kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль имён прилагательных в речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОС «Школа 2100»

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

«Русский язык» 

3 класс

Тип  урока:  общеметодологической направленности

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

Место урока в общей системе изучаемого материала2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод

Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала

Задачи:1. Учить видеть связь им. прилагательного с  им. существительным; определять род, число  имени прилагательного;    2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной  речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)

Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.

Оборудование: учебник «Русский язык -3» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2009г.изд.; презентация «Имя прилагательное»;  карточки с текстом сочинения для д/з.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности

-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

2. Актуализация знаний

-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.

Слайд 2.

Лес(?)ница,  в.р.бей,  про. ьба,  су. ота,  сер(?)це,  в. сёлый, . на,  л. пата, 

н.винка,  прил. тал

- Что вы можете рассказать о слове  ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это  имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)

- Что вы расскажите о слове  ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)

-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)

- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )

- Так что такое имя прилагательное? (Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?  И обозначает  признак  предмета.)

3. Сообщение темы и цели урока.

-Отгадайте – ка загадку: Слайд 3.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи  может о себе так сказать?  (Ответы детей: прилагательное)

-Какую роль играет  имя прилагательное в нашей речи?  (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает,...)

- Почему имя прилагательное имеет такое название?   (предположения детей)

- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть  речи.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так  называется, с какой частью речи связано.

4. Наблюдение за именем  прилагательным   

На слайде слова:   Слайд 4.

Новенький                         настроение 

Праздничное                   смородина

Душистая                            костюм

Голосистые                         соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания.  (записывают их в тетрадь, определяют род и число прил. и сущ.)

- Проверка.   (Ответы:  новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары?   (Ответы:  подходит по смыслу;  имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему?  (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное? 

(Ответ:  с именем существительным)

5. Первичное закрепление.

-Выполняем  упражнение из учебника № 313  - по группам/по заданию/

1 столбик -  I  вариант; 2 столбик -  II  вариант

Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное  мужского рода, единственного числа, имя прилагательное  - м.р., ед. ч.)

После четвёртого словосочетания спрашиваю:

-Что вы заметили,  выполняя это задание?  (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые  род и число)

Продолжаем проверку. После проверки всего задания -  вопрос:

-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания?   (Ответы:  Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное, с которым оно связано.)

- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? (Ответы:  Потому что оно связано с существительным;  я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать, т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)

-Наблюдение продолжаем. Слайд 5.

На слайде:  рисунок – весенний пейзаж, текст стих-я  с пропущенными прилагательными.

 Н. Железкова

На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки.

- Дополните текст.   (Ответы:  )

- Как вы думаете,  изменился ли смысл стих-я?

 (Ответы:  Да.  Я думаю изменился, стало понятно как  выглядит подснежник. Стих-е стало красивее, ярче. Эти слова уточнили смысл предложения.)

 Запишите 1предложение и сделайте полный его разбор.    (Один ученик работает  у доски.   Подчёркивает основу предложения,  указывает части речи над каждым словом,  выписывает все словосочетания из этого предложения)

-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.

На лесной проталинке –

Цветочек маленький -

- Как вы определили род и число имени прилагательного?   (Ответы:  по имени существительному, с которым оно связано)

6. Словарная работа   Слайд 6.

- У нас на уроке  есть новичок. Это новое слово.

На слайде появляется слово  ФОНАРЬ                 

-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.

- Что такое фонарь?   (Ответы:  это осветительный прибор)

- А знаете  ли вы, что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли  впереди крестного хода.

Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех  орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)

7. Рефлексия  Слайд 7.

- Что нового вы узнали об имени прилагательном?   (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)

На слайде не законченные предложения, закончите их                         

8.Итог урока

- Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?

Я оцениваю детей, выставляю отметки.

Слайд 8.

-Домашнее задание: упр. № 314 или тв. Задание по карточкам.

Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь.      

                                               ________________________

На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши.  Зато  очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика  сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и  ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.

 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль имён прилагательных в речи. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Семикаракорска»













Роль имён прилагательных в речи

Связь имён прилагательных с именами существительными







ОС «Школа 2100»

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, «Русский язык» 3 класс







Учитель первой категории: Листопадова Г.В.







г. Семикаракорск

2015 год



ОС «Школа 2100»

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

«Русский язык»

3 класс

Тип урока: общеметодологической направленности

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

Место урока в общей системе изучаемого материала: 2 урок по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; деятельностный метод

Цель урока: показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала

Задачи:1. Учить видеть связь им. прилагательного с им. существительным; определять род, число имени прилагательного; 2. Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи; 3. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)

Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.

Оборудование: учебник «Русский язык -3» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2009г.изд.; презентация «Имя прилагательное»; карточки с текстом сочинения для д/з.











Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности

-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

2. Актуализация знаний

-орфографическая разминка. Вставить букву и доказать свою правоту.

Слайд 2.

Лес(?)ница, в.р.бей, про . ьба, су . ота, сер(?)це, в . сёлый, . на, л . пата,

н .винка, прил . тал

- Что вы можете рассказать о слове ВОРОБЕЙ ? (Ответы детей: это имя существительное, одушевлённое, мужского рода, ед. числа)

- Что вы расскажите о слове ОНА ? (ответ: это личное местоимение, 3-го лица, ед. числа, мужского рода)

-Прочитайте ещё раз слова и назовите имя прилагательное. (Ответ: весёлый)

- Как вы его выделили из этой группы слов? ( Ответы детей: по вопросу Какой? )

- Так что такое имя прилагательное? (Ответы: Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.)

3. Сообщение темы и цели урока.

-Отгадайте – ка загадку: Слайд 3.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи может о себе так сказать? (Ответы детей: прилагательное)

-Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи? (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)

- Почему имя прилагательное имеет такое название? (предположения детей)

- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть речи.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так называется, с какой частью речи связано.

4. Наблюдение за именем прилагательным

На слайде слова: Слайд 4.

Новенький настроение

Праздничное смородина

Душистая костюм

Голосистые соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания . (записывают их в тетрадь, определяют род и число прил. и сущ.)

- Проверка. (Ответы: новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары? (Ответы: подходит по смыслу; имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему? (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?

(Ответ: с именем существительным)

5. Первичное закрепление.

-Выполняем упражнение из учебника № 313 - по группам/по заданию/

1 столбик - I вариант; 2 столбик - II вариант

Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.)

После четвёртого словосочетания спрашиваю:

-Что вы заметили, выполняя это задание? (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые род и число)

Продолжаем проверку. После проверки всего задания - вопрос:

-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания? (Ответы: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)

- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется? (Ответы: Потому что оно связано с существительным; я думаю, прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)

-Наблюдение продолжаем. Слайд 5.

На слайде: рисунок – весенний пейзаж, текст стих-я с пропущенными прилагательными.

Н. Железкова

На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый
.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки.



- Дополните текст. (Ответы: )

- Как вы думаете, изменился ли смысл стих-я?

(Ответы: Да. Я думаю изменился, стало понятно как выглядит подснежник. Стих-е стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)

Запишите 1предложение и сделайте полный его разбор. (Один ученик работает у доски. Подчёркивает основу предложения, указывает части речи над каждым словом, выписывает все словосочетания из этого предложения)

-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.

На лесной проталинке –

Цветочек маленький -

- Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано)

6. Словарная работа Слайд 6.

- У нас на уроке есть новичок. Это новое слово.

На слайде появляется слово ФОНАРЬ

-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.

- Что такое фонарь? (Ответы: это осветительный прибор)

- А знаете ли вы , что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли впереди крестного хода.

Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)

7. Рефлексия Слайд 7.

- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Ответы: что оно связано с именем существительным и согласуется с ним в роде и числе)

На слайде не законченные предложения, закончите их

8.Итог урока

-- Ребята, а как бы вы оценили свою работу на уроке? Почему?

Я оцениваю детей , выставляю отметки.

Слайд 8.

-Домашнее задание: упр. № 314 или тв. Задание по карточкам.

Сочини сказку. Используя прилагательные, записанные в скобках. Озаглавь.      

                                               ________________________

На _________________ планете жили ______________ человечки, у них были ___________ глаза, _______________ волосы, ___________ уши.  Зато  очень _____________характер. Домики у человечков были __________________, с _______________крышами. Возле каждого домика  сидела ________________собачка. Собачки на этой ________________ планете были вместо кур, потому что ______________ домики охраняли _______________ дракончики и _______________страусы. Они сидели на _________________ веревочках и рычали. На ____________ и  ______________ деревьях пели _______________ песни __________________мухи. В __________________ лесах водились __________________ олени, ________________ медведи и ____________ ежи, _______________ зайцы.

 ( Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др). 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль имён прилагательных в речи.

Автор: Листопадова Галина Вячеславовна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок по русскому языку на тему "Синтаксическая роль имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sintaksichieskaia-rol-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "167064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423044170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технологическая карта урока русского языка "Роль имён прилагательных в речи""
    ["seo_title"] => string(79) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_rol_imion_prilagatelnykh_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "586258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630839967"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" "Роль имён прилагательных в речи""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_russkomu_iazyku_3_klass_umk_shkola_rossii_rol_imi"
    ["file_id"] => string(6) "395662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488084279"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта урока русского языка "Роль имён прилагательных в тексте.""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_rol_imion_prilagatelnykh_v_tekste"
    ["file_id"] => string(6) "531996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576419181"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация к уроку русского языка "Роль имён прилагательных в тексте"."
    ["seo_title"] => string(71) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_rol_imion_prilagatelnykh_v_tekste"
    ["file_id"] => string(6) "531998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1576419411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства