Выполнила: учитель начальных классов Ваца В.А.
Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: Научный, художественный. Текст- описание.
Рабочая программа, учебник русский язык 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России» «Просвещение» 2012г. с.68-69, презентация, карточки для исследовательской работы; карточки для проверки усвоения знаний обучающимися.
Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Словесный: слово учителя | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парк красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку, садиться на места | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы | - Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем? (части речи) - Какие изученные части речи вы знаете? (ответы детей) - Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится? У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас. Ни запаха, ни звука! Но если к нам их приложить, Им веселее станет жить. Вот громкий стук, Вот жёлтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. - Что же это за часть речи? (имя прилагательное) Я вам предлагаю сыграть в игру «Да и нет». Если вы согласны с моим утверждением, то показываете зелёный кружок, если не согласны – то красный. Готовы? Игра «Да и нет» 1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи? (нет) 2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи? (да) 3. Имя прилагательное обозначает предмет? (нет) 4. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (да) 5. Имя прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать? (нет) 6. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да) - Молодцы, справились. Вижу что вы знаете что такое имя прилагательное. | воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания, затруднения и индивидуальной деятельности. | Регулятивные: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу; умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
Работа со словами из словаря Фронтальная, словесный, практический. Письмо. Работа в парах. | - Отгадайте загадку. Дышит, растёт, А ходить не может? (растение) - Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных из воздуха и почвы). - Это наше новое словарное слово. Как вы думаете, какую букву надо писать а или о? - Где мы можем найти такую информацию? - Откройте словарь в учебнике, найдите написание данного слова и запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова растение. - У вас на столе карточки с загадкой. Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку. У ………… солнышка Лучи не горячи, У ………… солнышка ……………. лучи. Что это? (ромашка) (опорные слова: жёлтенького, белые) - Какое лексическое значение имеет слово ромашка? - Необходимо дополнить утерянные буквы. Начните с тех, написание которых вы можете объяснить. - Вторая пропущенная буква а, так как она стоит под ударением. - Первая пропущенная буква а или о? -Я смотрю, мнение детей разделилось. У нас возникла проблема. Как же мы можем её разрешить? Где мы можем посмотреть правильное написание слова? -Откройте орфографический словарь, найдите слово ромашка и запишите его себе в тетрадь. - Итак, какую вы букву написали после буквы р? (о) -Как называются слова, написание которых вы должны запомнить? - Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? - Почему именно эти слова вам помогли? - А без этих слов легко ли было отгадать загадку? | Запоминают значение этого слова, написание словарного слова (в словарике) (ромашка) (В орфографическом словаре) (словарные слова) (потому что они указывают на признаки) | Познавательные Логические -анализ объектов с целью выделения признаков; -выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки; -выполнение задания тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки. Коммуникативные Совместно договариваться о выполнении задания Личностные: быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок.
|
Постановка учебной задачи. Диалог, работа у доски. | - Сформулируйте тему нашего урока. (Роль имени прилагательного в речи) - Составьте предложение используя слово ромашка. (Красивая ромашка росла на поле за домом.) - Запишем это предложение. -Подчеркните грамматическую основу предложения, укажите все изученные части речи. - Дайте характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
| Постановка учебной проблемы, выход на тему урока. | Регулятивные Целепологание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные Общеучебные Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. Логические Формулирование проблемы. |
Открытие нового знания. создание проблемной ситуации. | - На листе с белой бумаги записан текст. (каждому ученику даётся текст без прилагательных, пропущенные слова обозначаем многоточием) -Ознакомьтесь с ним. …………. солнце на моей ладошке – …………. ромашка на ……….. ножке. С …………… ободочком ……….. сердечки. Сколько на лугу их, сколько их у речки! З. Александрова -Что вы можете сказать об этом тексте? -Вы поняли, о чём идёт речь? - Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать ромашку? - У нас опять возникла проблема. Давайте попробуем её решить. Что нужно сделать, что бы текст преобразился? (Слова для справок: маленькое, зелёной, белая, жёлтые, белым) | ( о ромашке) (необходимо в текст добавить прилагательные) | Коммуникативные высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Работа в парах Диалог, письменное выполнение. | -Работаем в парах. Посовещайтесь и запишите - вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. -Читаем по предложению и проверяем. | Строят грамматические рассуждения. Проверяют работу. | Коммуникативные участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок. |
Физ. Минутка Практический, выполнение упражнений. | Видео | Выполняют физические упражнения. | Личностные: установка на ЗОЖ |
Работа по учебнику стр. 68 Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений | - Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119. Прочитайте, как Анатолий Сергеевич Онегов описывает ромашку. - Какая часть речи описывает предмет более точно? (имя прилагательное) - Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных) - Какую же роль выполняют прилагательные в данном тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку) - Где можно встретить каждый из текстов: художественной, научной или справочной литературе? ( Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе). | Анализируют текст и его стиль, определяют тип текста, размышляют над значением имён прилагательных в тексте. | Познавательные: общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; логические – осуществляют сравнение, находят различие и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
Домашнее задание. Словесный. | - На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова. - Почему цветок так называется? -Какие прилагательные дают характеристику цветку? - Можем ли мы сказать, что это текст-описание? - Какое это описание: научное или художественное. - Прочитайте текст без прилагательных. -Изменился текст? Обоснуйте свой ответ. - Какую роль играют прилагательные в речи? - Дома вы спишите текст упражнения вставляя пропущенные буквы и у прилагательных выделите окончания. | Записывают домашнее задание в дневники. | |
Закрепление изученного материала. Практический , самостоятельная работа. Итого урока Словесный, отвечают на вопросы. Коллективное составление предложения. | -Какое время года наступает? (весна) - Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой цветок первым появляется весной? (подснежник) - А почему его так назвали? ( ответы детей) - Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу. Вывод: родился под снегом цветок, вот его так и назвали. Работа над стихотворением записанным на доске. Голубенький, чистый Подснежник – цветок! И подле сквозистый Последний снежок… А. Майков - Прочитайте это стихотворение. - В чём тайна красоты этих поэтических строк? (тайна этих строк – прилагательные) - Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной) - А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? (ответы детей) - А можно мне дополнить? (Чудесный, радостный, хрупкий, весенний, прелестный) - Составьте предложение из данных слов: подснежник, щеки, коснулся, нежный. - Запишите это предложение, найдите в нём основу, прилагательное подчеркните волнистой линией. - Будучи первым весенним цветком, лесной подснежник ежегодно страдает от чрезмерного проявления человеческой любви. Истосковавшись по зелёной прелести природы, люди нещадно срывают все до одного попавшихся экземпляры, зачастую не оставляя даже луковицы. Подобное халатное отношение к растительному миру привело к тому, что галантус (это настоящее название цветка) довольно быстро попал в список исчезающих видов. Теперь цветок занесён в Красную Книгу и находится под государственной охраной. | Разбирают слово по составу (с проверкой на доске). Самостоятельно списывают стихотворение А. Майкова подчеркивая имена прилагательные. Записывают предложение. Подводят итог урока, отвечают на вопросы. | Регулятивные: высказывают своё предположение (версию)на основе жизненного опыта, иллюстрации. Коммуникативные умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке выбрав цвет и геометрическую фигуру. (зелёный круг) Мне всё понятно. Я молодец! (жёлтый квадрат) У меня не всё получилось, но я старался! (красный круг) Мне надо быть внимательнее! | Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. | Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |