Данная работа предполагает осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; разаитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«школьное сочинение »
Тема: « Школьное сочинение».
Цели урока:
- развитие навыка написания сочинения на заданную тему;
- развитие навыка выделения основных изобразительно-выразительных средств языка;
- воспитание любви к природе на основе произведений русской берёзе.
Оборудование: интерактивная доска, этимологический словарь, тексты с описаниями берёзы, произведения русских писателей.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку.
Создание позитивного настроя у учащихся.
II. Вызов. Создание проблемной ситуации.
Урок начнём с загадок. Задания следующие: каждая группа после отгадывания, приводит свои доказательства того, о чём мы будем сегодня говорить?
В одном из лесных озёр жила русалка, которая любила резвиться под луной на берегу. Однажды её увидел бог Хорс и влюбился в неё. Захотел Хорс, чтобы юная русалка стала его возлюбленной. И не отпускал Хорс от себя русалку. Тогда, спасаясь от Хорса, русалка превратилась в дерево с белоснежной корой, чтобы навечно остаться на берегу озера.
В. А. Солоухин пишет так: «Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно».
Да, действительно мы сегодня будем говорить о берёзе.
III. Исследовательская работа.
Перед вами 2 словаря: С. И. Ожегова и Н. М. Шанского. Найдите понятие слова «берёза» в каждом словаре , и каждая группа расскажет, какие различия в толковании этого слова.
Если у Ожегова берёза – это лиственное дерево с белоснежной корой, то у Шанского: «Берёза. Исторический корень бе- со значением «блеск, белизна».
IV. Анализ текста.
Чтение рассказа писателя-натуралиста родом из Северного Казахстана М. Аверина «Берёза святая».
1 группа читает 2 часть, 2 группа – первую и выписывают ключевые слова, затем – наоборот. Первая группа готовит ответ на вопрос «Почему Тимошарушка молился на берёзу?» (Берёза помогает людям и животным выжить в трудное время). Вторая группа готовит ответ на вопрос «Грех ли это – «молиться на берёзу?» (Для Тимошарушки в этом нет греха, ведь берёза спасла его тяжёлой болезни).
V. Составление ассоциативного ряда.
Каждая группа готовит свой ряд.
Почему рассказ называется «Берёза святая»? Берёза даёт человеку всё, что ему нужно для жизни: воздух, тепло, лекарства.
А какую пользу, кроме материальной, приносит берёза?Почему о ней сложено так много стихов? Берёза красива, люди любуются ею, на душе радостно и светло.
Какой поэт особенно трогательно относился к берёзе? Сергей Есенин.
VI. Чтение наизусть.
Каждый знает, что в самородных, плещущих через край стихах Сергея Есенина берёза не просто желанная гостья, а подчас и хозяйка. Сквозь сети его чарующих строк видится нам заветная «страна берёзового ситца» и бесшабашный русокудрый парень, обнявший берёзку, «как жену чужую».
Чтение стихотворения С. А. Есенина ученицей, получившей индивидуальное задание.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обратилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
VII. Самостоятельная работа.
Прочитать примеры и выполнить задания по группам.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!
И берёзы в белом плачут по по полям.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берёз.
Над ним берёза,
Веткой упираясь,
Говорит сквозь слёзы,
Тихо улыбаясь.
1 вариант
Выпишите метафоры
2 вариант
Выпишите олицетворения
VIII. Конструирование предложений.
Продолжите предложения, запишите.
Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…
Глядя в чужом краю на берёзку, задумываешься и…
Как увидишь берёзку, задумаешься о…
Каждому из нас дорога берёзка тем, что…
IX. Творческая работа.
Составьте текст, используя следующие словосочетания. Озаглавьте его.
Белоснежные стволы, растёт у корней, поют в ветвях, изумрудная зелень листвы, бархатные травы, слабо шевелятся, колеблемые лёгким ветром, тонкие ветки, копошится у корней, светло и прохладно, капельки росы, сверкают бриллиантами, дарит здоровье, всем рада.
Текст о летней или осенней берёзе у нас получился? О летней.