При изучении лексики в школе закладываются теоретические основы работы по обогащению словарного запаса учащихся. Обогащение словаря – важнейшая часть занятий по совершенствованию речи, процесс, который, как известно, продолжается в течение всей жизни человека.
При изучении лексики особое внимание надо уделять формированию умений употреблять в речи синонимы. Первый этап изучения синонимов – это практическое знакомство со словами по значению (смыслу). Ученики должны прочно усвоить основной признак синонимов – близость значения. Данный признак является главным, в ряде случаев определяющим взаимозаменяемость слов-синонимов в речи.
Анализ употребления слов-синонимов в тексте позволяет решить задачу усвоения знаний о признаках синонимов и содействует формированию умения употреблять слово в тексте так, чтобы речь была правильной, точной, выразительной, богатой.
Другая важная черта работы над синонимами – это сведения о том, что синонимы служат также средством связи предложений в тексте. Эти сведения помогают учащимся ответить на вопрос о роли синонимов при анализе текстов, а главное – содействуют формированию умений и навыков создавать текст.
Итак, при изучении раздела «Лексика» и на уроках развития речи учащиеся должны усвоить, что лексические средства (синонимы, антонимы, повтор, однотематическая лексика) играют важную роль в организации текстов. Обучающая роль знаний о слове и тексте, которые содержатся в учебниках, проявится в полной мере в том случае, если в процессе изучения теоретических сведений, при выполнении упражнений ученики осознают важность, нужность этих знаний, поймут, сто знать нужно для того, чтобы уметь. Понимание нужности, важности изучаемого материала является основой интереса учащихся к знаниям.
Большую помощь в изучении лексики оказывают словари. Однако словарями надо научить пользоваться; чтобы извлекать из словарной статьи необходимую информацию, читать словарные пометы, сокращения и т.д. Одним из упражнений, которое предполагает использование словаря, является лексический разбор слова (характеристика слова, включающая его значение, особенности употребления, иногда – происхождение. Раскрывая особенности значения и употребления слова в данном контексте, ученики сопоставляют эту характеристику слова с теми его возможностями, которые зафиксированы в словарях.
В качестве примерного плана лексического разбора можно использовать следующие вопросы: 1. Каково лексическое значение слова? В прямом или переносном значении оно употреблено? 2.Однозначное это слово или многозначное? 3. Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре? 4.Каково происхождение слова? Для этого нужно пользоваться толковым словарём.
Примерный образец лексического разбора слова (Вся комната янтарным блеском озарена): Слово «янтарный» употребляется здесь в переносном значении. 1.Сделанный из янтаря – окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье. 2.Перен. Золотисто-жёлтый, цвет янтаря. Янтарное зерно пшеницы. К слову «янтарный», употребленному в переносном значении, можно подобрать синонимы: золотой, золотистый, золотисто- жёлтый. В строке из стихотворения А.С.Пушкина ни один из этих синонимов не мог бы заменить слово «янтарный», которое удивительно точно передаёт то особенное освещение, которое бывает в морозный солнечный день и восприятие автором изображаемой обстановки. В переносном значении «янтарный» употребляется в произведениях художественной литературы. Прилагательное «янтарный» образовано (с помощью суффикса –н-) т имени существительного «янтарь», которое является заимствованным словом.
Знания, получаемые при изучении лексики, важны для развития речи учащихся, поскольку они являются основой работы по обогащению словарного запаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа со словом и текстом при изучении лексики»»
Доклад
«Работа со словом и текстом при изучении лексики»
При изучении лексики в школе закладываются теоретические основы работы по обогащению словарного запаса учащихся. Обогащение словаря – важнейшая часть занятий по совершенствованию речи, процесс, который, как известно, продолжается в течение всей жизни человека.
При изучении лексики особое внимание надо уделять формированию умений употреблять в речи синонимы. Первый этап изучения синонимов – это практическое знакомство со словами по значению (смыслу). Ученики должны прочно усвоить основной признак синонимов – близость значения. Данный признак является главным, в ряде случаев определяющим взаимозаменяемость слов-синонимов в речи.
Анализ употребления слов-синонимов в тексте позволяет решить задачу усвоения знаний о признаках синонимов и содействует формированию умения употреблять слово в тексте так, чтобы речь была правильной, точной, выразительной, богатой.
Другая важная черта работы над синонимами – это сведения о том, что синонимы служат также средством связи предложений в тексте. Эти сведения помогают учащимся ответить на вопрос о роли синонимов при анализе текстов, а главное – содействуют формированию умений и навыков создавать текст.
Итак, при изучении раздела «Лексика» и на уроках развития речи учащиеся должны усвоить, что лексические средства (синонимы, антонимы, повтор, однотематическая лексика) играют важную роль в организации текстов. Обучающая роль знаний о слове и тексте, которые содержатся в учебниках, проявится в полной мере в том случае, если в процессе изучения теоретических сведений, при выполнении упражнений ученики осознают важность, нужность этих знаний, поймут, сто знать нужно для того, чтобы уметь. Понимание нужности, важности изучаемого материала является основой интереса учащихся к знаниям.
Большую помощь в изучении лексики оказывают словари. Однако словарями надо научить пользоваться; чтобы извлекать из словарной статьи необходимую информацию, читать словарные пометы, сокращения и т.д. Одним из упражнений, которое предполагает использование словаря, является лексический разбор слова (характеристика слова, включающая его значение, особенности употребления, иногда – происхождение. Раскрывая особенности значения и употребления слова в данном контексте, ученики сопоставляют эту характеристику слова с теми его возможностями, которые зафиксированы в словарях.
В качестве примерного плана лексического разбора можно использовать следующие вопросы: 1. Каково лексическое значение слова? В прямом или переносном значении оно употреблено? 2.Однозначное это слово или многозначное? 3. Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре? 4.Каково происхождение слова? Для этого нужно пользоваться толковым словарём.
Примерный образец лексического разбора слова (Вся комната янтарным блеском озарена): Слово «янтарный» употребляется здесь в переносном значении. 1.Сделанный из янтаря – окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье. 2.Перен. Золотисто-жёлтый, цвет янтаря. Янтарное зерно пшеницы. К слову «янтарный», употребленному в переносном значении, можно подобрать синонимы: золотой, золотистый, золотисто- жёлтый. В строке из стихотворения А.С.Пушкина ни один из этих синонимов не мог бы заменить слово «янтарный», которое удивительно точно передаёт то особенное освещение, которое бывает в морозный солнечный день и восприятие автором изображаемой обстановки. В переносном значении «янтарный» употребляется в произведениях художественной литературы. Прилагательное «янтарный» образовано (с помощью суффикса –н-) т имени существительного «янтарь», которое является заимствованным словом.
Знания, получаемые при изучении лексики, важны для развития речи учащихся, поскольку они являются основой работы по обогащению словарного запаса.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Конспект урока русского языка на тему "Выделение в тексте глаголов и определение их числа. Работа с текстом: озаглавливание текста, выборочная запись текста." "
["seo_title"] => string(175) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vydielieniie-v-tiekstie-ghlagholov-i-opriedielieniie-ikh-chisla-rabota-s-tiekstom-ozaghlavlivaniie-tieksta-vyborochnaia-zapis-tieksta"
["file_id"] => string(6) "104229"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1402677790"
}
}