kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для меня любимым типом школьных сочинений является описание. Хотелось бы рассказать о двухчасовом занятии в V классе. Оговорюсь сразу, что при подготовке к нему обращалась за помощью не только в библиотеки (где подбираю книги, альбомы, журнальные публикации, плакаты), но и к родителям учащихся — кто-то сам мастер на все руки, кто-то бережно хранит дома, но все-таки разрешит принести на урок гжельскую посуду или дымковскую иг­рушку.

Урок начинается с повторения с элементами игры: учащиеся стоят около своих парт; чтобы сесть, нужно приобрес­ти «входной билет на урок» — им служит правильный ответ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»»

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА» (V класс)


Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является воз­рождение духовности, когда мы возвра­щаемся к истокам нашим, уроки родного языка не могут оставаться просто уроками правописания. У учителя есть богатейшие возможности для того, чтобы сделать их уроками нравственности, добра, красоты. Вот, например, работа по развитию речи.

Для меня любимым типом школьных сочинений является описание. Хотелось бы рассказать о двухчасовом занятии в V классе. Оговорюсь сразу, что при подготовке к нему обращалась за помощью не только в библиотеки (где подбираю книги, альбомы, журнальные публикации, плакаты), но и к родителям учащихся — кто-то сам мастер на все руки, кто-то бережно хранит дома, но все-таки разрешит принести на урок гжельскую посуду или дымковскую иг­рушку.

Урок начинается с повторения с элементами игры: учащиеся стоят около своих парт; чтобы сесть, нужно приобрес­ти «входной билет на урок» — им служит правильный ответ.

Вопросы адресованы всему классу:

— Какие стили речи вы знаете?

— Какие типы речи вы знаете?
(Рассуждение, описание, повествование.)

— Какова композиция описания?
(Общее впечатление, описание деталей, оценка.)

Объявляю задачу урока и говорю о домашнем задании:

  • Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению об игрушке, мы должны:

  • определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал,

  • еще раз отработать элементы композиции,

  • составить словарик опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.

Беседа по теме урока:

— Заложена ли в формулировке темы сочинения («Моя любимая игрушка») его идея? (Любимая — значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игруш­ки не случаен.)

— В каком стиле должно быть выдержано описание?

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игру­шек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок — мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5—12 лет. Длина — 25 см, высота — 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механи­ческим заводом.

— Соответствует ли этот текст нашей теме? (Нет, здесь речь идет об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение.)

И здесь, немножко подражая фокуснику, я достаю из стола игрушечного щенка.

— Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А если так... (Читаем описание,
текст которого лежит на каждой парте.)

Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-ло­пушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно-коричневого цвета, лишь животик неж­ный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовы­вается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

— Докажите, что это художественное описание.

  • Найдите его композиционные части.

  • А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция та­кого сочинения смешанного типа? (Опи­сание может занимать место кульминации, как в «Музыкальной шкатулке» К. Г. Паустовского.)

— В чем может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась иг­рушка.)

Рассказываю и я сама о том, как появился у меня показанный щенок, какие воспоминания с ним связаны,— пусть ребята видят в учителе не урокодателя, а человека.

— А можно ли начать сочинение сразу с кульминации, т. е. с описания? (Да, например: «Эта игрушка сразу меня очаровала, как только я ее увидела...»)

  • А как вы понимаете слова очаровать, очаровательный?

  • Каков корень слова? Как его написать?

Далее проводим словарный диктант «Кто грамотнее?». (Два человека пишут на доске, не глядя друг на друга, потом меняются местами и проверяют написан­ное, при необходимости исправляя ошиб­ки и объясняя орфограмму; остальные работают в тетрадях.)

Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, меха­ническая, увлекательная, забавная, симпатич­ная, интересная, автоматическая, заводная.

После взаимопроверки один ученик получает задание выделить слова, служа­щие просто для описания (нейтральные), а другой — слова, содержащие оценку. Класс в это время находит среди записанных слов синонимы.

  • Каждому слову необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.

  • В чем недочеты предложенных вам ученических работ? (Имеющиеся на каждой парте тексты помогают работать
    над предотвращением логических, рече­вых и грамматических ошибок.)

«Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышка­ми. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был веселый и радостный, ласковый».

«У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад. У нее голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Кукленка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Ее мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала ее Снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать».

«Лес» рук показывает, что чужие ошибки видят все и все готовы их исправить.

— Мы уже поняли, как, в какой последо­вательности, какими словами писать сочи­нение, — а вот о чем же оно будет? Наступает самый долгожданный мо­мент — каждый достает из сумки принесенную игрушку. Даю две-три минуты на рассматривание. Можно обер­нуться, можно встать, подойти к кому-то... Я тоже обхожу ряды. Конечно, больше всего всепроникающих трансформеров, роботов и Барби. Хотя у кого-то медведь-молотобоец, вырезанный папой из дерева, у кого-то — мишка, сшитый мамой из старой шубы, у кого-то — клоун, сохранившийся еще от бабушкино­го детства. На них-то мы и сосредоточим внимание в дальнейшем, а пока как бы мимоходом замечу: «Как же любят вас ваши родные!..»

Затем предлагаю устно (с учетом всего вышесказанного) описать принесенную игрушку.

Выслушиваем двух-трех желающих, комментируем и оцениваем ответы.

— Мы слушали ваши рассказы об игрушках. А может ли игрушка расска­зать о хозяине или хозяевах?

Вопрос сначала озадачивает, а потом радует маленькими, но открытиями: «Наташа — мастерица!»; «У Оли вкус хороший»; «Сережа настойчивый, раз такую крепость склеил»; «У Жениного папы золотые руки»; «В Аниной семье крепкие традиции».

— А может ли игрушка рассказать о целом народе?

Поворачиваю откидную доску и...

Когда и так уже глаза горят, вдруг оказывается, что все сказанное было только вступлением! Взглядам открывает­ся яркое, праздничное зрелище: матреш­ки, петушки, свистульки-вертушки — чего только нет! (Что-то — в натураль­ном виде, что-то — на открытках, плакатах, в книжке-раскладушке.)

Говорю о том, что игрушка сопутствует человечеству с древнейших времен. У каждого народа — свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима добро­та, мягкий юмор, в ней нет ни агрессивности, ни замысловатой претен­циозности, художественное решение ее скромное и простое, но она дарит радость.

Далее следуют сообщения учащихся — «экскурсии» по нашей выставке: «Дымков­ская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Богородская игрушка», «Русская матрешка».

Последнее сообщение вызывает особый интерес. Оказывается, всем хорошо зна­комая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так

хорошо прижилась в России, что считает­ся русским сувениром! С «девочки в платочке» троице-сергиевские мастера начали освоение новой игрушки, а потом чего только не делали: и репку, в которой поместилась вся «команда» — от дедки до мышки, и Кутузова с Наполео­ном (в каждом из полководцев — весь его штаб), и героев Гоголя... Особо крупные экземпляры матрешек включают до 60 кукол.

В конце спрашиваю ребят, почувство­вали ли они себя богаче после сегодняш­него урока. Почему?

Захваченные радостной, праздничной атмосферой, ребята единодушны: «Да!»

«Я понял, что самые интересные игрушки не обязательно самые дорогие».

«Хочу научиться резать по дереву».

«В какой книге подробнее узнать про дымку?»

«А где купить матрешку?»

Сочинения проверять после этого уро­ка — одно удовольствие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства