«Русский язык» во 2 классе.
Тема: «Синонимы в тексте».
Васильева С.В.
- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. Организационный момент. | Формирование самооценки готовности к уроку | - Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок? Проверим, всё ль у нас в порядке: учебник, карандаш, тетрадка, дневник, тетрадь, пенал, 1 карточка, 2 карточка, оценочный лист, сигнал. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Психологический настрой. | Создание положительного эмоционального фона | Сегодня у нас открытый урок, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. К нам на урок пришли гости, повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы. | Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой. | Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
2.Актуализация знаний (подводящий диалог). | Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | На прошлой неделе после урока окружающего мира я случайно услышала спор между ребятами нашего класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, отгадав загадки (1 слайд). Ходит под небесами (месяц). Девица круглолица. Ночью, ей не спится – В зеркало глядится (луна). - Один ученик говорил, что видел вечером красивую луну, другой утверждал, что это был месяц. - Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? (луна и месяц – слова, близкие по смыслу). Это синонимы. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Откройте учебник на с.55. Прочитаем тему урока. | Ученики читают загадки. Отгадывают загадки. | Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы. |
3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы. | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. . | - Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока? (Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию). - Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах. Прочтите определения на доске. Найдите правильные определения синонимов. (2 слайд) 1. Синонимы – слова, в переводе с древнегреческого, значат «одноимённые». 2. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию. 3. Синонимы – слова, имеющие несколько значений. 4. Синонимы – слова, противоположные по значению. 5. Синонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос. Покажите сигналом, правильное ли первое определение (2, 3. 4, 5). Кто выбрал всё правильно – балл в оценочный лист. | Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность утверждения. | Проявлять интерес к новому содержанию, понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя. Иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. |
| | - Мы выяснили, что нам известно о синонимах. А тема урока: синонимы в тексте. - Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. (3 слайд) 1. Текст, состоит из нескольких предложений. 2. Заголовок не связан с текстом. 3. Текст имеет начало. 4. Предложения в тексте не связаны по смыслу. Назовите номера верных утверждений. Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл. - Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи. | Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность ответа одноклассника. | |
4.Изучение нового учебного материала. а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно) а) работа с учебником, упр. 2 | Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Решать проблему с помощью выбранного метода. | - Работаем по учебнику. Упр. 1. Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы). - Составьте план работы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Каплет, брызжет, Хлещет, льёт. Дождь на улице идёт. (Е. Колтай) Самопроверка. Покажите сигналом, как вы выполнили задание: правильно – зелёный, выписали не все синонимы – красный. У кого зелёный сигнал – балл себе в оценочный лист. - Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют? 1. Чтобы не было повторов. 2. Объясняет (толкует) значение слова - идёт. Упр. 2. - Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Покажите сигналом, правильно ли … определил жанр. Если вы правильно определили жанр – балл. Какую особенность вы заметили в этом стихотворении? - Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами? - Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено? - Сравните стихотворения 1 упражнения и 2 упражнения. Что вы можете о них сказать? | Читают задание. Составляют порядок выполнения задания: 1.Читаю текст. 2.Нахожу синонимы. 3.Выписываю их в тетрадь. Показывают сигналом правильность ответа одноклассника. Высказывания ребят. В упр.1 много синонимов, а вупр.2 автор не использовал синонимы. | Проявлять интерес к новому содержанию занятия, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
Физминутка. | Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых | | | Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. а) Работа по учебнику (упражнение 3). б) Работа в парах по карточке. в) Формулировка вывода. | Решать типовые задания. Закреплять способ их решения. Дифференцированная работа. | В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор? Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют. Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора. - Обратимся к упражнению 3 нашего учебника. Прочитайте задание и текст упражнения. - Вы заметили, о каких словах забыл Миша? - Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст. Работаем в парах. Редактируем на карточке 1. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом. (4 слайд) Первые 5 пар, которые раньше всех выполнят задание, получат 1 балл. Готовность покажите сигналом. Проверка. (слайд) - Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения? - Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной. | Высказывания детей. Дети работают самостоятельно в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Формулируют вывод. | Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. |
г) Работа в группе (учебник, упражнение 4). | Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности | - Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. Прочитайте задание упражнения 4. У нас будут работать 6 групп. 1. Никита, Костя, Витя, Алиса. 2. Диана, Руслан, Саша, Даня. 3.Вика, Влада, Игорь, Ваня. 4. Рома, Катя, Полина, Сережа. 5. Света, Эля, Ярик, Денис. 6. Работает со мной: Эвелина, Артем, Вероника, Андрей. Работаем на карточке 2. Первая справившаяся группа зарабатывает балл. Проверка. (слайд) | Ребята передвигаются по классу для работы в группе. | |
6.Подведение итогов урока. | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений. | - Давайте подведём итоги. Чему мы учились на уроке? Вы работали самостоятельно, в парах, в группах. Какое задание оказалось для вас самым трудным? А какое, самым лёгким. Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания? | - Находить синонимы, редактировать (исправлять) текст, предложения. - Когда что-то сочиняем сами, чтобы не было повторов. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |
7.Самооценка своей работы. Домашнее задание. | Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке. У кого 6 баллов – это «5», 5 - 4 – это «4». Поставьте себе оценку. Нарисуйте своё настроение на уроке. Поднимите руки, те, кто получил – «5», «4». Очень хорошо. Остальным ребятам я желаю, удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится. А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки. -Те, у кого фишка жёлтого цвета – записывают: – Уч. стр. 58, упр. 5. Ребята, у которых фишка зелёного цвета – записывают: – Уч. стр. 58, упр. 6. - Прочитали своё задание. Всё ли понятно? - Сегодня, мы с вами ещё раз убедились в том, как богат, могуч великий русский язык. Будем учиться пользоваться своим богатством. Вы молодцы, спасибо за урок! Урок окончен. Можно встать. | Ребята поднимают руку. | Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. |