kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по русскому языку на тему "Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»

План – конспект урока по русскому языку согласно ФГОС

Урок в 5 классе на тему: «Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

  • формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России;

  • создание условий для осознания учащимися роли русского языка в жизни России, в дружбе народов, в жизни общества через рассмотрение функций русского языка;

  • создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

  • развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка

  • развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

  • формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

  • воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.

Метапредметные УУД:

  • развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Познавательные УУД:

  • формирование всех видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;

Коммуникативные УУД:

  • формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Регулятивные УУД:

  • обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Предметные УУД:

  • формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения.

Основные понятия: родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык Российской Федерации

Методы и приёмы: Системно - деятельностный подход, беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал



Ход урока


Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Друзья мои! я очень рада

Войти в ваш светлый дружный класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

(Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок).

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

  1. Постановка учебной задачи, целеполагание.

Слайд №1,2,3

( 4 минуты)

Создает проблемную ситуацию.

- Темой нашего урока станет то, о чём писал С. Н. Сергеев-Ценский:

К нам пришёл он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

- О чём же писал С. Н. Сергеев-Ценский?

-Как называется наше государство?

-Что вам известно о нашей стране?

-Сколько народов в ней проживает? На каких языках они говорят? А когда общаются люди разных национальностей нашей страны?

-Какая же тема нашего урока?

Какую цель мы поставим перед собой?



Восприятие, высказывание предположений.

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока. (Познакомиться с ролью русского языка в жизни общества и государства).

Запись темы на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради.


Регулятивные: проблемная подача учебного материала.

Познавательные, регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование.

Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него;

стремиться к речевому самосовершенствованию на основе выразительного чтения, эмоционального отклика на эстетическую ценность языкового выражения.


  1. Беседа

Слайд №4

(3 минуты)

Слово учителя

— Задумывались ли вы, какое значение в жизни человека имеет язык?

Да, это самое удивительное и мудрое, что было создано человечеством. Люди говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача - дать людям возможность общаться, работать, делать открытия. Без языка жизнь человека невозможна.

- А знаете ли вы, какой язык называют родным?

Родным принято считать тот язык, на котором человек думает, разговаривает с родными, на котором мать поёт ребёнку колыбельные песни. Какой язык является для вас родным? А какой язык является общим для всех народов нашей страны? Правильно, русский язык, изучение которого вы продолжаете в новом учебном году.

- Прочитайте предложение. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь.

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.

Л.В. Успенский

Анализируют и записывают предложение.

Отвечают на вопросы, приводят примеры. 


Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Изучение нового материала. Беседа с элементами игры.

Слайд № 5

(5 минут)

Слово учителя

- Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции.

Я предлагаю вам попробовать догадаться о каких функциях языка идёт речь.

Национальный язык — язык одной нации.

Язык межнационального общения — основной язык, который используют как общепонятный в многонациональных государствах (например, русский язык в России).

Государственный язык – предусмотренный Конституцией страны язык, который используется в законодательстве.

Международный язык — язык глобального использования, мировой язык, получивший широкое распространение в мире, рабочий язык международных организаций (например, ООН — Организации Объединённых Наций).


Знакомятся с основными понятиями. Учатся различать понятия.

Предметные:

формирование представления о роли русского как национального языка;

как государственного языка РФ и языка межнационального общения;

обогащение словарного запаса

Познавательные:

формирование всех видов речевой деятельности

5. Первичное закрепление

Слайд № 6,7

(5 минут)

Организует работу с текстом

Задание.

- Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите эпитеты с 1 абзаца.

Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!

Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает.

Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.

Выписывают эпитеты, описывающие русский язык; определяют в каких функциях употреблён русский язык. (Самопроверка)

Регулятивные:

самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей

Предметные:

определение темы и основной мысли текста;

нахождение изобразительно – выразительных художественных средств(эпитетов)

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения;

учёт разных мнений.

  1. Физминутка 1 минута (презентация) «Две руки»

  1. Вторичное закрепление

5 минут

Учитель организует работу в паре

(работа с пословицами и поговорками о русском языке, о Родине)


Правильно соотносят пословицы и поговорки о русском языке и о Родине

Регулятивные:

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

построение рассуждения

Коммуникативные:

контролирование действий партнёра, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения.

  1. Итог урока

10 минут

Мини - проектная работа в группах с применением ментальных карт.

Составляют ментальную карту (групповая работа)

Координатор группы заполняет лист оценивания

Коммуникативные:

сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

Познавательные:

опираются на уже известное

Личностные:

развитие творческих способностей


  1. Объяснение домашнего задания

Слайд№8

2 минуты

с.251 параграф 1

Базовый: с. 253 №5 (1)

Повышенный: с. 253 №5 (2)

Записывают домашнее задание в дневник


  1. Рефлексия

4 минуты

Песня «С чего начинается Родина?

Стихотворение И.В. Тургенева «Русский язык»

Ученики поют песню «С чего начинается Родина?»

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к Родине, родному языку, русской культуре.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Арутюнян Алина Вачагановна

Дата: 23.10.2024

Номер свидетельства: 658360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Русский язык - национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе "
    ["seo_title"] => string(112) "russkii-iazyk-natsional-nyi-iazyk-russkogho-naroda-osnovnoie-sriedstvo-obshchieniia-v-natsional-nom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "220442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434633054"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_v_1_4_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "393084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487396902"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по русскому языку 5 класс 210 часов к учебнику Т.А.Ладыженской "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-5-klass-210-chasov-k-uchiebniku-t-a-ladyzhienskoi"
    ["file_id"] => string(6) "130159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415825598"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.(по учебнику Разумовской М.М.) "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-9-klass-po-uchiebniku-razumovskoi-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "140022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417860713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства