Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 8 классе Тема." Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании".»
Открытый урок русского языка в 8 классе
Тема. " Словосочетание.Синтаксические связи слов в словосочетании".
Цель:систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;
развивающая: работа над выразительными средствами языка,развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности),овладение нормами литературного языка;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств,любви к родному русскому языку.
УУД:
• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
1. Технология здоровьесбережения.
2. Технология коллективного обучения.
3. Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий , решение проблемной ситуации, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
- Ребята, мы продолжаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня у нас с вами тема – «Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании»(Слайд1)
(Запись даты, темы урока в тетради)
- Цель нашей работы –систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом(Слайд 2 )
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа на повторение(Слайд 3)
Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?
Что называется предложением?
Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.
Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грам.основа , а так же: сл/с не являются однородные члены предложения и сочетания самостоятельного слова и служебной части речи)
( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)
III. Мотивация учебной деятельности
1.Работа с учебником, ознакомление с параграфом .
2. Слово учителя(Слайд 4)
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».
Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого
-рассмотрим таблицу:
× -------------------
Главное слово + зависимое слово
Виды словосочетаний
(определяем по главному слову)
Типы связи
(определяем по зависимому слову)
Именные
Имя сущ., прилаг., числит., местоим.
Согласование
(род, число, падеж)
Глагольные
Глагол, причастие, дееприч.
Управление
(падеж)
Наречные
наречие
Примыкание
(смысл)
(см. Презентацию) слайд № _5__
IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг),(Слайды 6,7)
- А как определить, где главное и зависимое слово? (главное- то, которое конкретизирует понятие).
- Как вы думаете, почему так называются связи?
- Привести свои примеры.
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
- Как называется связь с зависимым словом – существительным?
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?
- Как называется связь с зависимым словом – наречием?
Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)
V. Применение правила на практике. Несколько учеников по очереди выходят к доске. Один работает над словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание(Слайд8)
Проверка работы с одновременным заполнением кластера.
А сейчас, ребята,коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное(Слайды 9-10)
VI. Практическое закрепление знаний.
Разделите словосочетания в три столбика(Слайд 11)
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь, горный воздух, быстро доехать.
Найдите верное утверждение: (Слайд 12)
1.В подчинительных словосочетаниях
нельзя выделить ни главного, ни
зависимого слова.
2. В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
3. И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
4. В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.
5. Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование.
Залив реки, берег моря, воздух гор.
IX. Закрепление материала. Разминка «Веришь ли ты?»
Слово учителя. Ребята, сейчас немного отдохнем и поиграем, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите руку и скажите да, если неверное – нет.
- Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
- Да.
- Верите ли вы, что сочетание «классная комната» – примыкание?
- Нет, это согласование.
- Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
- Да.
- Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
- Да.
- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
- Да.
- Верите ли вы, что сочетание «Наступила осень» - управление.
- Нет, грамматическая основа предложения.
- Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
- Да.
X. Итог урока.
1. Беседа. Алгоритмизация.
- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
- 1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
- 2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
- По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .
XI. Стадия рефлексии
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
(Этапы:
1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;
3) закрепляли знания через применение их на практике.)
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
Домашнее задание. Стр.31-34 ,выучить правило, упр.64 (письменно) – для всего класса;
Творческое д/з – по желанию: написать мини-сочинение на тему «Словосочетание».
Использованная литература:
Учебник «Русский язык» для 8 класс
Русский язык в таблицах, наглядный теоретический материал.
Карточка- кластер
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
Проверка (слайд)
главное слово зависимое слово
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
именное глагольное наречное согласование управление примыкание)