Цели урока: - образовательные: дать понятие об определении; формировать навыки нахождения определения в тексте; - развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; развивать индивидуальную творческую активность; - воспитательные: воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово; воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку. Тип урока: урок изучения нового материала с элементами контроля знаний. Формы работы: - синтаксический разбор предложения; Средства обучения: Интерактивная доска. Ход урока I. Организационный момент.
IІ. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос. Игра «Крестики-нолики»
В строчку записываются цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».
Игра «Крестики-нолики»
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложен , называется фонетика.
2.Обстоятельство – это главный член предложения.
3.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
4.Подлежащее обозначает признак предмета.
5.Сказуемое обозначает действие предмета.
6.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
7.Предложение, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, просим, приказываем называется повествовательным.
8.Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
- О каком второстепенном члене предложения мы говорили на прошлом уроке? (Ответ учащегося о дополнении). (слайд 3)
Переход к теме урока. Синтаксический разбор предложения. Знакомство с признаками определения. Указав в предложении грамматическую основу и дополнения, дайте характеристику предложения.
III. Сообщение темы и целей урока. (слайд 4) Сегодня на уроке мы продолжим изучение второстепенных членов предложения. Мы вспомним, что такое дополнение и познакомимся с определением. Мы научимся находить определения в предложении и уместно употреблять их в речи. 1.Освоение нового материала.
2 текста для сравнения
1текст.Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.
2текст.Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.
-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?
2.Вывод о значимости определения. Определения могут конкретизировать предмет по качественному признаку (жаркое лето), по месту (лесной пожар), по времени (июльская жара), по материалу (каменная лестница),по принадлежности ( лисья нора)
3. Актуализация ранее изученного. (слайд 2) Найдите в предложениях грамматическую основу.
Листья белоствольной березы вспыхивают янтарным светом.
Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев.
Сухие листья опадают на землю.
(Повеств., невоскл., простое, распр.) (слайд 3). -Кроме дополнения в этом предложении есть еще один второстепенный член. - К какому слову он относится? - На какой вопрос отвечает? - Что обозначает этот второстепенный член?
4. Вывод по теме урока (слайд 4) Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ? И волнистою подчеркнуто чертой. Обозначает признак или явление, И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!!!
IV. Закрепление. Работа с текстом. (слайд 6) 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите все предложения по членам предложения.
Горное село украшает фруктовый сад.
Зеленые кудри берез расчесывает ветер.
Капельки росы зажигают первые лучи солнца.
Приметы осени во всём встречает взор.
- Какой новый второстепенный член предложения мы определяли? (Определение)
7. Отработка умения находить определения в тексте. Выполнение заданий по вариантам. Выписать определения вместе с теми словами, к которым они относятся (слайды 7).
Робкий шелест листвы ,
Белоствольной березы,
Словно чувствует сердцем,
Что скоро морозы,
И печальных ветвей,
Тихий шепот и шорох.
Даже малый листочек
Ей, как матери, дорог.
Лазурное небо,
Искрится снежок.
На ветках березы
Морозный пушок.
Зимы серебристой.
Последним приветом.
(слайды 8) – Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты снежными кружевами, они как будто спят. Высокие вершины елей украшены гирляндами шишек. А вот на поляне красуются крохотные ёлочки.
Их совсем занесло. Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. На лесных полянах видны следы животных: лисицы, зайца-беляка
Всё залито светом,
Весёлым лучистым.
9 .Подведение итогов урока. Рефлексия.( слайд 10) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета или явления, это… - Отвечает на вопросы… Подчеркивается волнистой линией. Делает речь более яркой и выразительной 10.Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру о березе, включив в содержание работы не менее 10 определений.