kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксическая роль причастий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой заключительный урок по теме "Причастие". На уроке использованы различные дидактические материалы для закрепления данной темы. Урок проводился в мультимедийном кабинете с использованиемектронного учебника, интернет-ресурсов, мультимедийных дисков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль причастий »

Тема урока: «Синтаксическая роль причастий. Морфологический разбор причастий»

Цели урока:

*систематизировать ЗУН учащихся по теме, научить различать причастия в потоке речи, находить сходства и различия причастия с прилагательным; сформировать понятие о синтаксической роли причастий;

*активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению изученных сведений о причастии для произведения морфологического разбора причастий;

*продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку;


Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: урок в мультимедийном кабинете


Методы и приемы:

словесный (беседа, объяснение, знакомство с правилом);

практический (самостоятельная работа, работа по учебнику);

наглядный (иллюстрации, тестовые задания);

частично-поисковый.

Формы проведения урока:

фронтальная,

работа в парах,

индивидуальная работа,

самопроверка,

самостоятельная работа.


Оборудование: графопроектор, экран, компьютеры, мультимедийные диски, учебник, тестовые задания, дидактический материал.


Ход урока:


I. Организационный момент (сообщение темы урока, целей, задач урока)

II.Актуализация знаний:


  • создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя,

  • актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.


Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты причастий. Для этого мы должны повторить всё то, что узнали о причастиях.

III. Опрос домашнего задания

  1. «Мозговой штурм»


  • Что называется причастием?

  • Чем различаются действительные и страдательные причастия?

  • Как образуются действительные причастия?

  • Как образуются страдательные причастия?

  • Что такое причастный оборот?

  • Каковы условия обособления причастного оборота?

  • Чем различаются полные и краткие причастия?

  • Как причастие отличить от прилагательного?



2. Цифровой диктант (Учитель читает словосочетание, а ученики в тетрадях составляют ключ, помечая действительные причастия цифрой «1», страдательные – «0»


  • Написанный учеником, борющийся за свободу, расписанный художником, отнятая игрушка, читаемый роман,

  • слушающий музыку, читавший журнал, выученный урок, любящий брат, разбитое сердце


3. Комментированный диктант (образуйте причастия)


  • Колоть – ДПНВ - ………….

  • Видеть – СПНВ - ………….

  • Клеить – ДПНВ - ………….

  • Грохотать – ДПНВ - ………

  • Обидеть – ДППВ - ………..

  • Строить – ДППВ - ………...

  • Решить – СППВ - ………


Учитель:

- На доске прочитайте, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».

Ученик:

- «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».


Учитель:

- В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.


IV. Объяснение новой темы.


Учитель: В предложении причастия обычно бывают определениями: Прочитанная книга интересна. В небе мы увидели летящий самолёт.


В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми: Рожь убрана. Дом построен. Вещи оставлены.


Причастный оборот является одним членом предложения.



V. Закрепление темы.

Запишите предложения и произведите разбор по членам предложения.

Ребята встретили своего лечащего врача. Отец нёс на руках спящего ребёнка. Вымытое лицо девочки сияло.




VI. Морфологический разбор причастия



  1. Начальная форма – какой? (им.п., м.р., ед.ч, полн.ф.)

  2. Пост. – 1) действительное или страдательное

2) вид (совершенный, несовершенный)

3) время (прошедшее, настоящее)

Непост. – 1) число (единственное или множественное)

2) род (только в единственном числе)

3) полная или краткая форма

4) падеж (только в полной форме)

III. Синтаксическая роль (определение или сказуемое)


Произведите морфологический разбор причастий в следующих предложениях.


  1. Земля покрыта снегом.

  2. Появившийся из-за туч месяц.

  3. Мальчик, просеявший муку.

  4. Работа окончена.

  5. Едва слышимый голос был знаком.




VII. Работа в группах

Определите признаки глагола и прилагательного у причастия,

заполнив таблицу(раздаточный материал с таблицей).

Обе группы заполняют пробелы в таблице.



Остальные учащиеся выполняют упражнение «Найдите причастия» (стр. 135 по учебнику У. Жанпеисовой) и задание по мультимедийному диску на компьютере.











VIII. Домашнее задание


  • Упражнение 7 стр. 142 (произвести синтаксический разбор каждого предложения и морфологический разбор 1-2 причастий).


IX. Подведение итогов и рефлексия, комментирование оценок.



А следующий урок, ребята, мы начнем с эпиграфа, которым мы закончим сегодня урок:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю

Глагол по значению напоминаю.




Южно-Казахстанская область

Тюлькубасский район

Село Майтобе

ОСШ имени Ю. Гагарина

Учитель русского языка и литературы

ДЖОЛДЫКАРАЕВА ГУЛЬМИРА КАЛИЕВНА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Синтаксическая роль причастий

Автор: Джолдыкараева Гульмира Калыевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль."
    ["seo_title"] => string(80) "prichastiie_poniatiie_o_prichastii_ghrammatichieskoie_znachieniie_morfologhichie"
    ["file_id"] => string(6) "468116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525158790"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок по теме "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "230299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442073813"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Синтаксическая роль деепричастий "
    ["seo_title"] => string(37) "sintaksichieskaia-rol-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "187175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426484695"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Синтаксическая роль деепричастий. "
    ["seo_title"] => string(39) "sintaksichieskaia-rol-dieieprichastii-1"
    ["file_id"] => string(6) "187176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426485100"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Синтаксическая роль деепричастий . "
    ["seo_title"] => string(39) "sintaksichieskaia-rol-dieieprichastii-2"
    ["file_id"] => string(6) "187183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426485589"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства