kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль имён прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет закрепить знания об имени прилагательном, как о части речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль имён прилагательных»

Урок разработал учитель 3 «В» класса

МКОУ «Школа № 20» города Пласт Челябинской области

Рогожина Татьяна Вадимовна

Урок русского языка в 3 «В» классе

Цель: формировать знания о роли имён прилагательных в речи

Задачи:

1. Закрепление знаний о морфологических особенностях имён прилагательных

2. Развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой

3. Воспитание любви к природе через содержание урока, коммуникативных и познавательных компетенций

Ход урока

1. Организация урока.

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.


2 Определение структуры урока

1Число. Классная работа.

2 Минутка чистописания.

3 Словарная работа.

4 Определение темы, цели урока.

5 Работа над новым материалом.

6 Вывод по уроку.

7 Домашнее задание.

3 Минутка чистописания

Ом ра кш а

Транскрипция (рамашка) На что похожа буква о в цветке ( сердцевина)

Составить предложение. Белая ромашка стоит на зелёной ножке.(разбор)

Представьте что вы художники, какие краски бы вы взяли. А в предложении какая часть речи нам помогла

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Мы попытаемся выяснить, какую роль выполняют прилагательные в речи, покажем умение использовать их в собственной речи.  Вам предстоит, ребята, быть очень внимательными, наблюдательными, проявить своё  воображение, творческую фантазию, чтобы в конце урока вы смогли показать, как  благодаря прилагательным изменяется наша речь. А для того чтобы прилагательные заиграли, засверкали в нашей речи, вы должны  вспомнить то, что узнали об этой части речи на предыдущих уроках

Игра «Да и Нет». 

.        Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).

·        Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).

·        Имя прилагательное обозначает предмет (нет).

·        Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).

·        Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).

·        Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)

Какова роль прилагательных в речи?

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Вот вам небольшой текст, в котором имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых оно это сделало.

Снег белый. Но бывает голубой, синий, серебристый, на закате даже красный. Его можно потрогать – он холодный, пушистый, рассыпчатый, колючий.

Зачеркните прилагательные

- Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным.

Вывод : Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета.

 Роль прилагательных в художественном тексте. ­ Какова обычная роль прилагательных? Что они обозначают? (Признак предмета, его  качество)

 А необычная? Как называется художественное определение предмета, которое помогает  живо представить его, почувствовать отношение к нему автора? (Эпитет.) Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, отображая уже известный предмет. ­ 

Дополните строчки стихотворения:

Ты посмотри, какая красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг_____________ели.

А теперь сравните с оригиналом:

Ты посмотри, какая красота!
Вечерний снег мерцает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)

Вывод : Имя прилагательное делает текст ярче и живописнее. Используются в художественной литературе как выразительное средство языка.

— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Составьте предложение о маме.

С его помощью мы можем описать цвет, форму, запах предмета.

Отгадайте загадки.

Что за фрукт? На вкус хорош 
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.

Все о ней боксёры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа...

Какой вывод Вы можете сделать?

Проверьте себя по эталону:

Что за фрукт? На вкус хорош 
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.

Съедобная груша

Все о ней боксёры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа...

Боксёрская груша

Вывод: Имена прилагательные служат для уточнения значения имён существительных.

. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.

  • Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Разнообразие имен прилагательных в нашей речи, их многозначность

– Мир прилагательных очень разнообразен. Среди имен прилагательных есть слова, близкие (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу
– Прочитайте  второе предложение и найдите в нем прилагательные-антонимы. (слайд 5)
– Какой синоним можно подобрать к прилагательному «трусливый» в последнем предложении?
– Среди прилагательных есть и такие, которые имеют не одно, а  несколько значений (многозначные)
– Замените прилагательные первого столбика синонимами, а прилагательные второго
столбика –  антонимами

             Тихая езда –                                             Слабый ветер –
             Тихий голос –                                          Слабые знания –
             Мягкая зима –                                         Чистый пол –
             Мягкий человек –                                   Чистое небо –

Итог урока

- Молодцы, много интересного мы узнали о прилагательном




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль имён прилагательных

Автор: Татьяна Вадимовна Рогожина

Дата: 24.04.2024

Номер свидетельства: 649612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Роль имён прилагательных в речи. "
    ["seo_title"] => string(36) "rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "213556"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432095467"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок по русскому языку на тему "Синтаксическая роль имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sintaksichieskaia-rol-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "167064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423044170"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технологическая карта урока русского языка "Роль имён прилагательных в речи""
    ["seo_title"] => string(79) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_rol_imion_prilagatelnykh_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "586258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630839967"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" "Роль имён прилагательных в речи""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_russkomu_iazyku_3_klass_umk_shkola_rossii_rol_imi"
    ["file_id"] => string(6) "395662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488084279"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта урока русского языка "Роль имён прилагательных в тексте.""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_rol_imion_prilagatelnykh_v_tekste"
    ["file_id"] => string(6) "531996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576419181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства