kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксические связи слов в словосочетании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, предначначена для использования учителем на уроке русского языка

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические связи слов в словосочетании»

Урок русского языка в 8 классе на тему:

«Синтаксические связи слов в словосочетании»



Цель: образовательная: знакомство с основными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); определение видов связи слов в словосочетаниях; усвоение понятие о синонимичных словосочетаниях; развитие орфографических навыков;

развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств.


Задачи урока:

образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

развивающая: развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств, любви к родному русскому языку.

УУД:

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме; контролирование и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действие с учѐтом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Познавательные: проведение сравнения и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Технологии урока:

1. Технология здоровьесбережения

2. Технология коллективного обучения

3. Технология дифференцированного обучения

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, домашнее задание, рефлексия.

Вид урока: усвоение новых знаниий



Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

II. Актуализация опорных знаний.

Запишите словосочетания в три столбика: именные, глагольные, наречные.

Осенняя пора, виртуозно играть, очень весело, довольно прохладно, часы остановились, сидеть за партой, прекрасное настроение, второй урок, читать лёжа, румяное яблоко.

- Какое сочетание слов не вошло ни в одну колонку? Почему?

(Часы остановились – грамматическая основа предложения)

- Расскажите о видах словосочетаний

III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с учебником, ознакомление с параграфом на стр. 39.

2. Слово учителя (Слайд 4)

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.

Рассмотрим таблицу:

× -------------------

Главное слово + зависимое слово


Виды словосочетаний

(определяем по главному слову)

Типы связи

(определяем по зависимому слову)

  • Именные

Имя сущ., прилаг., числит., местоим.

Согласование

(род, число, падеж)

  • Глагольные

Глагол, причастие, дееприч.


Управление

(падеж)

  • Наречные

наречие

Примыкание

(смысл)

слайд № 5

IV. Постановка проблемного вопроса

- Как вы думаете, почему так называются связи?

(Согласование – так как зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже и отвечает на вопросы какой? который? чей?; управление – главное слово «управляет» зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется к главному по смыслу.)

- Как называется связь с зависимым словом – существительным?

- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 - Как называется связь с зависимым словом – наречием?


Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

V. Применение правила на практике. Распределить словосочетания по столбикам. (Три ученика работают на доске: один работает над словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание, остальные работают в своих тетрадях). Совершенно бесплатно, бежать по дорожке, предлагать помощь, очень гибкий, желание познакомиться, одиннадцатый час, не заботясь ни о ком, мой учитель, сверяя часы, хороший друг.


Управление

Согласование

Примыкание














VI. Практическое закрепление знаний.

Упр.64 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.


Найдите верное утверждение:

1. В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни

зависимого слова.

2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.


VII. Словарная работа

- Запишите в словарик слова из рамки (стр.40)

VIII. Тестовая индивидуальная работа (Слайд 14, 15)

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) медведь заревел

Б) заревел неистово

В) схватил за комбинезон

2. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А) спуститься с горы

Б) бег трусцой

В) легко преодолеть

3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А) развевающегося флага

Б) шел медленно

В) присутствовать на митинге.


IX. Итог урока.

- Назовите виды синтаксической связи слов в словосочетаниях

- Что характерно для каждого вида связи?


X. Рефлексия

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?


Домашнее задание: Стр.39-40 выучить правило, упр.67, 70 (письменно) – для всего класса; написать толкование слов из рамочки на стр.400





Использованная литература:

Учебник: Русский язык. 8 класс. Линия УМК Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкина и др.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс

Русский язык в таблицах, наглядный теоретический материал.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксические связи слов в словосочетании

Автор: Алия Гаязовна Хасанова

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Открытый урок русского языка в 8 классе Тема." Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании"."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogo_iazyka_v_8_klasse_tema_slovosochetanie_sintaksicheskie_sv"
    ["file_id"] => string(6) "485742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542223028"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-praktichieskogho-zaniatiia-so-studientami-spo-slovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "175259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424254582"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая. "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slovosochietaniie-sviaz-slov-v-slovosochietanii-smyslovaia-i-ghrammatichieskaia"
    ["file_id"] => string(6) "216145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432883113"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи."
    ["seo_title"] => string(62) "vidy-sintaksichieskoi-sviazi-sriedstva-sintaksichieskoi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "253329"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447586407"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Синтаксическая связь в слове и предложениях . Согласование"
    ["seo_title"] => string(61) "sintaksichieskaiasviazvslovieipriedlozhieniiakhsoghlasovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "330397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464247079"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства