Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка (включает физминутку) | Стихотворение представлено на доске: Яблоня в моём саду Гнётся сильно на ветру. Наклонилась вправо, влево, Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх опять! И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок, Моя яблонька уснёт. Прочитайте выразительно и сделайте все те же действия, что и яблоня. Расставьте недостающие знаки препинания, запишите по памяти. Проверьте, обменявшись тетрадями. На мультимедийной доске появляется запись со знаками препинания. Составьте схемы предложения «А как стихнет ветерок, / Моя яблонька уснёт» Фонетический разбор слова сладко. Разбор по составу слова малышка. | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения. ТОУУ |
III. Самостоятельная работа по теме «Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения». | Проводится самостоятельная работа по карточкам Карточка: Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему. Небо расчищалось и синело._______________________________________________ Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________________ Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________ Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны. Работа оценивается самими учащимися после группового совещания. | ТОУУ |
IV. Формулирование темы и цели урока. | Учитель просит учеников назвать умение, которое позволяет обобщить всё изученное о сложном предложении. Запись темы урока: Синтаксический разбор предложения. | Регулятивные УУД 1. Формулировать тему урока. 2. Определять характер деятельности. |
V. Знакомство с порядком и образцом синтаксического разбора сложного предложения. | 1. Чтение и анализ по учебнику порядка разбора. Примечание. Учащиеся уже были знакомы с этим порядком в начальной школе. Поэтому на уроке совершенствуется умение производить синтаксический разбор сложного предложения. – Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений. (Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.) – Как обозначается количество частей в составе сложного предложения? (Цифрой рядом с каждой частью – простым предложением в составе сложного.) – Как соединяются части сложного предложения? (Интонацией и союзами или только интонацией.) 2. Чтение образца разбора. 3. Составление схемы-опоры для разбора сложного предложения (схема-опора для разбора сложного предложения к § 31). | Познавательные УУД 1. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему). |
VI. Развитие учебноязыковых умений. | 1. Упр. 291 (осложнённое списывание) – развивается умение находить сложные предложения в тексте, пунктуационно оформлять их, производить синтаксический разбор сложных предложений. Первое предложение разбирается под руководством учителя, остальные – самостоятельно с последующей коллективной проверкой. 2. Дополнительно: выписать сложные предложения, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор 1го сложного предложения. Выполняется самостоятельно. Выборочная проверка учителем. | Познавательные УУД Анализировать, строить рассуждения, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
VII. Итог урока. | Отразите содержание урока в виде схемы. Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | Упр. 292. Выучить план разбора сложного предложения. | |