    ["file_id"] => string(6) "202257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429201294"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Поурочный план по русскому языку по теме "Виды сложносочиненных предложений. " Класс: 9 "
    ["seo_title"] => string(93) "pourochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-vidy-slozhnosochiniennykh-priedlozhienii-klass-9"
    ["file_id"] => string(6) "202265"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429201604"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Урок русского языка в 5 классе. Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-tiema-slozhnosochiniennyie-i-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "195578"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427919462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства