kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема." Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании".

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить зания о связи слов в словосочетании, формирование умения определять связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 8 классе Тема." Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании".»

Открытый урок русского языка в 8 классе

Тема. " Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании".

Цель:систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

  • развивающая: работа над выразительными средствами языка,развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;

  • воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств,любви к родному русскому языку.

УУД:

• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

• Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

1. Технология здоровьесбережения.

2. Технология коллективного обучения.

3. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий , решение проблемной ситуации, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.



Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация,отпечатанный тест,

Вид урока: систематизация и закрепление темы.

Использованные приемы: постановка проблемного вопроса, поисковый прем.



Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, мы продолжаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня у нас с вами тема – «Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании»(Слайд1)

(Запись даты, темы урока в тетради)

- Цель нашей работы –систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом(Слайд 2 )

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа на повторение(Слайд 3)

Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?

Что называется предложением?

Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.

Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грам.основа , а так же: сл/с не являются однородные члены предложения и сочетания самостоятельного слова и служебной части речи)

( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)


III. Мотивация учебной деятельности

1.Работа с учебником, ознакомление с параграфом .

2. Слово учителя(Слайд 4)

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».

Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого


-рассмотрим таблицу:



× -------------------

Главное слово + зависимое слово


Виды словосочетаний

(определяем по главному слову)

Типы связи

(определяем по зависимому слову)

  • Именные

  • Имя сущ., прилаг., числит., местоим.

Согласование

(род, число, падеж)

  • Глагольные

  • Глагол, причастие, дееприч.


Управление

(падеж)

  • Наречные

  • наречие

Примыкание

(смысл)

(см. Презентацию) слайд № _5__

IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг),(Слайды 6,7)

- А как определить, где главное и зависимое слово? (главное- то, которое конкретизирует понятие).

- Как вы думаете, почему так называются связи?

- Привести свои примеры.

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

- Как называется связь с зависимым словом – существительным?

- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 - Как называется связь с зависимым словом – наречием?


Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)


V. Применение правила на практике. Несколько учеников по очереди выходят к доске. Один работает над словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание(Слайд8)


Проверка работы с одновременным заполнением кластера.

А сейчас, ребята,коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное(Слайды 9-10)


VI. Практическое закрепление знаний.


Разделите словосочетания в три столбика(Слайд 11)

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.


Найдите верное утверждение: (Слайд 12)

1.В подчинительных словосочетаниях

нельзя выделить ни главного, ни

зависимого слова.

2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.


.VII. Творческая работа. Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (Слайд 13)

Ближний, близкий (друг, деревня);

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);

Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).





VIII. Тестовая индивидуальная работа (Слайд 14)

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) медведь заревел

Б) заревел неистово

В) схватил за комбинезон

2. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А) спуститься с горы

Б) бег трусцой

В) легко преодолеть

3. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А) развевающегося флага

Б) шел медленно

В) присутствовать на митинге.


  • 4. Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление.

  • Материнские заботы, расчетные таблицы , снежные звездочки.

  • 5. Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.

  • Залив реки, берег моря, воздух гор.

  • IX. Закрепление материала. Разминка «Веришь ли ты?»

Слово учителя. Ребята, сейчас немного отдохнем и поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите руку и скажите да, если неверное – нет.

- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?

- Нет, это согласование.

- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

- Да.

- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

- Да.

- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

- Да.

- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.

- Нет, грамматическая основа предложения.

- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

- Да.

  • X. Итог урока.

  • 1. Беседа. Алгоритмизация.

  • - Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

  • - 1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

  • - 2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

  • - На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

  • - По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

XI. Стадия рефлексии

 - Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

(Этапы:

1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;

2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;

3) закрепляли знания через применение их на практике.)

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

  • Домашнее задание. Стр.31-34 ,выучить правило, упр.64 (письменно) – для всего класса;

Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».





  • Использованная литература:

Учебник «Русский язык» для 8 класс

Русский язык в таблицах, наглядный теоретический материал.
























Карточка- кластер



СИНТАКСИС


СТРОЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ



ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД










Проверка (слайд)


главное слово зависимое слово

СИНТАКСИС


СТРОЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ



ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД


именное глагольное наречное согласование управление примыкание)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Дмитриева Ирина Федоровна

Дата: 14.11.2018

Номер свидетельства: 485742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства