kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока "Губительная сила страсти" по очерку Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Автор урока- Герко Г.Г., преподаватель русского языка и литера­туры, К ГУ «Строительно- технический колледж №2» г. Степногорск

Тема -Губительная сила страсти (по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Предмет - Русская литература Курс - первый

Цель: в процессе занятия учащиеся продолжат обучение критическим способам мышления, раскроют трагедию, загадку женской души.

Методическая информация:

Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;

тип урока по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий;

тип урока по основным этапам учебного процесса - образование понятий, установ­ление законов и правил;

тип урока по форме проведения - личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения, стратегий проекта «РКМЧЧП».

Формы организации обучения - групповая, фронтальная, индиви­дуальная.

Задачи урока:

Образовательные:

Через стратегии ассоциация, синквейн, диаграмма Венна повысить уровень восприятия художественного текста. Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон.

Развивающие:

Развивать способности учащихся анализировать, синтезировать, интерпретировать художественный текст и давать собственную оценку, обогащать учащихся жизненной мудростью.

Воспитательные:

Через индивидуальную работу, в парах, в группе формировать у учащихся коммуникативные и толерантные качества, развивать умение слушать и слышать друг друга, воспитывать уважение к чужому мнению, культуру диалогической и монологической речи, воспитать вдумчивого читателя, помочь услышать нравственное звучание очерка, воспитывать чувство ответственно­сти за содеянное.

КМО урока: тексты очерка, опорные карты, слайд-презентация к уроку с иллюст­рациями И.Глазунова, Б. Кустодиева, А.Головина. Н Кузьмина.

Музыкальное сопровождение:

«Любовь - волшебная страна...».Автор текста: Рязанов Э. композитор ПетровА.

«Нет, не любил он...». Слова неизвестного автора, русский текст: М.Медведев - Альфонс Гуэрчиа. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Домашнее задание к уроку:

  • прочитать текст очерка «с карандашом», отметить описания природы, портретные описания, поведение главных героев;

  • индивидуальное сообщение о трагедии В.Шекспира «Макбет»;об истории создания очерка; сообщение «о быте купечества Х1Хвека».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Губительная сила страсти" по очерку Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" »



Ақмола облысы білім басқармасы

«Степногорск қаласы, №2 ҚТК» КММ

Управление образования Акмолинской области

КГУ «СТК №2, город Степногорск»



РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

(по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


Герко Г.Г. преподаватель

русского языка и литера­туры




АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Автор урока- Герко Г.Г., преподаватель русского языка и литера­туры, К ГУ «Строительно- технический колледж №2» г. Степногорск

Тема -Губительная сила страсти (по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Предмет - Русская литература Курс - первый

Цель: в процессе занятия учащиеся продолжат обучение критическим способам мышления, раскроют трагедию, загадку женской души.

Методическая информация:

Тип урока по основной дидактической цели- комбинированный;

тип урока по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий;

тип урока по основным этапам учебного процесса - образование понятий, установ­ление законов и правил;

тип урока по форме проведения - личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения, стратегий проекта «РКМЧЧП».

Формы организации обучения - групповая, фронтальная, индиви­дуальная.

Задачи урока:

Образовательные:

Через стратегии ассоциация, синквейн, диаграмма Венна повысить уровень восприятия художественного текста. Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон.

Развивающие:

Развивать способности учащихся анализировать, синтезировать, интерпретировать художественный текст и давать собственную оценку, обогащать учащихся жизненной мудростью.

Воспитательные:

Через индивидуальную работу, в парах, в группе формировать у учащихся коммуникативные и толерантные качества, развивать умение слушать и слышать друг друга, воспитывать уважение к чужому мнению, культуру диалогической и монологической речи, воспитать вдумчивого читателя, помочь услышать нравственное звучание очерка, воспитывать чувство ответственно­сти за содеянное.

КМО урока: тексты очерка, опорные карты, слайд-презентация к уроку с иллюст­рациями И.Глазунова, Б. Кустодиева, А.Головина. Н Кузьмина.

Музыкальное сопровождение:

«Любовь - волшебная страна...».Автор текста: Рязанов Э. композитор ПетровА.

«Нет, не любил он...». Слова неизвестного автора, русский текст: М.Медведев - Альфонс Гуэрчиа. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Домашнее задание к уроку:

  • прочитать текст очерка «с карандашом», отметить описания природы, портретные описания, поведение главных героев;

  • индивидуальное сообщение о трагедии В.Шекспира «Макбет»;об истории создания очерка; сообщение «о быте купечества Х1Хвека».



Ход урока:


Слайд I.Тема урока: «Губительная сила страсти» (по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Страсть- мн.слово, по словарю С.Ожегова- 1.Сильно выраженное чувство; 2. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.3.Очень, крайне, чрезвычайно.

Слайд 2.Николай Семенович Лесков. Портрет. История создания очерка.

( Николай Семенович Лесков - писатель, творчество которого является одним из ярких и самобытных в русской литературе. Одной из неповторимых особенностей творческой манеры Лескова явля­ется документальность изображения: «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле»- писал Н. С. Лесков. Материал для своих произведений автор черпал из многолетнего опыта службы в Ор­ловской палате уголовного суда, а затем в коммерческой палате А. Я. Шкотта.

Герои Лескова не подходят под общепринятые представления и критерии. Это бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, т.е. все те, кто пы­тается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе черты неповторимого русского характера.

Особое место в творчестве Лескова занимает тема женской судьбы.

(Сообщение об истории создания очерка)

(Очерк был написан в 1864 году. Посылая рукопись в редакцию журнала «Эпоха, Лесков писал, что предполагает написать всего 12 таких очерков. Впервые очерк опубликован в журнале «Эпоха» в 1865 году под заглави­ем «Леди Макбет нашего уезда», но в 1867 году, включая текст в сборник, несколько изменил название. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Этот очерк одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» составляет тема трагической женской судьбы.)

Психологический настрой с акцентом на тему: ассоциации ЛЮБОВЬ

Слайд 3.- Что вы знаете или думаете, что знаете о любви?

Работаем с опорной кар­той. Работа в группе. Звучит запись романса «Любовь - волшебная страна» в исполнении Валентины Пономаревой. (Страстная, взаимная, безответная, неземная, безнадёжная, волшебная,неразделённая, прекрасная,несчастная...). Презентация работ.


Побуждение \мотивация\: Какую же цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Мы должны разо­браться в том, как могло произойти, что любовь - светлое и прекрасное чувство, погубила Катерину Измайлову.

Реализация целей и задач урока:

Слайд 4. -Начнём работу с названия. Вы не находите, что оно звучит несколько странно. В чём заключается эта странность? Леди - в Мценском уезде. Леди - жена лорда, замужняя женщи­на аристократического круга. И что это за фамилия - Макбет? Нужна дополнительная ин­формация. (Индивидуальное

сообщение. В.Шекспир. «Макбет»).

(В трагедии Уильяма Шекспира повествуется о событиях, происходивших в 11 веке. Родственник короля Норвегии Макбет со своей супругой очень захотели стать королями, хотя и не могли по закону. Леди Макбет в сговоре с мужем совершает убийство короля, подсылает убийц к семье его сына: убиты двое маленьких детей и жена, убивают своего друга, претендента на трон. Макбет умирает в сражении с сыном короля. Леди Макбет потихоньку сходит с ума, в горячечном бреду рассказывает обо всех преступлениях.)-Итак, почему же очерк Лескова назван «Леди Макбет Мценского уезда»? (И леди Макбет, и Катерина Измайлова совершают преступления ради своих возлюбленных, обе они за­канчивают безумием, возможным (?I) раскаянием и самоубийством).

Проблемный анализ повести.

-Обратимся к тексту.(гл.1) Дать описание героини очерка, историю замужества Катерины Измайловой.

Слайд 5-10. Быт купечества.

Катерина живёт в купеческом доме. Каким был быт купечества XIX? (Сообщение о быте купечества Х1Хвека).

(Купечество-это особый социальный слой, который появился в России в Х веке. Основной вид занятий- владение частными предприятиями. Богатели купцы за счет купли- продажи. Имели свои магазины, склады, мельницы, богатые дома, обычно каменные двухэтажные, за высокими заборами, со всеми хозяйственными постройками во дворе. Главной целью жизни была нажива, доход, и чтобы получить его не считались с моральными принципами, обирали даже родственников. Любили пустить пыль в глаза, выставляя напоказ свое богатство, это и сундуки расписные с добром в доме на видном месте, и одежда дорогая, с украшениями в виде толстой золотой цепочки на часах, украшения женщин. Но не всегда это согласовалось со вкусом, существует до сих пор выражение «купеческая роскошь», то есть безвкусная, аляповатая. Купечество как класс было уничтожено в 1917 году во время Октябрьской революции. )

Итак, купеческая жизнь ассоциируется прежде всего с достатком, изобилием. Чего же не хватало Катерине Измайловой?

Слайд 11. Путь нравственного падения Катерины Измайловой.



(Индивидуальный опрос )-Так что же толкнуло Катерину на измену? Какое слово многократно повторяется в описании жизни героини в купеческом доме? (Скука).

-А что толкнуло её на убийства? (Любовь к Сергею).

  • По чьему сценарию Катерина Львовна разыграла «страшную драму»? (По сценарию приказ­чика Сергея, своего любовника).

-Найдите в тексте 2 главы слова кухарки Аксиньи о приказчике. Охарактеризуйте Сергея. Ка­кой он человек? («девичур проклятый», «Всем взял - что ростом, что красотой...», «Какую ты хочешь женчину, сейчас он её, подлец, улестит...», «С самой хозяйкой в любви был...»).

Мы видим, что Сергей - неискренний, фальшивый человек. Любит ли он Катерину по-настоящему? (Конечно, нет).

Так почему же она этого не видит? Почему она влюбляется в человека недостойного? (Она ослеплена страстью, именно страстью, а не любовью, мужа она практически не видит, да и что может быть общего у молодой женщины и пожилого человека, она мается от скуки, ничем не занята, детей ей Бог не дал. Кроме того, Катерина- женщина необразованная, недалёкая. Вспомните: «Читать Катерина Львовна была не охотница...». Она кидается в эту любовь как в омут с головой, ей кажется, что Сергей и есть любовь всей её жизни. Ведь, когда человек любит, он закрывает глаза на недостатки любимого).

  • Так какая же любовь захватила Катерину Измайлову? (Любовь-страсть).

  • Что сделала с героиней эта любовь? (Погубила).

Вывод. Значит, не всегда любовь возвышает, одухотворяет, дарит счастье. Бывает и любовь-мука, любовь-трагедия, любовь-убийца.

Слайд 12 . Сценарий «страшной драмы».

-Итак, мы подошли к «страшной драме», разыгранной в Мценском уезде. Эпиграфом к этой истории могут стать слова Макбета из трагедии Шекспира: «Я смею всё, что смеет чело­век, // И только зверь на большее способен». Кто наша героиня - попробуем разобраться. Нам предстоит проследить, какова роль Сергея в «страшной драме», как ведут себя герои во время и после убийств. Переходим к анализу ключевых эпизодов.

Работа по группам с текстом.

1группа. «Обольщение».

Задание группе. Проследите по тексту, как Сергею удалось обольстить Катерину — 2,3 гл. (Сергей ве­дёт себя нагло, развязно, видит женщину, которой скучно, тоскливо, одиноко. «Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо - и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать». Приходит



к Катерине в горницу «попросить книжечку», говорит о скуке своей молодой жизни, об одиночестве, об отчаянье: « Человек я незначи­тельный; хозяйская дочь за меня не пойдёт, а по бедности у нас ... необразованность. Разве они могут что об любви понимать как следует!»; «...вы у них теперь как канарейка в клетке содержитесь».)

  • Как проявляется сущность героини в этом эпизоде? (Да, есть такое выраже­ние - «животная страсть», и данный эпизод - яркая его иллюстрация).

- Прочитайте эпиграф к повести: «Первую песенку, зардевшись, спеть». Что означает эта по­говорка и почему Лесков берёт её в качестве эпиграфа? (Катерина «спела первую песенку», изменив мужу, а дальше пошло по накатанной).

2 группа. Убийство Бориса Тимофеевича Задание группе:

- Как Катерина Львовна убивает Бориса Тимофеевича? («Поел Борис Тимофеевич...» -гл.5).

  • Почему Катерина убивает свёкра? (Он застал Сергея выходящим из спальни Катерины, выпорол его и бросил в кладовую, а «Катерине Львовне без Сергея и час лишний пере­жить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая решительная стала, что и унять её нельзя» - гл.4).

  • Как ведёт себя Катерина после первого убийства? Испытывает ли она угрызения

со­вести? (Нет, совесть её не мучает: «Справившись с этим делом, Катерина Львовна уж совсем разошлась. То она была баба неробкого десятка, а тут и нельзя было разгадать, что такое она себе задумала: ходит козырем, всем по дому распоряжается, а Сергея так от себя и не отпускает...»).

  • Предполагал ли Сергей, что Катерина способна ради него даже на убийство? (Сергей -тонкий психолог, можно предположить, что он видит Катерину насквозь, чувствует её «звериную» натуру, уж очень легко сошлась она с приказчиком).

3группа. Убийство Зиновия Борисыча (гл. 7,8).
-Портрет Зиновия Борисовича (возраст, поведение)

- Как подготавливает Сергей Катерину к убийству мужа? («Нетто это вам почёт ка­кой - полюбовницей быть? Я б хотел пред святым предвещенным храмом мужем вам быть...»; «К.Л. была отуманена этими словами Сергея, этою его ревностью, этим его же­ланием жениться на ней... К.Л. теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обе­зумела от своего счастия; кровь её кипела...»).

-Как ведёт себя К. при встрече с З.Б.? (Нагло, развязно, спокойно, дерзко, зовёт Сер­гея, целует его при муже). Кратко перескажите эпизод убийства.

  • Как ведут себя Катерина и Сергей после убийства? (К.Л. ведёт себя спокойно: прове­рила, дышит ли муж, вымыла пол. «Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка. Ка­терины Львовны только уста были холодны»).



  • Как объяснить состояние Сергея, ведь он знал, чем это закончится, сам подталкивал Катерину к новому преступлению? (Возможно, Сергей не предполагал, что станет непосред­ственным участником убийства, кроме того, Катерина считает, что убивает ради любви, ради счастья, Сергей -ради выгоды).

4группа. Убийство Феди. 9гл.,11гл.
Слайд 13. Портрет Феди работы И. Глазунова.

Как ведёт себя Сергей после приезда Феди? 9 гл.(«...побледнел, как плат», вздыхает, «...выходит всё наше с вами дело прах», «»Над чем же тут над пустым делом будет хозяй­ничать?»;-«...счастья уж того нам не будет»; (« И пошёл и пошёл Сергей играть К.Л. на эту ноту, что стал он через Федю Лямина самым несчастным человеком...»).

  • Думала ли К.Л. об убийстве Феди? Конец 9 гл.(Нет:«Да неш мне это, Серёжечка, нужно?»)

  • Кратко перескажите эпизод убийства.гл.11

  • Что происходит после убийства Феди? («...стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались, це­почки висячих лампад вздрагивали и блуждали по стенам фантастическими тенями»).

-Как ведут себя К. и С. в эти минуты? («Сергей задрожал и со всех ног бросился бе­жать», «...в темноте треснулся лбом о полупритворённую дверь и со стоном полетел вниз, совершенно обезумев от суеверного страха»; К.Л. же спокойна, она только боится, как бы Сергей не выбежал во двор и не выдал себя, «...она сама порхнула к Феде, уложила его мёрт­вую голову в самой естественной спящей позе на подушках и твёрдой рукой отперла двери, в которые ломилась куча народа»).

-Почему наказание приходит к героям именно сейчас? (Катерина (беременная!) уби­вает ребёнка! Убит мальчик, не видевший жизни, не сделавший ничего плохого, чистая, ан­гельская душа, убит в канун великого христианского праздника - введения Богородицы во Храм. Катерина и Сергей - безбожники, они преступили не только человеческие законы нравственности и морали, но законы Божьи, и Бог не смог равнодушно взирать на их злодея­ния).

Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого - «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)




-Какую же роль сыграл в «страшной драме» Сергей? Чья вина, на ваш взгляд, больше? (Сергей - инициатор преступлений, он пользуется любовью Катерины, играет на её чувст­вах, хотя сам не испытывает даже десятой доли того, что чувствует она. Они одинаково виновны в содеянном).

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея. Вспомните Тютчева:

Две силы есть — две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы,

Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

Слайд 14. Суд земной и суд Божий.

-Итак, суд земной, суд людской совершился. Катерину и Сергея отправляют на каторгу. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Работаем по13 гл.(«...для неё не существовало ни света, ни тьмы, ни ху­да, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не люби­ла. Она ждала с нетерпение только вступления партии в дорогу, где опять надеялась ви­деться со своим Серёжечкой, а о дитяти забыла и думать»; «Ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает и в каждом положении он сохраняет по возможности способность преследовать свои скудные радости; но Катерине Львовне не к чему было и приспосабливаться: она видит опять Сергея, а с ним каторжный путь цветёт счастьем»).

-Суд земной Катерину не испугал. Но есть ещё и суд Божий, а с этой точки зрения как будет наказана героиня? Изменила ли лесковскую героиню каторга? (Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.) -Жалко ее? Почему? ( гл. 14)

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее : «Она хотела

себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем от­кровеннее и циничнее надругательство

Сергея над нею и ее чувством)

-Как ведёт себя Сергей? (Он изменяет Катерине, издевается над ней, упрекает в том, что она тратит деньги на свидания с ним вместо того, чтобы отдать их ему, на глазах у Катерины закручивает роман с Сонеткой).




Почему Сергей так себя ведёт? (Потому что он никогда не любил Катерину, пресле­довав только выгоду, он не умеет любить, не способен на сочувствие, Катерина противна ему, потому что напоминает о содеянном).

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды аре­станты-каторжники.

-Можно ли сказать, что к Катерине приходит наконец-таки прозрение и раскаяние в содеянном? 15гл. (Она страдает от осознания того, что не нужна больше Сергею, это страдание приводит её к безумию: «...из одного прело­мившегося вала показывается ей синяя голова Б. Т., из другого выглянул и закачался муж, об­нявшись с поникшим головкой Федей». У Катерины, которая раньше не знала ни раскаяния, ни угрызений совести, но которая в финале изображена на пределе собственных страданий, по­являются проблески нравственного сознания).

-А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?

Слайд 15. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: Она больна не телом, но душою.

-Можно ли так сказать о Катерине? -Тяжесть в душе, безысходность, нереальность про­исходящего выливаются в решениСонетку.

-Почему Катерина убивает Сонетку, а не Сергея? (Сергей для неё божество, она не посмела бы убить его, потому что вопреки здравому смыслу всё ещё любит его).

Слайд 16. Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которо­го на небе». Как вы понимаете эти слова?

(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

Слайд 17. Синквейн по образу Катерины Измайловой. Корректировка первоначальных представлений о героине. -Ребята, мы с вами проследили эволюцию (изменение) образа Катерины Львовны, проделали большую работу, которая, я надеюсь, помогла вам луч­ше понять героиню очерка. И сейчас пришло время последних заданий, в ходе которого вы изложите новое понимание натуры Катерины Измайловой или подтвердите своё первоначальное представление о ней. Попробуем создать «синквейны» (пятистишия). Схема синквейна вам знакома, она есть в вашей опорной карте. Работа коллективная.

Презентация работ.

Слайд 18. Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Ост­ровского. (Катерина Островского, по мнению Доб­ролюбова, «луч света в темном




царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва:

Катерина Измайлова «Молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта». В. Гебель

Какая там «Гроза» Островского тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена - отмщение «бесовской страсти

Л. Аннинскцй

-Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его? (посовещавшись, аргументируйте свой ответ)

(Л. Аннинский Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)


Слайд 19.Выделите черты сходства и различия между героинями А.Н.Островского и Н.С.Лескова. Составьте диаграмму Венна

Катерина Кабанова Катерина Измайлова

Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Презентация работ.

Слайд 20. Рефлексия.

-Как вы думаете, удалось ли нам в ходе урока разобраться в трагической женской судьбе и как могло произойти, что любовь - светлое и прекрасное чувство, погубила Катерину Измайлову?

Любовь — великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное - то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне та­инственная и загадочная.

Для многих женщин русской ли­тературы любовь - не только дар, но и ДАРЕНИЕ - бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и

пылкое, всегда оставалось целомудренным. Мне очень хочется, чтобы вы верили в настоящую, чистую, возвышенную, прекрас­ную любовь, верили в её животворящую силу и никогда не забывали о том, что если любовь заставляет идти на преступления против нравственных законов, то это не любовь, а

страсть, которая губит человека не только физически, но и духовно.

-Ребята, предлагаю написать на листах опорной карты, что вы выносите с этого урока в ваших сердцах.

Презентация работ.

Оценивание – в каждой группе велись записи участия каждого студента в ходе урока, по критериям выставляются оценки за урок.


Опорная карта

к уроку по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

«Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле».

Н.С.Лесков

Ассоциации







ЛЮБОВЬ






Слайд 11. Путь нравственного падения Катерины Измайловой.

(Индивидуальный опрос). Итак, купеческая жизнь ассоциируется прежде всего с достатком, изобилием. Чего же не хватало Катерине Измайловой?

-Так что же толкнуло Катерину на измену? Какое слово многократно повторяется в описании жизни героини в купеческом доме?

-А что толкнуло её на убийства?

  • По чьему сценарию Катерина Львовна разыграла «страшную драму»?

  • -Найдите в тексте 2 главы слова кухарки Аксиньи о приказчике. Охарактеризуйте Сергея. Ка­кой он человек?

  • Мы видим, что Сергей - неискренний, фальшивый человек. Любит ли он Катерину по-настоящему?

  • Так почему же она этого не видит? Почему она влюбляется в человека недостойного?

  • Так какая же любовь захватила Катерину Измайлову?

  • Что сделала с героиней эта любовь?


Слайд 14. Суд земной и суд Божий. 5минут

-Итак, суд земной, суд людской совершился. Катерину и Сергея отправляют на каторгу. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Работаем по13 гл.

-Суд земной Катерину не испугал. Но есть ещё и суд Божий, а с этой точки зрения как будет наказана героиня? Изменила ли лесковскую героиню каторга?

-Жалко ее? Почему?

-Как ведёт себя Сергей? -Почему Сергей так себя ведёт?

-Можно ли сказать, что к Катерине приходит наконец-таки прозрение и раскаяние в содеянном? 15гл.

Синквейн по образу Катерины Измайловой

  1. -существительное

  2. - два прилагательных

  3. - три глагола

  4. - предложение из четырёх слов

  5. - синоним или ассоциация к первому слову

1_____________________________________________________________________________________________________

2______________________________________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________________________________

5______________________________________________________________________________________________________


Слайд 18. Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Ост­ровского. Катерина Островского, по мнению Доб­ролюбова, «Луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва:

Катерина Измайлова — «Молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».

В. Гебель

Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена - отмщение «бесовской страсти

Л. Аннинскцй

-Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его? (посовещавшись, аргументируйте свой ответ)

Слайд 19.Выделите черты сходства и различия между героинями А.Н.Островского и Н.С.Лескова.

Составьте диаграмму Венна

ЧТО ОБЩЕЕ

Катерина Кабанова Катерина Измайлова

(какая она?) (какая она?)

Напишите, что вы выносите с этого урока в ваших сердцах

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Герко Галина Габбасовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства