kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел «Русская литература 19 века.

Урок  28.

И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг».

Педагогические цели: обучающая: разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;

развивающая: развитие устной речи   (художественный пересказ);

воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе: слышать и видеть прекрасное вокруг себя и уметь рассказать об этом.

Тип и вид урока: изучение нового материала; урок - практикум.

Основное содержание темы, понятия и термины: основная тема: природа и человек через пейзаж и выразительные средства языка, портретные характеристики, рассказы мальчишек. Термины: очерк, пейзаж ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет) портрет, былички, россказни, предания, поверья.

Образовательные ресурсу: презентация к уроку «И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг»,журнал «Преданья старины глубокой», костер, карточки с терминами., смайлики: добрый, грустный, злой.

Сценарий урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

1.Организационный момент.

Слово учителя:

- Мы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте определим основную тему прочитанного рассказа.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в урок

2.Постановление учебной задачи

Фронтальная, Словесный.

Проблема в схеме.

-Через что раскрывается тема рассказа? , Мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя. Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох. Показ презентации

(Слайд1,2)

Отвечают на поставленный вопрос,выявляют

через что решается тема в рассказе.

Контрольный слайд-схема

3. Рефлексия.

Фронтальная. Словесный.

Устный ответ на поставленный вопрос.

Показ слайда №3

Выбор  смайлика, отражающий настроение учащихся.

Ответы на поставленный вопрос:

- Что я знаю о жизни и творчестве И.С. Тургенева?

Показ смайлика

4.Проверка домашнего задания

Интервью (деловая игра)

Объявление о том, что в гости на урок пришел корреспондент газеты «Школьные вести» Ученев Александр , и он хочет задать вопросы классу по биографии писателя. Опираясь на статью учебника, нужно рассказать о писателе и его творчестве в форме интервью. Показ презентации по ходу интервью

(слайд4-7)

Встречают корреспондента,   отвечает Сабирова Э. на поставленные вопросы корреспондента.

Класс слушает интервью.

(Приложение 1)

Оценивают интервью.

5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, наглядный, частично - поисковый. Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Организует просмотр презентации и изучение по плану:

1.-Что такое очерк?(слайд 10)

2.Замысел рассказа (слайд11)

3.Словарь: портрет, пейзаж

4.Рассмотрение

Картины В.Е. Маковского «Ночное», краткая характеристика художника(слайд14,15)

5.Сравнительная характеристика: картина и текст Тургенева (слайд16,17)

6.Портретные характеристики (слайд 18), формулирует вопросы по прочитанным характеристикам

Слушают учителя, рассматривают,

сравнивают текст произведения с картиной В.Е. Маковского «Ночное», участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Работа с текстом: читают портретные характеристики, отвечают на вопросы. Словесное рисование: описывают внешность товарища по парте.

Готовые определения

 приклеивают в тетради.

7.-Что означают слова одного ряда?(слайд19-22)

Называют оттенки  слов- синонимов: россказни, предания, поверья.

8.Показ презентации:

определение слова «былички»(слайд 22)

Читают определение слова

Готовое определение приклеивают в тетрадь

6.Закрепление знаний

и способов действий.

Коллективная, групповая.

Словесный, проблемный, практический, поисковый.

1.Организует просмотр

презентации,

задает вопросы:

-Какие былички рассказали дети? (обращение к тексту, слайд 23)

Восстанавливают хронологию рассказов мальчиков:

Быличка про Домового

Быличка про Русалочку

Быличка про Ермила

Быличка про барина

Быличка про Тришку

Быличка про Лешего

Быличка про Водяного и Акулину

7.Негласная физминутка

Минутка отдыха,движение.

2.Организует сцену у костра (слайд 24):

Со стульями идут к костру, рассаживаются в кружок.

3.Создание словами картины: тихая июньская ночь, звезды, костер, возле костра ребят, время для рассказа страшных историй.

Художественный пересказ: учащиеся по очереди

рассказывают

былички:

про домового;

про русалку,

про Ермила,

про барина, по водяного.

Былички шелаевских

бабушек (групповое задание: сходить к бабушкам, составить о них рассказы, записать их былички и рассказать их у костра):быличка об оборотне, быличка о

Оценивают художественное чтение

4. Показ презентации. «Проба пера» и результат «Пробы пера» - журнал «Преданье старины глубокой» (слайд 25-27, приложение 2) лешем.

Отчет о проделанной работе. В номере журнала опубликовано:

1.Домовой- добрый домашний дух.

2.Леший – добрый дух леса.

3.Водяной – злой дух воды.

4.Русалки- служанки водяного.

5.Былички шелаевских бабушек:

образ сказительницы Богданович З.В. ;

 образ сказительницы Аношенко А.Г.;

образ сказительницы Мотыко В.Н.;

6.Былички бабушкиных дочек:

образ сказительницы Васильевой Н.И.;

образ сказительницы Бахар Т.М.;

 образ сказительницы Борисенко Л.М.

7.Бабушкины внучки и внуки. 

5.Показ презентации.

- Сколько пейзажей показано в рассказе «Бежин Луг»?

 (слайд 28)

Отвечают на поставленный вопрос.

6. Показ презентации «Выразительные средства языка»: сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение(слайд

29-33)

Вспоминают определения выразительных средств языка, признаки их различия, зачитывают примеры эпитетов, сравнения, олицетворения, метафоры, которые были взяты из текста произведения «Бежин луг» (описание июльского дня ).

Приклеивают определения в тетрадь

7.Показ презентации: вывод (слайд34)

Чтение вывода.

8.Показ презентации: идут слайды раннего утра, включение музыки Грига «Утро»

(слайд 35-42)

На фоне музыки Грига читается ученицей отрывок  из  очерка «Бежин луг»(описание утра).Класс внимательно слушает.

8.Информация  о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

Показ презентации: домашнее задание (слайд 44)

Предлагает сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание ) или рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

Читают задание,

на карточке находят домашнее задание

Приклеивают домашнее задание в тетрадь.

9.Рефлексия

Фронтальная.

Словесный. Беседа.

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?

-На каком этапе урока было трудно?

-В какой момент урока было интересно?

-Что не понравилось в уроке? (слайд  46)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Показ смайлика.

10. Подведение итогов и выставление
оценок.

Фронтальная.

Словесный. Беседа.

Показ презентации (слайд 47)

Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.

Берут оценочные листы и оценивают себя и своих товарищей (приложение3), комментируют оценки.

Выставляют оценки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг"" »

Раздел «Русская литература 19 века.

Урок 28.

И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг».

Педагогические цели: обучающая: разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;

развивающая: развитие устной речи (художественный пересказ);

воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе: слышать и видеть прекрасное вокруг себя и уметь рассказать об этом.

Тип и вид урока: изучение нового материала; урок - практикум.

Основное содержание темы, понятия и термины: основная тема: природа и человек через пейзаж и выразительные средства языка, портретные характеристики, рассказы мальчишек. Термины: очерк, пейзаж ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет) портрет, былички, россказни, предания, поверья.

Образовательные ресурсу: презентация к уроку «И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг»,журнал «Преданья старины глубокой», костер, карточки с терминами., смайлики: добрый, грустный, злой.

Сценарий урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические

приемы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы контроля

1.Организационный

момент.

Слово учителя:

- Мы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте определим основную тему прочитанного рассказа.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в урок


2.Постановление учебной задачи

Фронтальная, Словесный.

Проблема в схеме.

-Через что раскрывается тема рассказа? , Мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя. Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох. Показ презентации

(Слайд1,2)


Отвечают на поставленный вопрос,

выявляют

через что решается тема в рассказе.

Контрольный слайд-схема

3. Рефлексия.

Фронтальная. Словесный.

Устный ответ на поставленный вопрос.

Показ слайда №3

Выбор смайлика, отражающий настроение учащихся.

Ответы на поставленный вопрос:

- Что я знаю о жизни и творчестве И.С. Тургенева?

Показ смайлика

4.Проверка домашнего задания






















Интервью (деловая игра)

Объявление о том, что в гости на урок пришел корреспондент газеты «Школьные вести» Ученев Александр , и он хочет задать вопросы классу по биографии писателя. Опираясь на статью учебника, нужно рассказать о писателе и его творчестве в форме интервью. Показ презентации по ходу интервью

(слайд4-7)

Встречают корреспондента, отвечает Сабирова Э. на поставленные вопросы корреспондента.

Класс слушает интервью.

(Приложение 1)

Оценивают интервью.

5.Усвоение новых знаний и способов действий.



Фронтальная. Словесный, наглядный, частично - поисковый. Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Организует просмотр презентации и изучение по плану:

1.-Что такое очерк?(слайд 10)

2.Замысел рассказа (слайд11)

3.Словарь: портрет, пейзаж

4.Рассмотрение

Картины В.Е. Маковского «Ночное», краткая характеристика художника(слайд14,15)

5.Сравнительная характеристика: картина и текст Тургенева (слайд16,17)

6.Портретные характеристики (слайд 18), формулирует вопросы по прочитанным характеристикам





Слушают учителя, рассматривают,

сравнивают текст произведения с картиной В.Е. Маковского «Ночное», участвуют в коллективном обсуждении проблемы.


Работа с текстом: читают портретные характеристики, отвечают на вопросы. Словесное рисование: описывают внешность товарища по парте.




Готовые определения

приклеивают в тетради.






















7.-Что означают слова одного ряда?(слайд19-22)






Называют оттенки слов- синонимов: россказни, предания, поверья.












8.Показ презентации:

определение слова «былички»(слайд 22)



Читают определение слова



Готовое определение приклеивают в тетрадь

6.Закрепление знаний

и способов действий.












Коллективная, групповая.

Словесный, проблемный, практический, поисковый.








1.Организует просмотр

презентации,

задает вопросы:

-Какие былички рассказали дети? (обращение к тексту, слайд 23)







Восстанавливают хронологию рассказов мальчиков:

Быличка про Домового

Быличка про Русалочку

Быличка про Ермила

Быличка про барина

Быличка про Тришку

Быличка про Лешего

Быличка про Водяного и Акулину


7.Негласная физминутка

Минутка отдыха,движение.

2.Организует сцену у костра (слайд 24):

Со стульями идут к костру, рассаживаются в кружок.




3.Создание словами картины: тихая июньская ночь, звезды, костер, возле костра ребят, время для рассказа страшных историй.













Художественный пересказ: учащиеся по очереди

рассказывают

былички:

про домового;

про русалку,

про Ермила,

про барина, по водяного.

Былички шелаевских

бабушек (групповое задание: сходить к бабушкам, составить о них рассказы, записать их былички и рассказать их у костра):быличка об оборотне, быличка о

Оценивают художественное чтение




4. Показ презентации. «Проба пера» и результат «Пробы пера» - журнал «Преданье старины глубокой» (слайд 25-27, приложение 2)
























лешем.

Отчет о проделанной работе. В номере журнала опубликовано:

1.Домовой- добрый домашний дух.

2.Леший – добрый дух леса.

3.Водяной – злой дух воды.

4.Русалки- служанки водяного.

5.Былички шелаевских бабушек:

образ сказительницы Богданович З.В. ;

образ сказительницы Аношенко А.Г.;

образ сказительницы Мотыко В.Н.;

6.Былички бабушкиных дочек:

образ сказительницы Васильевой Н.И.;

образ сказительницы Бахар Т.М.;

образ сказительницы Борисенко Л.М.

7.Бабушкины внучки и внуки. 





5.Показ презентации.

- Сколько пейзажей показано в рассказе «Бежин Луг»?

(слайд 28)

Отвечают на поставленный вопрос.







6. Показ презентации «Выразительные средства языка»: сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение(слайд

29-33)

Вспоминают определения выразительных средств языка, признаки их различия, зачитывают примеры эпитетов, сравнения, олицетворения, метафоры, которые были взяты из текста произведения «Бежин луг» (описание июльского дня ).

Приклеивают определения в тетрадь



7.Показ презентации: вывод (слайд34)


Чтение вывода.







8.Показ презентации: идут слайды раннего утра, включение музыки Грига «Утро»

(слайд 35-42)





На фоне музыки Грига читается ученицей отрывок из очерка «Бежин луг»(описание утра).Класс внимательно слушает.


8.Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

Показ презентации: домашнее задание (слайд 44)

Предлагает сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание ) или рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.


Читают задание,

на карточке находят домашнее задание

Приклеивают домашнее задание в тетрадь.

9.Рефлексия










Фронтальная.

Словесный. Беседа.









- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?

-На каком этапе урока было трудно?

-В какой момент урока было интересно?

-Что не понравилось в уроке? (слайд 46)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Показ смайлика.

10. Подведение итогов и выставление
оценок.

Фронтальная.

Словесный. Беседа.


Показ презентации (слайд 47)

Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.



Берут оценочные листы и оценивают себя и своих товарищей (приложение3), комментируют оценки.

Выставляют оценки










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг""

Автор: Хрущёва Вера Егоровна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства