Методическая разработка представляет собой заключительный урок по теме "Причастие". На уроке использованы различные дидактические материалы для закрепления данной темы. Урок проводился в мультимедийном кабинете с использованиемектронного учебника, интернет-ресурсов, мультимедийных дисков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль причастий »
Тема урока:«Синтаксическая роль причастий. Морфологический разбор причастий»
Цели урока:
*систематизировать ЗУН учащихся по теме, научить различать причастия в потоке речи, находить сходства и различия причастия с прилагательным; сформировать понятие о синтаксической роли причастий;
*активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению изученных сведений о причастии для произведения морфологического разбора причастий;
*продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку;
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: урок в мультимедийном кабинете
Методы и приемы:
словесный (беседа, объяснение, знакомство с правилом);
практический (самостоятельная работа, работа по учебнику);
I. Организационный момент (сообщение темы урока, целей, задач урока)
II.Актуализация знаний:
создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя,
актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.
Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты причастий. Для этого мы должны повторить всё то, что узнали о причастиях.
III. Опрос домашнего задания
«Мозговой штурм»
Что называется причастием?
Чем различаются действительные и страдательные причастия?
Как образуются действительные причастия?
Как образуются страдательные причастия?
Что такое причастный оборот?
Каковы условия обособления причастного оборота?
Чем различаются полные и краткие причастия?
Как причастие отличить от прилагательного?
2. Цифровой диктант (Учитель читает словосочетание, а ученики в тетрадях составляют ключ, помечая действительные причастия цифрой «1», страдательные – «0»
- На доске прочитайте, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».
Ученик:
- «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Учитель:
- В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.
IV. Объяснение новой темы.
Учитель: В предложении причастия обычно бывают определениями: Прочитанная книга интересна. В небе мы увидели летящий самолёт.
В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми: Рожь убрана. Дом построен. Вещи оставлены.
Причастный оборот является одним членом предложения.
V. Закрепление темы.
Запишите предложения и произведите разбор по членам предложения.
Ребята встретили своего лечащего врача. Отец нёс на руках спящего ребёнка. Вымытое лицо девочки сияло.
VI. Морфологический разбор причастия
Начальная форма – какой? (им.п., м.р., ед.ч, полн.ф.)
Пост. – 1) действительное или страдательное
2) вид (совершенный, несовершенный)
3) время (прошедшее, настоящее)
Непост. – 1) число (единственное или множественное)
2) род (только в единственном числе)
3) полная или краткая форма
4) падеж (только в полной форме)
III. Синтаксическая роль (определение или сказуемое)
Произведите морфологический разбор причастий в следующих предложениях.
Земля покрыта снегом.
Появившийся из-за туч месяц.
Мальчик, просеявший муку.
Работа окончена.
Едва слышимый голос был знаком.
VII. Работа в группах
Определите признаки глагола и прилагательного у причастия,
заполнив таблицу(раздаточный материал с таблицей).
Обе группы заполняют пробелы в таблице.
Остальные учащиеся выполняют упражнение «Найдите причастия» (стр. 135 по учебнику У. Жанпеисовой) и задание по мультимедийному диску на компьютере.
VIII. Домашнее задание
Упражнение 7 стр. 142 (произвести синтаксический разбор каждого предложения и морфологический разбор 1-2 причастий).
IX. Подведение итогов и рефлексия, комментирование оценок.
А следующий урок, ребята, мы начнем с эпиграфа, которым мы закончим сегодня урок:
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю