kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы в тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Урок рассматривается в разделе программы по теме: «Развитие речи». Урок тесно связан с предыдущими, и является продолжением в изучении темы. 

Цель урока: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы в тексте. »

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»






Конспект урока по предмету

«Русский язык» во 2 классе.

УМК «Начальная школа 21 век»


Тема: «Синонимы в тексте».





Составила и провела

учитель начальных классов

Васильева С.В.













27 февраля 2015 года

Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.

Задачи:

Образовательные:

- моделирование ситуаций, описанных в тексте,

- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить синонимы в тексте;

- продолжать учиться работать со словарём;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формируем умение высказывать самые простые правила.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

- формируем умение определять основную мысль текста;

- формируем умение на основе анализа делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- находить синонимы в тексте;

- подбирать синонимы к словам;

- продолжать учиться работать со словарём;

- редактировать текст, отдельные предложения.




Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.


Материально-техническое оснащение урока:

1) для учителя – классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013г

2) для всего класса: карточка с заданием для работы в парах №1

3) для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013, карточки для групповой работы №2



Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат


1. Организационный момент.

Формирование самооценки готовности к уроку

- Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок?

Проверим, всё ль у нас в порядке: учебник, карандаш, тетрадка, дневник, тетрадь, пенал, 1 карточка, 2 карточка, оценочный лист, сигнал.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.


Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой.

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня у нас открытый урок, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. К нам на урок пришли гости, повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы.

Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой.





Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

2.Актуализация знаний

(подводящий диалог).

Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.


На прошлой неделе после урока окружающего мира я случайно услышала спор между ребятами нашего класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, отгадав загадки (1 слайд).

  • Без рук, без ног, с рогами,

Ходит под небесами (месяц).

  • В голубой станице –

Девица круглолица.

Ночью, ей не спится – В зеркало глядится (луна).

- Один ученик говорил, что видел вечером красивую луну, другой утверждал, что это был месяц.

- Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? (луна и месяц – слова, близкие по смыслу). Это синонимы.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Откройте учебник на с.55. Прочитаем тему урока.








Ученики читают загадки.

Отгадывают загадки.


Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы.




3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы.






















Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.



















.


- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока?

(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию).

- Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах. Прочтите определения на доске. Найдите правильные определения синонимов. (2 слайд)

1. Синонимы – слова, в переводе с древнегреческого, значат «одноимённые».

2. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

3. Синонимы – слова, имеющие несколько значений.

4. Синонимы – слова, противоположные по значению.

5. Синонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

Покажите сигналом, правильное ли первое определение (2, 3. 4, 5).

Кто выбрал всё правильно – балл в оценочный лист.













Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность утверждения.

Проявлять интерес к новому содержанию,

понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.

Иметь представление о неизученном предметном содержании

и способах его применения.






- Мы выяснили, что нам известно о синонимах.

А тема урока: синонимы в тексте.

- Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. (3 слайд)

1. Текст, состоит из нескольких предложений.

2. Заголовок не связан с текстом.

3. Текст имеет начало.

4. Предложения в тексте не связаны по смыслу.

Назовите номера верных утверждений.

Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл.

- Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи.









Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность ответа одноклассника.


4.Изучение нового учебного материала.


а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно)










а) работа с учебником, упр. 2













Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Решать проблему с помощью выбранного метода.

























- Работаем по учебнику.

Упр. 1.

Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы).

- Составьте план работы.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

(Е. Колтай)

Самопроверка.

Покажите сигналом, как вы выполнили задание: правильно – зелёный, выписали не все синонимы – красный. У кого зелёный сигнал – балл себе в оценочный лист.

- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

1. Чтобы не было повторов.

2. Объясняет (толкует) значение слова - идёт.

Упр. 2.

- Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Покажите сигналом, правильно ли … определил жанр. Если вы правильно определили жанр – балл.

Какую особенность вы заметили в этом стихотворении?

- Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами?

- Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено?

- Сравните стихотворения 1 упражнения и 2 упражнения. Что вы можете о них сказать?

Читают задание.

Составляют порядок выполнения задания:

1.Читаю текст.

2.Нахожу синонимы.

3.Выписываю их в тетрадь.





















Показывают сигналом правильность ответа одноклассника.









Высказывания ребят.




В упр.1 много синонимов, а вупр.2 автор не использовал синонимы.


Проявлять интерес к новому содержанию занятия,

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


Физминутка.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых




Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

а) Работа по учебнику (упражнение 3).









б) Работа в парах по карточке.









в) Формулировка вывода.

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.

















Дифференцированная работа.














В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?

Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.

Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.

- Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.

Прочитайте задание и текст упражнения.

- Вы заметили, о каких словах забыл Миша?

- Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст.

Работаем в парах. Редактируем на карточке 1. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом.

(4 слайд)

Первые 5 пар, которые раньше всех выполнят задание, получат 1 балл. Готовность покажите сигналом.

Проверка. (слайд)

- Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения?

- Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.





Высказывания детей.
















Дети работают самостоятельно в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.








Формулируют вывод.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

г) Работа в группе (учебник, упражнение 4).


Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности


- Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. Прочитайте задание упражнения 4.

У нас будут работать 6 групп.

1. Никита, Костя, Витя, Алиса.

2. Диана, Руслан, Саша, Даня.

3.Вика, Влада, Игорь, Ваня.

4. Рома, Катя, Полина, Сережа.

5. Света, Эля, Ярик, Денис.

6. Работает со мной: Эвелина, Артем, Вероника, Андрей.

Работаем на карточке 2. Первая справившаяся группа зарабатывает балл.

Проверка. (слайд)













Ребята передвигаются по классу для работы в группе.


6.Подведение итогов урока.


 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

- Давайте подведём итоги.

Чему мы учились на уроке?

Вы работали самостоятельно, в парах, в группах.

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое, самым лёгким.

Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?


- Находить синонимы, редактировать (исправлять) текст, предложения.



- Когда что-то сочиняем сами, чтобы не было повторов.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

7.Самооценка своей работы. Домашнее задание.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.

У кого 6 баллов – это «5»,

5 - 4 – это «4». Поставьте себе оценку. Нарисуйте своё настроение на уроке.

Поднимите руки, те, кто получил – «5», «4». Очень хорошо.

Остальным ребятам я желаю, удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится.

А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки.

-Те, у кого фишка жёлтого цвета – записывают:

– Уч. стр. 58, упр. 5.

Ребята, у которых фишка зелёного цвета – записывают:

– Уч. стр. 58, упр. 6.

- Прочитали своё задание. Всё ли понятно?

- Сегодня, мы с вами ещё раз убедились в том, как богат, могуч великий русский язык.

Будем учиться пользоваться своим богатством.

Вы молодцы, спасибо за урок!

Урок окончен. Можно встать.








Ребята поднимают руку.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Синонимы в тексте.

Автор: Васильева Светлана Васильевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "240760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445104488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Краткосрочный план урока "Синонимы" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "kratkosrochnyi-plan-uroka-sinonimy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103438"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402585102"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по русскому языку "Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "228536"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441370882"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Работа со словом и текстом при изучении лексики»"
    ["seo_title"] => string(51) "rabota_so_slovom_i_tiekstom_pri_izuchienii_lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "411618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493140978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства