kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Секреты имён числительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать оптимальные условия для знакомства учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создания алгоритма доказательства его написания;

Урок способствует научить  детей правильному написанию числительных, различать количественных и порядковые числительных; простые, сложные и составные числительные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Секреты имён числительных»»

Урок 17.01.2016 Педсовет, открытый 4 урок

Учитель: Корочкова И.Н.

Тема: «Секреты имени числительного»

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.

Задачи:

Образовательные:

• Создать оптимальные условия для знакомства учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создания алгоритма доказательства его написания;

• Учить правильному написанию числительных, различению количественных и порядковых числительных; простых, сложных и составных числительных;

Развивающие:

  • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание,

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • Формировать гибкость мышления через моделирование правила.

Воспитательные:

  • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

  • Учить работать в парах;

  • Создать условия для воспитания чувства взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы, патриотизма.


Тип урока: Урок изучения нового материала


Оборудование для учителя:

  1. Мультимедийный комплекс.

  2. Презентация.

Оборудование для учащихся:

1. Учебник “Русский язык. 4 класс”

2. Рабочая тетрадь.

3. ТПО

4. Карточки.













Ход урока.

1. Организационный момент. 10.55 – 11. 40

2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

- Поприветствуйте всех гостей, которые пришли к нам на урок, и я уверенна, что они с удовольствием порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Слайд 1. Урок русский язык. Учебники. Тетради.

- Мы начинаем урок русского языка. И вместе с нами наш знакомый Витя Перестукин. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

Слайд 2.

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Слайд 3. Девиз нашего урока: «Знания собираются по капле»

- Объясните, как вы это понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)

А знания и дружная работа – главные помощники в открытии тайн нашего языка. И я уверена, что вы сегодня, обязательно сделаете какие - нибудь открытия.

- Пусть вам помогут знания, которые вы уже приобрели, ваша сообразительность, ну и конечно, смекалка. Успехов вам и удачи.

1. Запишите дату и вид работы.

( Семнадцатое января. Классная работа. )

- Перед вами карточка со смайликами, выберите и нарисуйте тот, который соответствует вашему настроению.

II. Мобилизующий этап

Слайд 4. Исследуйте данную запись.

- Что вы можете сказать про эту запись? (Эта пословица, в которую надо вставить слово – сто)

- А к какой части речи оно относится?

- Не имей … рублей, а имей …друзей. (Щелчок)

Слайд 5. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Мы будем продолжать открывать секреты имён числительных)

Верно, мы продолжаем открывать секреты имён числительных.

- А что обозначает эта пословица?

( Пословица означает, что самое ценное в человеческих взаимоотношениях — это дружба. Сто рублей потратишь, и их нет, а верные друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, выручат и поддержат когда тебе плохо)

- Я думаю, что вы ребята дружные и всегда друг друга выручаете.

( Слайд 6) - Перед нами загадочные записи? – Что это?

( это ребусы, зашифрованные слова)

- А чем похожи все эти слова? ( В них есть числительные)

Ребусы: смор1а, по2л,40а, о5, геоме3я, Р1а, ви3на

- Запишем в тетрадь и на доске. У доски работает _____________. Поставим ударение и выделим орфограммы.

( смородина, подвал, сорока, опять, геометрия, Родина, витрина)

- Помните, разборчиво, красиво и грамотно писать – первое правило вежливости







Беседа.

И так, - Какие задачи мы поставим для себя сегодня на урок? Устно дети предлагают.

1. Вспомнить всё, что узнали о числительных.

2. Открыть новые секреты этой части речи.

3. Сделать вывод, сформулировать правило.

Итак, приступим к реализации нашего плана.

- Что вы знаете об этой части речи?

Имя числительное отвечает на вопросы: Сколько? Который?

Изменяется по падежам, а по падежам, числам и родам – 1 и 2.

Они бывают количественные и порядковые.

А вы хорошо поняли, чем они отличаются друг от друга? Докажите.

- Хочу проверить и предлагаю вам цифровой диктант.

Карточка: 1- сущ., 2- количественное числительное,

3- порядковое числительное

Слайд 7. 2 3 1 2 1 2 3.

Шесть, двадцать пятый, пятёрка, пять, двойка, двести два, двухсотый

- Какой секрет мы открыли про количественные числительные?

( они бывают: простые, сложные и составные)

- А как мне узнать, где простое, сложное и т. д? Доказывают.

(- Какой ещё секрет открыли? - Числительные склоняются как имена существительные и как прилагательные, Карточка: Числительные - 1.2.3.4. склоняются, как прилагательные, а вот От 5 до10- 100 включительно, 200, 300 и все числительные с корнем сот, склоняются как существительное СТЕПЬ)

- А какой секрет вы узнали про сложные числительные? У них два корня, они пишутся слитно. Они тоже склоняются как слово СТЕПЬ, только у них склоняются обе части и у каждой части своё окончание.

Физминутка.

Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два, и два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.

Зато один и нос и рот.

А будь у нас наоборот,

одна рука, одна нога.

Зато два рта, два языка,

мы только бы и знали, что ели и болтали!



4. Выявления места и причины затруднения.

Слайд 8 . – Кто это? Виктор Перестукин.

- Как вы думаете, какую орфографическую задачу решает Витя?

( ? знак спрашивает, надо писать мягкий знак или не надо)

- Мы тоже пока не знаем, и не умеем. Ваши предложения, что делать?

-Научиться.

5. Реализация построенного проекта.

-Понимаете, чтобы достигнуть этой цели, можно идти разными путями.


Путь 1: взять готовый план или алгоритм и действовать по нему.


Путь 2: самим разобраться и узнать этот секрет числительных.


-Каким путём мы пойдём и почему?



Дети: Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.











6. РАБОТА В ПАРЕ. ( Дети получают карточки)

1. Запишите числительные словами:

5 - __________ , 70 - ____________________, 16__________________________,

900 - __________________, 50 - ____________________, 7- _____________.

2. Есть ли в числительных ь знак и где он пишется?

3. Запиши числительные на группы в зависимости от правописания?

I группа – пять, шестнадцать, семь,

II группа – семьдесят, девятьсот, пятьдесят

- Попробуйте сделать вывод! Работаем! Кто готов, покажите свою готовность!

Доказывают: В таких числительных, как 5, 16, 7 – ь знак в конце слова, это простые числительные; А вот в 70, 900, 50 – ь знак в середине, это круглые, сложные числительные. - Кто согласен.

Слайд 9. (доска, учитель ) (Предложения детей)

- Давайте, проверим свои предположения и выводы.

–О чём рассказывают Перестукину в Стране невыученных уроков.

- Тогда попытайтесь сформулировать правило правописания мягкого знака?

1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

2.У простых числительных , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова

3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десять, -сот) – в середине слова.

- Тогда попытайтесь сформулировать правило правописания мягкого знака?

- А как вы думаете, есть ли два ь в числительном?

Слайд 10.

- Витя вот так выполнил задание! Проверьте, вы согласны, вы довольны его работой?

Слайд 11, 12 Вывод. Обобщение новых знаний.

Оказывается, есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет: в каждом из числительных всего один мягкий знак!

Первичное закрепление: КАРТОЧКА

Даны числительные 6, 17, 600, 18, 500, 800

- Работаем над правописанием числительных.

Сначала, запишите числительные с Ь знакам на конце, запись в столбик.

Как будете действовать? - Нахожу простые числительные.

Шесть - шестой, шестая, шестое, шестые;

Семнадцать семнадцатый, семнадцатая, семнадцатое, семнадцатые.

Восемнадцатьвосемнадцатый, восемнадцатая, восемнадцатое, восемнадцатые

- Подберите к ним порядковые числительные?

- В каких именах числительных вы написали мягкий знак в середине слова?

( 600, 500, 800) Молодцы!

- Как вы считаете, важна ли тема сегодняшнего урока для жизни?

- На каких уроках вы пользуетесь числительными? – А важно ли писать грамотно?

Без мягкого знака

Была бы беда:

Любой бы из нас

Ошибался тогда!

Работа по учебнику.

1. Стр. 14 № 346

Длину удава измерили тридцатью восьмью попугайчиками и двумя слонятами.

- Воспользуйтесь подсказкой авторов.

- Перед записью, расскажите всё, что знаете об этих числительных.

Одиннадцать, пятнадцать, двадцать восемь, шестьдесят, семьсот.

- Обобщим наши знания о правописании мягкого знака в именах числительных и других частях речи.

- Когда же мы пишем мягкий знак в числительных? Знания, полученные сегодня на уроке помогут вам уже сейчас грамотнее писать имена числительные.

-Более подробно с другими правилами написания числительных вы познакомитесь в следующих классах.

Итог урока.

-Скажите, та цель, которую мы поставили в начале урока, достигнута?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Со всеми ли задачами мы справились? (Понаблюдали за числительными, смоделировали правило, поупражнялись в написании числительных)

Слайд 13 - А как же Витя? Он всё понял? Как вы считаете?



Рефлексия «Светофор» На доске карточка – светофор!

Предлагаю оценить и вам свою работу на уроке.
Кому на уроке все удавалось, цель достигнута, кто надеялся только на свой ум, нарисуйте зеленый сигнал светофора.
Кто считает, что цель достигнута частично, испытывал затруднения, нарисуйте желтый сигнал светофора.
Кто на уроке испытывал затруднения, цель не достигнута – нарисуйте красный сигнал светофора.

Слайд 16. Домашнее задание:

Учебник: Стр. 14 № 346 (2); т/з стр. 11 № 344, правила повторить!






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Секреты имён числительных»

Автор: Корочкова Ирина Николаевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация по теме "Секреты имён числительных""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_po_tiemie_siekriety_imion_chislitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "392187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487171585"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Технологическая карта урока "Имя числительное" УМК Перспектива "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-chislitiel-noie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "203137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429431483"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Среднесрочное планирование 4 класс по русскому языку по теме " Имя числительное ""
    ["seo_title"] => string(78) "sriedniesrochnoieplanirovaniie4klassporusskomuiazykupotiemieimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "309601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458825787"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства