Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения
Вводный урок по русскому языку на тему "Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»
План – конспект урока по русскому языку согласно ФГОС
Урок в 5 классе на тему: «Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
формирование представлений о русском языке как родном языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения народов России;
создание условий для осознания учащимися роли русского языка в жизни России, в дружбе народов, в жизни общества через рассмотрение функций русского языка;
создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка
развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
формирование всех видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
Коммуникативные УУД:
формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Регулятивные УУД:
обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Предметные УУД:
формирование представления о функциях русского языка; о роли русского языка как национального языка; как государственного языка РФ и языка межнационального общения.
Основные понятия: родной язык, национальный язык, межнациональное общение, государственный язык Российской Федерации
Методы и приёмы: Системно - деятельностный подход, беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Ход урока
Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Друзья мои! я очень рада
Войти в ваш светлый дружный класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
(Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок).
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Постановка учебной задачи, целеполагание.
Слайд №1,2,3
( 4 минуты)
Создает проблемную ситуацию.
- Темой нашего урока станет то, о чём писал С. Н. Сергеев-Ценский:
К нам пришёл он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
- О чём же писал С. Н. Сергеев-Ценский?
-Как называется наше государство?
-Что вам известно о нашей стране?
-Сколько народов в ней проживает? На каких языках они говорят? А когда общаются люди разных национальностей нашей страны?
-Какая же тема нашего урока?
Какую цель мы поставим перед собой?
Восприятие, высказывание предположений.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока. (Познакомиться с ролью русского языка в жизни общества и государства).
Запись темы на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради.
Регулятивные: проблемная подача учебного материала.
Познавательные, регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование.
Личностные: осознавать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него;
стремиться к речевому самосовершенствованию на основе выразительного чтения, эмоционального отклика на эстетическую ценность языкового выражения.
Беседа
Слайд №4
(3 минуты)
Слово учителя
— Задумывались ли вы, какое значение в жизни человека имеет язык?
Да, это самое удивительное и мудрое, что было создано человечеством. Люди говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача - дать людям возможность общаться, работать, делать открытия. Без языка жизнь человека невозможна.
- А знаете ли вы, какой язык называют родным?
Родным принято считать тот язык, на котором человек думает, разговаривает с родными, на котором мать поёт ребёнку колыбельные песни. Какой язык является для вас родным? А какой язык является общим для всех народов нашей страны? Правильно, русский язык, изучение которого вы продолжаете в новом учебном году.
- Прочитайте предложение. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь.
Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
Л.В. Успенский
Анализируют и записывают предложение.
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Коммуникативные:
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
4.Изучение нового материала. Беседа с элементами игры.
Слайд № 5
(5 минут)
Слово учителя
- Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции.
Я предлагаю вам попробовать догадаться о каких функциях языка идёт речь.
Национальный язык— язык одной нации.
Язык межнационального общения — основной язык, который используют как общепонятный в многонациональных государствах (например, русский язык в России).
Государственный язык – предусмотренный Конституцией страны язык, который используется в законодательстве.
Международный язык — язык глобального использования, мировой язык, получивший широкое распространение в мире, рабочий язык международных организаций (например, ООН — Организации Объединённых Наций).
Знакомятся с основными понятиями. Учатся различать понятия.
Предметные:
формирование представления о роли русского как национального языка;
как государственного языка РФ и языка межнационального общения;
обогащение словарного запаса
Познавательные:
формирование всех видов речевой деятельности
5. Первичное закрепление
Слайд № 6,7
(5 минут)
Организует работу с текстом
Задание.
- Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите эпитеты с 1 абзаца.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!
Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает.
Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.
Выписывают эпитеты, описывающие русский язык; определяют в каких функциях употреблён русский язык. (Самопроверка)
Регулятивные:
самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей
Предметные:
определение темы и основной мысли текста;
нахождение изобразительно – выразительных художественных средств(эпитетов)
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с полнотой и точностью;
формулирование и аргументация своего мнения;
учёт разных мнений.
Физминутка 1 минута (презентация) «Две руки»
Вторичное закрепление
5 минут
Учитель организует работу в паре
(работа с пословицами и поговорками о русском языке, о Родине)
Правильно соотносят пословицы и поговорки о русском языке и о Родине
Регулятивные:
планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
построение рассуждения
Коммуникативные:
контролирование действий партнёра, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения.
Итог урока
10 минут
Мини - проектная работа в группах с применением ментальных карт.
Составляют ментальную карту (групповая работа)
Координатор группы заполняет лист оценивания
Коммуникативные:
сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться
Познавательные:
опираются на уже известное
Личностные:
развитие творческих способностей
Объяснение домашнего задания
Слайд№8
2 минуты
с.251 параграф 1
Базовый: с. 253 №5 (1)
Повышенный: с. 253 №5 (2)
Записывают домашнее задание в дневник
Рефлексия
4 минуты
Песня «С чего начинается Родина?
Стихотворение И.В. Тургенева «Русский язык»
Ученики поют песню «С чего начинается Родина?»
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к Родине, родному языку, русской культуре.