Просмотр содержимого документа
«Современные технологии написания сочинения»
Сумык Марина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
ГОУ ЛНР «АСШ№15» г. Алчевск
ВОПРОСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Понятие «школьное сочинение» в современной методике преподавания русского языка
Классификация сочинений
Условия успешной работы над сочинением
А) Система упражнений по обучению учащихся письменной и устной речи
В)Система умений, лежащих в основе обучения сочинению
5. Алгоритм подготовки к сочинению
6. Оценивание сочинений. Рецензирование
Понятие «школьное сочинение»
Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка (Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова).
Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания (проф. А.В. Текучев)
Классификация сочинений по М.Т. Баранову, Т.А. Ладыженской
- По тематике : сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни
- По типу создаваемых текстов : а) сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания и т.д.;
б) сочинения-рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
- По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного
- По источнику получения материала : сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений
-По объему выделяются сочинения-миниатюры.
Классификация сочинений по М.Т. Баранову, Т.А. Ладыженской
-По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям
- По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.
- По источникам знаний классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.
- По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Условия успешной работы над сочинением
Развитие у учащихся способности наблюдать за природой, животными, предметами окружающего мира, за действиями людей в быту, в школе, за самим собой, наблюдать произведения искусства
Развитие логического мышления – одно из главных условий выработки навыков связной речи.
Умения сравнивать ,устанавливать последователь-ность, делать выводы
Способность эмоционально воспринимать окружающий мир
Система упражнений по обучению учащихся письменной речи
Изложения и элементы в них, которые сближают их с сочинением
Пересказ путём введения в него описания предметов, животных, человека ,введение диалога
Творческие диктанты
Продолжение содержания фрагмента текста
Система умений, лежащих в основе обучения сочинению (по Т.А. Ладыженской)
умение вдумываться в тему, осмысливать её границы;
-умение найти основную мысль составляемого текста (если она не подсказана темой);
-умение подобрать материал для связного высказывания (из личного опыта, картины, книг);
-умение композиционно правильно строить тексты разных жанров (рассказ, описание, рассуждение);
-умение систематизировать материал (излагать, придерживаясь определённого плана);
Система умений, лежащих в основе обучения сочинению (по Т.А. Ладыженской)
-умение точно ,ясно и в зависимости от жанра стилистически правильно выражать свои мысли;
ВЫБОР ТЕМЫ - это то, о чём надо рассказать в сочинении, вопрос, который нуждается в раскрытии
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ или идеи сочинения -это то , в чём ученик хочет убедить своим сочинением
СБОР МАТЕРИАЛА для доказательства своих убеждений
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. Он должен отражать основную мысль сочинения и быть строго логичным
РАБОТА НАД ЯЗЫКОМ И СТИЛЕМ
РАБОТА НАД ПРАВОПИСАНИЕМ.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
- Понимание темы или содержания исходного текста
- Правильность фактического материала
-Языковый анализ исходного текста
-Отражение позиции ученика
-Смысловая цельность и композиционная стройность
-Точность, богатство, выразительность речи
-Грамотность
Рецензирование сочинений своих товарищей учащиеся выполняют по вопросам учителя и оценивается как самостоятельная творческая работа
« …по тому, как человек говорит (или пишет), мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь- важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Д. Лихачев