Просмотр содержимого документа
«Роль имён прилагательных»
Урок разработал учитель 3 «В» класса
МКОУ «Школа № 20» города Пласт Челябинской области
Рогожина Татьяна Вадимовна
Урок русского языка в 3 «В» классе
Цель: формировать знания о роли имён прилагательных в речи
Задачи:
1. Закрепление знаний о морфологических особенностях имён прилагательных
2. Развитие орфографических знаний, расширение кругозора через межпредметные связи с литературой
3. Воспитание любви к природе через содержание урока, коммуникативных и познавательных компетенций
Ход урока
1. Организация урока.
Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим сразу все к работе.
2 Определение структуры урока
1Число. Классная работа.
2 Минутка чистописания.
3 Словарная работа.
4 Определение темы, цели урока.
5 Работа над новым материалом.
6 Вывод по уроку.
7 Домашнее задание.
3 Минутка чистописания
Ом ра кш а
Транскрипция (рамашка) На что похожа буква о в цветке ( сердцевина)
Составить предложение. Белая ромашка стоит на зелёной ножке.(разбор)
Представьте что вы художники, какие краски бы вы взяли. А в предложении какая часть речи нам помогла
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Мы попытаемся выяснить, какую роль выполняют прилагательные в речи, покажем умение использовать их в собственной речи. Вам предстоит, ребята, быть очень внимательными, наблюдательными, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы в конце урока вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь. А для того чтобы прилагательные заиграли, засверкали в нашей речи, вы должны вспомнить то, что узнали об этой части речи на предыдущих уроках
Игра «Да и Нет».
. Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).
· Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
· Имя прилагательное обозначает предмет (нет).
· Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
· Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).
· Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
Какова роль прилагательных в речи?
Да, это замечательное-
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Вот вам небольшой текст, в котором имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых оно это сделало.
Снег белый. Но бывает голубой, синий, серебристый, на закате даже красный. Его можно потрогать – он холодный, пушистый, рассыпчатый, колючий.
Зачеркните прилагательные
- Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным.
Вывод : Они делают речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета.
Роль прилагательных в художественном тексте. Какова обычная роль прилагательных? Что они обозначают? (Признак предмета, его качество)
А необычная? Как называется художественное определение предмета, которое помогает живо представить его, почувствовать отношение к нему автора? (Эпитет.) Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, отображая уже известный предмет.
Дополните строчки стихотворения:
Ты посмотри, какая красота!
___________снег мерцает еле-еле.
Поляна_____________светом залита
Вокруг_____________ели.
А теперь сравните с оригиналом:
Ты посмотри, какая красота! Вечерний снег мерцает еле-еле. Поляна лунным светом залита Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)
Вывод : Имя прилагательное делает текст ярче и живописнее. Используются в художественной литературе как выразительное средство языка.
— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Составьте предложение о маме.
С его помощью мы можем описать цвет, форму, запах предмета.
Отгадайте загадки.
Что за фрукт? На вкус хорош И на лампочку похож, Бок зелёный солнцем греет, Он желтеет и краснеет.
Все о ней боксёры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа...
Какой вывод Вы можете сделать?
Проверьте себя по эталону:
Что за фрукт? На вкус хорош И на лампочку похож, Бок зелёный солнцем греет, Он желтеет и краснеет.
Съедобная груша
Все о ней боксёры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа...
Боксёрская груша
Вывод: Имена прилагательные служат для уточнения значения имён существительных.
. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.
Разнообразие имен прилагательных в нашей речи, их многозначность
– Мир прилагательных очень разнообразен. Среди имен прилагательных есть слова, близкие (синонимы) и противоположные (антонимы) по смыслу – Прочитайте второе предложение и найдите в нем прилагательные-антонимы. (слайд 5) – Какой синоним можно подобрать к прилагательному «трусливый» в последнем предложении? – Среди прилагательных есть и такие, которые имеют не одно, а несколько значений(многозначные) – Замените прилагательные первого столбика синонимами, а прилагательные второго столбика – антонимами
Тихая езда – Слабый ветер – Тихий голос – Слабые знания – Мягкая зима – Чистый пол – Мягкий человек – Чистое небо –
Итог урока
- Молодцы, много интересного мы узнали о прилагательном