Просмотр содержимого документа
«Русский язык - национальный язык русского народа»
5 класс. Родной язык.
Тема: Русский язык- национальный язык русского народа
Дата:
Цели урока: 1) формировать представление о русском языке как о национальном языке русского народа и национальной ценности; 2) расширить и углубить представления учащихся о значении русского национального языка; 3) обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.
Задачи:
Образовательная: систематизация сведений о русском языке — национальном языке русского народа, формирование навыков применения изученных орфограмм.
Развивающая: развивать речь учащихся, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитание уважения и любви к культуре русского народа, историческому прошлому, к русскому языку, чувства патриотизма; воспитание культуры речи учащихся.
Тип урока: Комбинированный.
Формируемые УУД:
1. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию; планирование путей достижения целей, адекватная самооценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, рефлексия способности организовывать собственную деятельность; прогнозирование.
2. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку, умение устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый, комментированное чтение, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом.
Оборудование: эпиграф к уроку, учебник, учебные тексты, интерактивная доска, презентация к уроку.
Эпиграф к уроку:
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н.Толстой)
Бессмертие народа – в его языке. (Ч. Айтматов)
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов)
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает " до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. ( К.Г.Паустовский)
Ход урока:
І. Организационный этап.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Слово учителя.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно‑сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.
Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку.
Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.
На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.
Эта формула – тоже язык!
Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное. Решив лингвистическую задачу, вы определите роль языка в жизни человека.
1. Упражнение. Из данных слов составьте предложения.
Язык, человеческий, общение, является, инструмент. С, на, язык, помощь, воздействуют, мысли, чувства, поведение, друг друга, люди.
( Ответ. Язык является инструментом человеческого общения. С помощью языка люди воздействуют на мысли, чувства, поведение друг друга.)
2. Беседа:
Как вы понимаете выражение «Русский язык – национальный язык русского народа»?
Дайте определение национального языка.
Что, по-вашему, влияет на развитие языка?
3. Запись в тетрадь
Лексическая работа.
Национальный Язык — это язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, проживающих на общей территории, связанных общей экономикой, культурой, особенностями быта. Национальный язык включает в себя не только литературный (т. е. нормированный) язык, но и диалекты, просторечие, жаргоны, профессионализмы .
4. Формулировка и запись темы урока в тетрадь:Русский язык как национальное достояние русского народа.
- Так о чем же мы будем говорить сегодня? Какую проблему решать?
- Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось его лицо, лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване IV, и во дни 1812 года, и в наши величайшие в истории годы. Что же скрепляло его единство? Что такое живет в этих долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим братом и соплеменником и сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова? (ответы учащихся)
Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык! Он прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из года в год, из века в век, и все же за тысячелетия остался тем же русским языком. Да, тем же самым! На этом языке – русском! – семьсот пятьдесят лет назад прозвучали величавые, дышащие прекрасной поэзией и глубоким патриотизмом слова Игоря‑князя, призывавшего своих «кметей»‑воинов к защите Родины:
«Братие и дружино! Луце же потяту быти, неже полонену быти!», то есть легче претерпеть смерть в бою за Русь, чем быть взятым в плен ее врагами.
Этот же язык гремит боевой трубой в знаменитом обращении Петра I в день Полтавской битвы: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе…»
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
- Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Как вы думаете, созвучны ли данные слова с темой урока?
2. Задание
- используя эпиграф, пословицы и поговорки, докажите, что с помощью языка люди воздействуют на мысли, чувства, поведение друг друга. Запишите ответ в тетрадь.
-Ответы учащихся
3. Слово учителя.
Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо. Писатель А . Н . Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей»,— сказал Максим Горький.
Берегите и любите слово, ведь с него начинается русский язык.
Игра «Найди продолжение»
Человеческое слово
хорошо и слушать.
Хорошую речь
стрелы острее.
Пулей попадёшь в одного,
слово народы поднимает.
Ветер горы разрушает,
мёртвой буквы
Живое слово дороже
а метким словом — в тысячу.
(Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом — в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы)
4. Физминутка.
5. Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон».
- Сформулируйте доказательства, подтверждающие и, наоборот, опровергающие суждение:Судьба родного языка зависит от каждого из нас.
6. Задание: составьте несколько полезных советов для тех, кто хочет лучше владеть родным языком
- Помните, что секрет успеха в работе по русскому языку прост: любите и изучайте родной язык. Любить язык— значит пытаться разгадать его многочисленные тайны, чувствовать удивительную красоту русской речи, стремиться овладеть несметными сокровищами русского языка, беречь его и гордиться им. Изучать родной язык — значит постигать его законы, секреты, учиться максимально использовать полученные знания о языковых явлениях в своей собственной речевой практике.
- Имейте в виду, что хорошее знание языка выражается не в том, сколько определений и правил вы выучите наизусть. Знать язык— значит умело владеть им в разных речевых ситуациях.
Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
- Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…
VI.Рефлексия:
1. Какова тема нашего сегодняшнего урока?
2. Что нового вы узнали на уроке?
3. Что надо делать, чтобы быть грамотным человеком?
V. Домашнее задание
Объясните смысл пословицы: «Говорить не думая, что стрелять, не целясь».
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(230) "Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения"
["seo_title"] => string(80) "russkii_iazyk_natsionalnyi_iazyk_russkogo_naroda_gosudarstvennyi_iazyk_rossiisko"
["file_id"] => string(6) "658360"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1729705226"
}
}