Просмотр содержимого документа
«Синтаксические связи слов в словосочетании»
Урок русского языка в 8 классе на тему:
«Синтаксические связи слов в словосочетании»
Цель:образовательная: знакомство с основными видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); определение видов связи слов в словосочетаниях; усвоение понятие о синонимичных словосочетаниях; развитие орфографических навыков;
развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств.
Задачи урока:
образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;
развивающая: развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств, любви к родному русскому языку.
УУД:
• Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме; контролирование и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действие с учѐтом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
• Познавательные: проведение сравнения и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Технологии урока:
1. Технология здоровьесбережения
2. Технология коллективного обучения
3. Технология дифференцированного обучения
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, домашнее задание, рефлексия.
Вид урока:усвоение новых знаниий
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
II. Актуализация опорных знаний.
Запишите словосочетания в три столбика: именные, глагольные, наречные.
Осенняя пора, виртуозно играть, очень весело, довольно прохладно, часы остановились, сидеть за партой, прекрасное настроение, второй урок, читать лёжа, румяное яблоко.
- Какое сочетание слов не вошло ни в одну колонку? Почему?
(Часы остановились – грамматическая основа предложения)
- Расскажите о видах словосочетаний
III. Мотивация учебной деятельности
1.Работа с учебником, ознакомление с параграфом на стр. 39.
2. Слово учителя (Слайд 4)
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.
Рассмотрим таблицу:
× -------------------
Главное слово + зависимое слово
Виды словосочетаний
(определяем по главному слову)
Типы связи
(определяем по зависимому слову)
Именные
Имя сущ., прилаг., числит., местоим.
Согласование
(род, число, падеж)
Глагольные
Глагол, причастие, дееприч.
Управление
(падеж)
Наречные
наречие
Примыкание
(смысл)
слайд № 5
IV. Постановка проблемного вопроса
- Как вы думаете, почему так называются связи?
(Согласование – так как зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже и отвечает на вопросы какой? который? чей?; управление – главное слово «управляет» зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется к главному по смыслу.)
- Как называется связь с зависимым словом – существительным?
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
- Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
V. Применение правила на практике. Распределить словосочетания по столбикам. (Три ученика работают на доске: один работает над словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание, остальные работают в своих тетрадях). Совершенно бесплатно, бежать по дорожке, предлагать помощь, очень гибкий, желание познакомиться, одиннадцатый час, не заботясь ни о ком, мой учитель, сверяя часы, хороший друг.
Управление
Согласование
Примыкание
VI. Практическое закрепление знаний.
Упр.64 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Найдите верное утверждение:
1. В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни
зависимого слова.
2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
VII.Словарная работа
- Запишите в словарик слова из рамки (стр.40)
VIII. Тестовая индивидуальная работа (Слайд 14, 15)
1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А) медведь заревел
Б) заревел неистово
В) схватил за комбинезон
2. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А) спуститься с горы
Б) бег трусцой
В) легко преодолеть
3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А) развевающегося флага
Б) шел медленно
В) присутствовать на митинге.
IX. Итог урока.
- Назовите виды синтаксической связи слов в словосочетаниях
- Что характерно для каждого вида связи?
X. Рефлексия
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
Домашнее задание: Стр.39-40 выучить правило, упр.67, 70 (письменно) – для всего класса; написать толкование слов из рамочки на стр.400
Использованная литература:
Учебник: Русский язык. 8 класс. Линия УМК Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкина и др.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс
Русский язык в таблицах, наглядный теоретический материал.