Просмотр содержимого документа
«Рр "Портретный очерк".»
ТЕМА УРОКА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК
ЦЕЛИ:1.Дать понятие о жанре портретного очерка. 2. Контроль сформированности умения пользоваться словарем и составлять словарные статьи. 3. Формирование умения анализа текста – образца.
4. Формирования умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку. 5. Расширять речевую компетентность учеников , совершенствовать навыки монологической речи.
Планируемые результаты:
предметные
- сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике
- владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров
метапредметные
-владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность
личностные
- сформированность мировоззрения , соответствующего современному уровню общественной практики
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Ф.И.Шаляпина ( Репин, Коровин), запись песни в его исполнении , раздаточный материал – текст ( А.Седых ) и раздаточные карточки.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Знакомство с планом и целями урока.
- Мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики, их строением и языковыми особенностями. Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром портретного очерка, рассмотрим особенности композиции , его составные части.
- Каждому из нас приходилось в различных речевых ситуациях описывать внешность человека или какие-то отдельные черты. Обычно мы делаем это , когда пытаемся рассказать кому - нибудь о человеке, который ему не знаком. Как же с помощью портретного очерка сделать это лучше?
Проверка домашнего задания.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были повторить, что такое портрет в живописи и литературе. На партах у вас находятся карточки с заданием дописать: « Портрет в живописи- это…
Портрет в литературе – это…»
(Учащиеся самостоятельно работают с карточками)
На нашем уроке присутствует литературовед, который поможет вам проверить правильность ваших ответов. Он подготовил словарную статью из «Толкового словаря» - портрет. (Учащийся зачитывает статью).
А теперь, ребята, вы сами можете оценить себя. Кто справился на 5, 4 у кого задание вызвало затруднение?
Продолжаем работу со словарной статьей. Дома вы должны были поработать со статьей учебника «Портретный очерк» на станице 226-230 и составить свою словарную статью. (Чтение 2-3 словарных статей, редактирование). Мы будем пользоваться вашими статьями при работе с текстами параграфа 43. Лучшие работы на стенде «Готовимся к уроку».
Объяснение нового материала.
Сегодняшний урок и несколько последующих будут связаны с именем величайшего русского певца Федора Ивановича Шаляпина. А так как очеркисту (обратить внимание на произношение слов «очерк», «очеркист») необходимо хорошо представлять то , о чем он будет писать , я для начала предлагаю вам познакомится с биографией Федора Ивановича и послушать знаменитого певца. На доске вы видите портреты певца, выполненные художниками И.Е.Репиным, К.А.Коровиным, Б.М. Кустодиевым .
Индивидуальное сообщение заранее подготовленного учащегося о Ф.И.Шаляпине.
Прослушивание записи песни в исполнении певца.
Выявление первичного впечатления.
- Каким вы представляете себе знаменитого певца?
-Что на вас произвело наибольшее впечатление: голос , внешность , черты характера?
6. Аналитическая работа с текстом (Тексты распечатаны по количеству учащихся).
-Какие составные части могут быть в портретном очерке?
-Какие составные части есть в данном портретном очерке?
-Найдите в тексте описание внешности героя очерка. Какой тип речи использован в этой части очерка?
-Что привлекло вас в личности Шаляпина?
-Аналогичное задание вы выполните дома: устно проанализируете упр.394
7. Творческая работа.
Задание: ответьте письменно на вопрос: « Что мне понравилось в личности Ф.И.Шаляпина?» Рекомендованный объем 70-100 слов, можно использовать материалы текста А. Седых.
(Чтение 3-4 работ, учащиеся в конце урока сдают тетради).
8. Итоги урока
-Наша работа на сегодня закончена, но она будет продолжена на последующих уроках при работе с картиной Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина».