Оборудование урока: таблицы по русскому языку по теме: «Сложные предложения», статья Олега Поскрёбышева «В защиту речи – в защиту души» (у каждого ученика ксерокопия статьи).
Ход урока .
1-й этап - организационный. Приветственное слово учителя, определение темы урока, его целей и задач.
2-й этап – повторение сведений о сложном предложении: практическая разминка (графический диктант),
3-й этап – закрепление темы с использованием статьи О.Поскрёбышева «В защиту речи – в защиту души» (знакомство со статьёй состоялось на прошлом уроке).
а) лексическая пятиминутка: учащиеся устно по- своему объясняют значение отдельных слов и словосочетаний, представленных в статье: «скабрезничать», «косматое чудовище», «зловонная жижа» ( с помощью этих слов автор статьи характеризует мат – болезнь века).
б) нравственная беседа по содержанию статьи:
- к кому обращает поэт Удмуртии своё пламенное слово? (ко всем поколениям людей)
- к чему призывает автор статьи? (к борьбе с матом)
- какова , по мнению О.Поскрёбышева этимология слова «мат»? (мать)
в) синтаксический анализ текста:
1)ответить устно на предложенные учителем вопросы:
- какие виды предложений использовал автор при написании своей статьи? (простые, сложные (ССП, СПП, БСП).
- работа в группах: 1-я группа ищет в тексте статьи ССП, 2-я группа – СПП, 3-я группа – БСП; отчёт о работе – цитирование статьи с графическим изображением на доске заданных предложений с объяснением пунктуации в них.
4-й этап – подведение итогов урока:
- продолжить начатые фразы, которые написаны на доске (учащиеся работают в тетрадях):
а) на уроке я узнал о том, что…
б) мы познакомились со статьёй, которая…
в) я работал так, как…
г) я буду вспоминать об этом уроке, когда… и …
д) статья произвела (не произвела ) на меня … впечатление:…
- каждый ученик сам оценивает свою работу на уроке;
- домашнее задание: написать эссе, ответив на предложенный учителем вопрос: