Классный час.
Тема: 1 мая- День единства народов Казахстана!
Цель: воспитание уважения ко всем национальностям.
Задачи: -определить самостоятельно тему урока;
- рассказать и продемонстрировать учащимся о праздновании Дня единства народов Казахстана,формировать наглядные представления учащихся.;
- расспросить учащихся о национальности каждого, развивая ораторские способности учащихся;
- создать правила дружбы всех народов,воспитать чувство уважения к мнению других;
-сформировать дружный коллектив.
Оборудование: листы А4, презентация, видеоролик,
Ход урока:
1 этап.организационный момент.
Задача:определить самостоятельно тему урока, вспомнить национальности.
- Здравствуйте дорогие ребята! Я рада всех вас видеть сегодня. Для того, чтобы разделить вас на группы, каждый берет себе листочек из коробочки и садится за указанный стол, в определенную группу (1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа, 5 группа). Тема нашего классного часа посвящена одному из весенних праздников, а какой это праздник вы догадаетесь сами, послушав стихотворения ваших одноклассников.Вы их внимательно слушайте.
Ученик 1: Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!
Ученик 2: Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Ученик 3: Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ученик 4: Народы, как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
- О чем были данные стихотворения?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (1 мая).
Вывод: Верно. Тема нашего урока 1 мая – День единства народов Казахстана! Спасибо, вам, ребята за стихотворения. Можете садиться.
2этап.
Задача:продемонстрировать видео о праздновании праздника 1 мая.
- кто знает что за праздник День единства народов?
1 мая - это день когда проводятся праздничные мероприятия по сплочению всех народов, проживающих в Республике, ведь Казахстан — многонациональное государство.
- какие национальности вы знаете?
- Кто знает, как празднуют этот праздник?
- в Астане этот праздник считается одним из важнейших праздников, так как благодаря этому дню Республика Казахстан показывает, что именно у нас все народы живет в мире, согласии и любви. Этот праздник празднуется не только в Астане, но и во многих городах республики. В этот день различные национальности собираются на площадях городов и устраивают различные пляски, игры, соревнования. Все это проходит в очень веселой и интересной обстановке. Здесь интересно и взрослым и детям, и вот сейчас я бы хотела показать вам как этот праздник празднуют в нашей столице, возможно кому то и удалось побывать там.
Просмотр видеоролика.
- что интересного вы увидели и запомнили?
Вывод:мы увидели танцы разных национальностей, там было много людей и им было очень интересно посмотреть на танцы разных национальностей, ведь с каждым разом люди приходят с надеждой увидеть более интересное, захватывающее, веселое представление и узнать что-то новое.
3 этап.
Задача: расспросить учащихся о национальности каждого.
- Каждый человек является представителем какой-нибудь национальности, и вы являетесь представителями своих национальностей. И у меня для вас есть задание: командир должен опросить всех учеников группы, узнать, кто какой национальности, записать на листочек и презентовать.
(4мин).
Вывод: вот видите, как много национальностей собралось в нашем классе, а в Казахстане их еще больше. На данный момент в нашей республике насчитывается более 150 национальностей.
4 этап.
задача: продемонстрировать учащимся обычаи и традиции национальностей.
- Какие традиции и обычаи национальностей вы знаете?
- А какие национальные традиции соблюдаются в вашей семье?
Презентация.
Ру?сские - восточнославянский народ. Самый многочисленный народ Европы. Всего в мире насчитывается около 133 миллионов русских. Национальный язык — русский.
Масленница. Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий. На масленницу люди пекут пироги, блины, ходят в гости друг к другу.Сжигают соломенное чучело,(считалось что после сжигания чучела весна наступит быстрее) олицетворяющего зиму, сопровождалось это весельем и состязаниями.у русских традиция встречать гостей с хлебом с солью.
Казахи.основное население Казахстана. Казахи также издавна проживают в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркмении и на западе Монголии. Язык — казахский.
ТУСАУ КЕСУ. РАЗРЕЗАНИЕ ПУТ.
Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусаукесу (разрезание пут). Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусаукесу (разрезание пут) очень символичен:для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно-белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.
Белору?сы - восточнославянский народ. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь. Значительное число белорусов населяют смежные с Белоруссиейтерритории России, Польши, Украины, Латвии и Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы также широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами.
Коляды — один из самых популярных праздников у белорусов, отмечался с Сочельника до Щедреца или Крещенья. По домам ходили ряженые, распевающие колядки — специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» — переодетых людей, которые разыгрывали представление у каждого двора, получая за это различное угощение и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей. Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого.
Узбе?ки — тюркоязычный народ. большое количество узбеков живут в Афганистане, Таджикистане, Казахстане,Киргизии, Туркмении. Язык – узбекский.
Утренний плов – старинный обряд, в котором участвуют только мужчины. Эта трапеза обычно приурочена к большим торжествам или печальным датам (поминки).
Накануне вечером собираются родственники устроителя и заготавливают необходимые продукты, традиция называется "сабзитуграр" – нарезание моркови, хотя вместе с морковью чистят и нарезают лук, а также подготавливают рис, калят хлопковое масло и т.д. Все должно быть готово заранее, ведь плов подгадывают к окончанию пятичасовой утренней молитвы, именно ее участники и становятся первыми, кто отведает утреннее блюдо.
Вывод: сейчас мы с вами убедились, что у каждой национальности действительно есть свои обычаи и традиции.
5 этап.
Задача:создать правила дружбы всех народов.
- Дружить нужно всем национальностям на всей нашей планете. И чтобы эта дружба была хорошей нужно соблюдать правила. Есть правила дружбы:
- Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
- Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.
- Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
- Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя.
- У меня для вас задание: составить правила дружбы народов.5 правил должно быть обязательно.
Вывод: Я составила свои правила:
1 всегда уважать традиции и историю всех наций.
2 быть приветливым к любому человеку.
3 увеличивать познания о культуре других наций.
4 никогда не быть предвзятым(иметь неверное мнение исходя из предрассудков) к каким либо нациям.
5 быть миролюбивым.
Всем спасибо, вы составили неплохие правила, главное, чтобы эти правила вы запомнили сами и соблюдали их. А теперь, давайте мы свами подведем итоги нашего урока…
5 этап. Рефлексия.
«сегодня на уроке я узнал…»