Раздел «Русская литература 19 века.
Урок 28.
И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг».
Педагогические цели: обучающая: разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;
развивающая: развитие устной речи (художественный пересказ);
воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе: слышать и видеть прекрасное вокруг себя и уметь рассказать об этом.
Тип и вид урока: изучение нового материала; урок - практикум.
Основное содержание темы, понятия и термины: основная тема: природа и человек через пейзаж и выразительные средства языка, портретные характеристики, рассказы мальчишек. Термины: очерк, пейзаж ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет) портрет, былички, россказни, предания, поверья.
Образовательные ресурсу: презентация к уроку «И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по очерку «Бежин луг»,журнал «Преданья старины глубокой», костер, карточки с терминами., смайлики: добрый, грустный, злой.
Сценарий урока.
Этапы урока
Формы, методы, методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы контроля
1.Организационный момент.
Слово учителя:
- Мы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте определим основную тему прочитанного рассказа.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Быстрое включение в урок
2.Постановление учебной задачи
Фронтальная, Словесный.
Проблема в схеме.
-Через что раскрывается тема рассказа? , Мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя. Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох. Показ презентации
(Слайд1,2)
Отвечают на поставленный вопрос,выявляют
через что решается тема в рассказе.
Контрольный слайд-схема
3. Рефлексия.
Фронтальная. Словесный.
Устный ответ на поставленный вопрос.
Показ слайда №3
Выбор смайлика, отражающий настроение учащихся.
Ответы на поставленный вопрос:
- Что я знаю о жизни и творчестве И.С. Тургенева?
Показ смайлика
4.Проверка домашнего задания
Интервью (деловая игра)
Объявление о том, что в гости на урок пришел корреспондент газеты «Школьные вести» Ученев Александр , и он хочет задать вопросы классу по биографии писателя. Опираясь на статью учебника, нужно рассказать о писателе и его творчестве в форме интервью. Показ презентации по ходу интервью
(слайд4-7)
Встречают корреспондента, отвечает Сабирова Э. на поставленные вопросы корреспондента.
Класс слушает интервью.
(Приложение 1)
Оценивают интервью.
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
Фронтальная. Словесный, наглядный, частично - поисковый. Рассказ учителя с опорой на презентацию.
Организует просмотр презентации и изучение по плану:
1.-Что такое очерк?(слайд 10)
2.Замысел рассказа (слайд11)
3.Словарь: портрет, пейзаж
4.Рассмотрение
Картины В.Е. Маковского «Ночное», краткая характеристика художника(слайд14,15)
5.Сравнительная характеристика: картина и текст Тургенева (слайд16,17)
6.Портретные характеристики (слайд 18), формулирует вопросы по прочитанным характеристикам
Слушают учителя, рассматривают,
сравнивают текст произведения с картиной В.Е. Маковского «Ночное», участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
Работа с текстом: читают портретные характеристики, отвечают на вопросы. Словесное рисование: описывают внешность товарища по парте.
Готовые определения
приклеивают в тетради.
7.-Что означают слова одного ряда?(слайд19-22)
Называют оттенки слов- синонимов: россказни, предания, поверья.
8.Показ презентации:
определение слова «былички»(слайд 22)
Читают определение слова
Готовое определение приклеивают в тетрадь
6.Закрепление знаний
и способов действий.
Коллективная, групповая.
Словесный, проблемный, практический, поисковый.
1.Организует просмотр
презентации,
задает вопросы:
-Какие былички рассказали дети? (обращение к тексту, слайд 23)
Восстанавливают хронологию рассказов мальчиков:
Быличка про Домового
Быличка про Русалочку
Быличка про Ермила
Быличка про барина
Быличка про Тришку
Быличка про Лешего
Быличка про Водяного и Акулину
7.Негласная физминутка
Минутка отдыха,движение.
2.Организует сцену у костра (слайд 24):
Со стульями идут к костру, рассаживаются в кружок.
3.Создание словами картины: тихая июньская ночь, звезды, костер, возле костра ребят, время для рассказа страшных историй.
Художественный пересказ: учащиеся по очереди
рассказывают
былички:
про домового;
про русалку,
про Ермила,
про барина, по водяного.
Былички шелаевских
бабушек (групповое задание: сходить к бабушкам, составить о них рассказы, записать их былички и рассказать их у костра):быличка об оборотне, быличка о
Оценивают художественное чтение
4. Показ презентации. «Проба пера» и результат «Пробы пера» - журнал «Преданье старины глубокой» (слайд 25-27, приложение 2) лешем.
Отчет о проделанной работе. В номере журнала опубликовано:
1.Домовой- добрый домашний дух.
2.Леший – добрый дух леса.
3.Водяной – злой дух воды.
4.Русалки- служанки водяного.
5.Былички шелаевских бабушек:
образ сказительницы Богданович З.В. ;
образ сказительницы Аношенко А.Г.;
образ сказительницы Мотыко В.Н.;
6.Былички бабушкиных дочек:
образ сказительницы Васильевой Н.И.;
образ сказительницы Бахар Т.М.;
образ сказительницы Борисенко Л.М.
7.Бабушкины внучки и внуки.
5.Показ презентации.
- Сколько пейзажей показано в рассказе «Бежин Луг»?
(слайд 28)
Отвечают на поставленный вопрос.
6. Показ презентации «Выразительные средства языка»: сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение(слайд
29-33)
Вспоминают определения выразительных средств языка, признаки их различия, зачитывают примеры эпитетов, сравнения, олицетворения, метафоры, которые были взяты из текста произведения «Бежин луг» (описание июльского дня ).
Приклеивают определения в тетрадь
7.Показ презентации: вывод (слайд34)
Чтение вывода.
8.Показ презентации: идут слайды раннего утра, включение музыки Грига «Утро»
(слайд 35-42)
На фоне музыки Грига читается ученицей отрывок из очерка «Бежин луг»(описание утра).Класс внимательно слушает.
8.Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный.
Показ презентации: домашнее задание (слайд 44)
Предлагает сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание ) или рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
2. Выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
Читают задание,
на карточке находят домашнее задание
Приклеивают домашнее задание в тетрадь.
9.Рефлексия
Фронтальная.
Словесный. Беседа.
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке?
-На каком этапе урока было трудно?
-В какой момент урока было интересно?
-Что не понравилось в уроке? (слайд 46)
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Показ смайлика.
10. Подведение итогов и выставление
оценок.
Фронтальная.
Словесный. Беседа.
Показ презентации (слайд 47)
Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.
Берут оценочные листы и оценивают себя и своих товарищей (приложение3), комментируют оценки.
Выставляют оценки