Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор сложного предложения»
Разработка урока русского языка в 5 классе
Тема. Синтаксический разбор сложного предложения
Разработка урока русского языка в 5 классе
Тема. Синтаксический разбор сложного предложения
Задачи: сформировать у учащихся навыки синтаксического разбора; совершенствовать умение различать виды сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания; учит анализировать сложное предложение, делать обобщенные выводы; развивать речевую, творческую компетентности.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс», раздаточный материал.
Тип: изучение нового материала с обобщением ранее изученного.
Судите о своем здоровье по тому,
как вы радуетесь утру и весне (Г.Торо)
Ход урока
Объявление темы, определение задач урока учащимися
Актуализация опорных знаний
Взаимоопрос по сложному предложению (§ 9)
- Какие предложения называются сложными?
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Сложносочиненными?
2. Работа с эпиграфом.
- Объясните смысл высказывания Г.Торо.
- Какое это предложение – простое или сложное?
- Определите его вид (союзное или бессоюзное)
ІІІ. Работа по теме урока
1. Наблюдение по материалу учебника стр.74
2. Повторение второстепенных членов предложения.
3. Знакомство с образцом разбора предложения стр. 75
4. Тренировочные упражнения.
Разобрать записанные на доске предложения, указать их вид.
Мы узнаем цену здоровья тогда, когда желаем его сохранить, когда мы из здоровых людей превращаемся в больных.
Спортивная ходьба укрепляет тело, а закаливание предупреждает болезни.
- Объясните, как вы понимаете эти высказывания?
Конструирование с устным синтаксическим разбором.
1) Из данных слов составьте бессоюзное СП.
Спорт, жизнь, человека, продлевает, он омолаживает, его.
2) Из простых предложений составьте сложноподчиненное и сложносочиненное.
Мы запаслись шиповником. Он содержит много витаминов.
В школе ребята пьют фиточай. С удовольствием ходят на массаж.
Творческое задание.
Напишите миниатюру «Зимние забавы», используя в случае необходимости, опорные слова. Подчеркните грамматическую основу.
Время года, прекрасная пора, играть, развлечение, бегать, снежки, кататься, коньки, эстафета, соревнование, устраивать.
ІV. Итог урока.
- Что мы сегодня повторили, что нового выучили?
- Вы заметили, что все задания были на одну тему? Какую? (Здоровье)
- Я желаю вам никогда не болеть, быть здоровыми и каждое утро радоваться новому дню.
«Диктант по коду»
Задание. Запишите в первую колонку номера ССП, во вторую – СПП, в третью – БСП.
(«Слабые» дети работают по индивидуальным карточкам)
1.Спорт закаляет, а лень убивает. 2. Здоровье проходит сквозь игольное ушко, болезнь обрушивается потоком. 3. Человек здоров душой и телом, когда он спорт сочетает с делом. 4. Река начинается с ручейка, спорт – с зарядки. 5. Не пейте спиртных напитков, потому что пьющим – это яд, окружающим пытка. 6. До старости баба на базар ходила, но здоровье так и не купила. 7. Несчастливее всех тот человек, который зависит только от вредных привычек. (Ответ: ССП – 2,6; СПП – 3,5,7; БСП – 2,4.)
V. Взаимооценивание.
VІ. Домашнее задание: составьте, используя сложные предложения, текст рекламы на одну из тем: «Здоровье», «Как предостеречь себя от заболевания гриппом», «Лучший продукт»
Индивидуальные карточки
Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
1. Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. (Ж.Руссо)
2. Гимнастика развлекает, укрепляет и предупреждает развитие болезней.