ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Для меня любимым типом школьных сочинений является описание. Хотелось бы рассказать о двухчасовом занятии в V классе. Оговорюсь сразу, что при подготовке к нему обращалась за помощью не только в библиотеки (где подбираю книги, альбомы, журнальные публикации, плакаты), но и к родителям учащихся — кто-то сам мастер на все руки, кто-то бережно хранит дома, но все-таки разрешит принести на урок гжельскую посуду или дымковскую игрушку.
Урок начинается с повторения с элементами игры: учащиеся стоят около своих парт; чтобы сесть, нужно приобрести «входной билет на урок» — им служит правильный ответ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»»
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА» (V класс)
Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, уроки родного языка не могут оставаться просто уроками правописания. У учителя есть богатейшие возможности для того, чтобы сделать их уроками нравственности, добра, красоты. Вот, например, работа по развитию речи.
Для меня любимым типом школьных сочинений является описание. Хотелось бы рассказать о двухчасовом занятии в V классе. Оговорюсь сразу, что при подготовке к нему обращалась за помощью не только в библиотеки (где подбираю книги, альбомы, журнальные публикации, плакаты), но и к родителям учащихся — кто-то сам мастер на все руки, кто-то бережно хранит дома, но все-таки разрешит принести на урок гжельскую посуду или дымковскую игрушку.
Урок начинается с повторения с элементами игры: учащиеся стоят около своих парт; чтобы сесть, нужно приобрести «входной билет на урок» — им служит правильный ответ.
Вопросы адресованы всему классу:
— Какие стили речи вы знаете?
— Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование.)
— Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
Объявляю задачу урока и говорю о домашнем задании:
Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению об игрушке, мы должны:
определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал,
еще раз отработать элементы композиции,
составить словарик опорных слов, заглянуть в прошлое игрушки.
Беседа по теме урока:
— Заложена ли в формулировке темы сочинения («Моя любимая игрушка») его идея? (Любимая — значит, за описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.)
— В каком стиле должно быть выдержано описание?
Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
Щенок — мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5—12 лет. Длина — 25 см, высота — 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
— Соответствует ли этот текст нашей теме? (Нет, здесь речь идет об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение.)
И здесь, немножко подражая фокуснику, я достаю из стола игрушечного щенка.
— Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А если так... (Читаем описание, текст которого лежит на каждой парте.)
Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!
— Докажите, что это художественное описание.
Найдите его композиционные части.
А можно ли описание совместить с повествованием? Какова композиция такого сочинения смешанного типа? (Описание может занимать место кульминации, как в «Музыкальной шкатулке» К. Г. Паустовского.)
— В чем может состоять завязка, развитие действия? (Как появилась игрушка.)
Рассказываю и я сама о том, как появился у меня показанный щенок, какие воспоминания с ним связаны,— пусть ребята видят в учителе не урокодателя, а человека.
— А можно ли начать сочинение сразу с кульминации, т. е. с описания? (Да, например: «Эта игрушка сразу меня очаровала, как только я ее увидела...»)
А как вы понимаете слова очаровать, очаровательный?
Каков корень слова? Как его написать?
Далее проводим словарный диктант «Кто грамотнее?». (Два человека пишут на доске, не глядя друг на друга, потом меняются местами и проверяют написанное, при необходимости исправляя ошибки и объясняя орфограмму; остальные работают в тетрадях.)
После взаимопроверки один ученик получает задание выделить слова, служащие просто для описания (нейтральные), а другой — слова, содержащие оценку. Класс в это время находит среди записанных слов синонимы.
Каждому слову необходимо найти в тексте нужное место, иначе может потеряться и значение его, и красота.
В чем недочеты предложенных вам ученических работ? (Имеющиеся на каждой парте тексты помогают работать над предотвращением логических, речевых и грамматических ошибок.)
«Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был веселый и радостный, ласковый».
«У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад. У нее голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Кукленка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Ее мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала ее Снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать».
«Лес» рук показывает, что чужие ошибки видят все и все готовы их исправить.
— Мы уже поняли, как, в какой последовательности, какими словами писать сочинение, — а вот о чем же оно будет? Наступает самый долгожданный момент — каждый достает из сумки принесенную игрушку. Даю две-три минуты на рассматривание. Можно обернуться, можно встать, подойти к кому-то... Я тоже обхожу ряды. Конечно, больше всего всепроникающих трансформеров, роботов и Барби. Хотя у кого-то медведь-молотобоец, вырезанный папой из дерева, у кого-то — мишка, сшитый мамой из старой шубы, у кого-то — клоун, сохранившийся еще от бабушкиного детства. На них-то мы и сосредоточим внимание в дальнейшем, а пока как бы мимоходом замечу: «Как же любят вас ваши родные!..»
Затем предлагаю устно (с учетом всего вышесказанного) описать принесенную игрушку.
Выслушиваем двух-трех желающих, комментируем и оцениваем ответы.
— Мы слушали ваши рассказы об игрушках. А может ли игрушка рассказать о хозяине или хозяевах?
Вопрос сначала озадачивает, а потом радует маленькими, но открытиями: «Наташа — мастерица!»; «У Оли вкус хороший»; «Сережа настойчивый, раз такую крепость склеил»; «У Жениного папы золотые руки»; «В Аниной семье крепкие традиции».
— А может ли игрушка рассказать о целом народе?
Поворачиваю откидную доску и...
Когда и так уже глаза горят, вдруг оказывается, что все сказанное было только вступлением! Взглядам открывается яркое, праздничное зрелище: матрешки, петушки, свистульки-вертушки — чего только нет! (Что-то — в натуральном виде, что-то — на открытках, плакатах, в книжке-раскладушке.)
Говорю о том, что игрушка сопутствует человечеству с древнейших времен. У каждого народа — свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор, в ней нет ни агрессивности, ни замысловатой претенциозности, художественное решение ее скромное и простое, но она дарит радость.
Далее следуют сообщения учащихся — «экскурсии» по нашей выставке: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Богородская игрушка», «Русская матрешка».
Последнее сообщение вызывает особый интерес. Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так
хорошо прижилась в России, что считается русским сувениром! С «девочки в платочке» троице-сергиевские мастера начали освоение новой игрушки, а потом чего только не делали: и репку, в которой поместилась вся «команда» — от дедки до мышки, и Кутузова с Наполеоном (в каждом из полководцев — весь его штаб), и героев Гоголя... Особо крупные экземпляры матрешек включают до 60 кукол.
В конце спрашиваю ребят, почувствовали ли они себя богаче после сегодняшнего урока. Почему?