Цель данного урока - развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:
Языковая и лингвистическая компетенции:
Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.
Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.
Культуроведческая компетенция:
Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.
Коммуникативная компетенция:
Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль вопросительного предложения в речи »
Проект урока
Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
Выполнила:
Васильева Н.С. учитель русского языка и литературы
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №8»
Дата:19.03.2015г.
г. Казань – 2015г.
Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: « Роль вопросительного предложения в речи».9 класс.
Цель урока: Развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенции учащихся в следующих направлениях:
Языковая и лингвистическая компетенции:
Обобщить знания учащихся о системе знаков препинания русской письменной речи.
Повторить знания о вопросительном предложении, его значении и знаках препинания.
Культуроведческая компетенция:
Познакомить учащихся с историей вопросительного знака в русской речи.
Коммуникативная компетенция:
Совершенствовать навык грамотного письма, закрепляя умение пользоваться правилами о постановке знаков препинания при вопросительном предложении. Совершенствовать умение создать текст-рассуждение, систематизировать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Опережающее задание:
Подобрать небольшой текст с вопросительными предложениями. Определить в них роль вопросительных предложений.
Подготовить сообщение о стилистической роли вопросительных предложений в речи.
Подготовить сообщение об истории возникновения вопросительных предложений.
Ход урока.
Учитель. Основная задача этого урока – подготовиться к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему: «Роль вопросительного предложения».
Вопросительное предложение увидишь в тексте сразу, не вчитываясь. Как?
Ученик. По знаку вопроса.
Знак вопросительный –
Очень удивительный,
С виду словно старичок,
Скрюченный,
Как крючок,
Но он любое мнение
Поставить может под сомнение!
Учитель. Совершим экскурсию в историю знаков препинания.
Ученик. Учеными считается, что с современными значениями знаки препинания были предложены лишь в XVI веке венецианским печатником Альдо Мануцио.
В XVII веке на основе его рекомендаций сформировалась пунктуация европейских языков, включая, русский, которая с тех пор между этими языками различается незначительно.
Весьма поучительна история происхождения вопросительного знака (?). Он произошел от латинского слова «Quaestio – вопрос», которое, сокращенное до «Qo» ставилось в конце вопросительных предложений, а затем слилось в один символ – « ? ».
Учитель. Вспомните, что вы знаете о вопросительном предложении?
Ученик. Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Эти предложения могут иметь не только значение вопроса.
Учитель. Какие, на ваш взгляд могут иметь значения вопросительные предложения?
Ученик. Вопросительные предложения могут иметь дополнительные значения отрицания, недоумения, просьбы, совета, удивления.
Учитель. Как называются вопросительные предложения не требующие ответа?
Сообщение ученика. Предложение не требующее ответа называется риторическим вопросом. Риторический вопрос не требует ответа, потому что ответ этот содержится в самом вопросе. Например, «Кому хочется прослыть ленивым или неряхой, или неучем?» (В.Белов) Это риторический вопрос. По смыслу он почти равен повествовательному предложению. «Никому не хочется прослыть ленивым или неряхой, или неучем?».
Имя прилагательное риторически образовано от основы существительного риторика, что значит теория красноречия, наука об ораторском искусстве, а слово риторика образовано от существительного ритор – оратор.
Риторический вопрос – одно из синтаксических средств выразительности речи.
Учитель. Перед вами тексты с вопросительными предложениями. Прочитайте выразительно. Определите их значение.
Текст №1.
Душа и спорт. Ужли - одно из двух?
Ужели спорт взбирается на сцену,
Не в помощь духу, а ему на смену?
( Н. Матвеева)
Ученик. В этом тексте вопросительное предложение имеет значение удивления и выявляет авторскую позицию.
Текст №2.
Какие радости в чужбине?
Они в родных краях!
(К. Батюшков)
Ученик. Первое предложение представляет собой риторический вопрос, имеет дополнительное значение отрицания.
Текст №3.
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?
(В. Жуковский)
Ученик. Вопросительное предложение имеет значение утверждение. Предложение очень эмоциональное и выявляет чувства лирического героя.
Текст №4.
Лев – царь зверей… Почему льву присвоен этот титул? Он самый сильный из хищников? По силе он, пожалуй, уступает тигру. Самый ловкий?
В этом он уступает леопарду. Самый большой из хищников? Опять нет …
( Ю. Дмитриев)
Ученик. Вопросительные предложения использованы в прямом значении. Автор использует форму ответов и вопросов для привлечения внимания читателей.
Учитель. Ребята, работая над текстом с вопросительными предложениями вы, наверное, обратили внимание на интонацию этих предложений. Она особая, яркая.
На дом вы получили задание подобрать небольшие тексты с вопросительными предложениями, определить их роль и дополнительное значение.
Запишите ответы и свои примеры в таблицу:
Роль вопросительных предложений в речи.
Роль вопросительного предложения
Примеры
1.Вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ.
Вы не уйдете? Нет? ( Чехов А.П.)
2.Выражает отрицание.
Что же вам тут может нравиться?
Что же вы нам можете рассказать?
3.Выражает побуждение к действию.
Итак, может быть, предложим наши занятия? Займемся сначала подготовкой.
4.Выражает неуверенность.
Вы как будто змее сочувствуете. (Пришвин)
5. Выражает просьбу.
Молока, не продашь ли, хозяюшка?
6. Выражает совет.
Почему бы не вспоминать почаще о родителях?
7. Выражает утверждение.
Так вы ведь любите писать в газетах (Солоухин)
8. Выражает предположение.
Видит Теркин погребушку,- Не оттуда ль пушка бьет? ( Твардовский)
9. Выражает недоумение, удивление.
Как, и мечтать, мечтать не можешь без спроса? (Гончаров)
10. Выражает вызов.
Что ж? веселитесь,…он мучений Последних вынести не мог. (Лермонтов М.Ю.)
11.Риторический вопрос (Не требующий ответа). По смыслу равен повествовательному предложению.
Кто не любовался многоцветной радугой? (Осетров)
Учитель. Послушаем ваши примеры.
Ученик. – Боже мой!- продолжал бушевать дед.
- Как ты удивительно на нее похожа! И как я не понимал этого?! Это многое в тебе объясняет. Жизнь будто совершила круг. ( Д. Железников)
В этом тексте вопросительное предложение выражает удивление и помогает понять чувство героя.
Ученик. … Да, пожалуйста, зови меня просто Максим Максимыч и, пожалуйста, - к чему эта полная форма? Приходите ко мне всегда в фуражке? (М.Ю. Лермонтов)
Здесь мы видим, что вопросительное предложение имеет значение совета и создает впечатление непринужденности.
Ученик. А вы! О, Боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! ( Грибоедов)
В приведенном примере вопросительное предложение имеет значение недоумения, удивления, обиды. Оно помогает понять состояние и чувство героя.
Ученик. По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец? … Кто кричал? (А.П. Чехов)
Все вопросительные предложения имеют прямое значение вопроса. В этом монологе – весь Очумелов, ограниченный, трусливый, ущербный. Замечательная речевая характеристика героя.
Ученик. Уж зачем ты алая заря просыпалася?
На какой ты радости разыгралася? (М.Ю. Лермонтов)
Здесь вопросительные предложения подчеркивают чувства лирического героя и выражают значения сожаления, грусти, тоски, печали.
Учитель. Мы с вами повторили вопросительные предложения, их функции в речи. Эти знания нам будут необходимы при подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Учитель. Вспомните, как строится сочинение – рассуждение?
Ученик. Схема сочинения – рассуждения выглядит так:
Тезис
Доказательства
Вывод
Учитель. Цель написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.
Язык нужен для живой жизни – вот, наверное, основополагающий принцип отбора материала для сочинения.
Прочитайте следующие рекомендации. Все ли вам в них понятно?
Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, необходимо учесть следующее:
Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение.
Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
Сочинение может строиться по следующей логике рассуждений:
Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор…», «Как-то раз я читал книгу и обратил внимание…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»,.. Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженными очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать какую букву писать в слове «корова»?»);
Формулирование генерального тезиса («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
Обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста. («Чтобы подтвердить…, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,…»);
Вывод («Итак,…», «Следовательно,…»)
Учитель. Обратите внимание на составленную таблицу. В ней отражена роль вопросительного предложения. Мы собрали с вами материал к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Учитель. Ответьте, в какой части сочинения вы можете воспользоваться материалами таблицы о роли вопросительного предложения?
Ученик. Материалом таблицы можно воспользоваться для аргументации.
Учитель. Форма и жанр высказывания могут быть разными.
Познакомьтесь с моделью, описывающую возможный способ развертывания текста сочинения-рассуждения.
Определим проблему в виде вопроса.
Для чего необходимо в речи вопросительное предложение?
Тезис
Вопросительное предложение выполняет важную функцию в речи.
Обоснование (обратите внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли)
Во-первых, вопросительное предложение выражает вопрос, обязательно предполагающий ответ. Подтвердим это примером из текста: «…».
Во-вторых, риторический вопрос – это очень яркая стилистическая фигура, состоящая в том, что вопросительное предложение усиливает эмоциональное воздействие. Прочитайте предложение: «…».
Вывод.
Таким образом, мы видим, что вопросительное предложение на самом деле играет важную роль в речи…
Учитель. Часто трудно начать сочинение. Познакомьтесь с видами тезисов.
Как начать сочинение на лингвистическую тему.
Вид тезиса
Пример
1.Тезис – утверждение актуальности темы.
На письме без знаков препинания обойтись невозможно.
2.Тезис – риторический вопрос.
Точка… Разве без нее можно обойтись на письме?
3.Тезис – восклицательное предложение.
Как необходимо тире на письме!
4.Тезис – цитата.
Важную роль знаков препинания отметил Паустовский: «Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
5.Небольшое отступление, подводящее к теме
Русская пунктуация – сложная система. Глубокое овладение ею помогают точно и четко передавать и воспринимать смысл написанного.
Учитель. Попробуйте сами написать вступление к будущему сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительных предложений в тексте»
Ученик. Вопросительное предложение… Разве можно обойтись в речи без него?
Ученик. Кто возьмется утверждать, что в нашей речи невозможно обойтись без вопросительных предложений. Они нужны на каждом шагу. «Язык до Киева доведет»,- гласит пословица.
Ученик. Что такое вопросительное предложение? Это вопрос к собеседнику. Но, оказывается, на этом его роль не заканчивается. С его помощью можно выразить сомнение, удивление, просьбу…
Ученик. «Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»,- писал К. Паустовский. А что же произойдет с текстом, если в нем не будет вопросительного знака?...
Учитель. Как же мы с вами закончим сочинение? Давайте подумаем.
Вспомним виды заключений.
Виды заключений
Примеры
1.Риторический вопрос.
Мы бесконечно изменили и уродовали прекрасный лик планеты.
Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя.
2.Призыв, обращение к читателю.
«Дурную траву с поля вон»,- гласит пословица. Давайте же вместе постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы.
3.Открытый финал.
А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?
Учитель. Послушайте сочинение - рассуждение, которое к уроку было написано вашим одноклассником, и проанализируйте его с точки зрения требований к сочинению на лингвистическую тему.
Я считаю о том, что знаки препинания играют важную роль в тексте. Например, вопросительный знак спрашивает. Вопросительный знак используют для вопроса. Например, «Ты выполнил домашнюю работу?» Еще вопросительный знак применяется для выразительности чувств. Из этого следует, что вопросительные предложения нужны, как и все знаки препинания.
Учитель. Ученик.- В работе нет вступления.
- Повторяется вводное слово например.
- Нет членения на абзацы.
- Допущены речевые ошибки. («выразительности чувств». Можно написать просто «выразительность»)
- Неверно сказано «Вопросительный знак спрашивает». (Правильно было бы написать вопросительное предложение выражает вопрос)
- Нет названия.
- Приведен только один аргумент.
- Объем сочинения мал. (42 слова)
Прочитайте и оцените второе сочинение.
На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они несут в себе как стилистическую, так и грамматическую функцию.
Они помогают избежать двойного смысла предложения, точнее передать смысл. Возьмем вопросительное предложение, которое играет важную роль. В конце его ставится вопросительный знак. «Ты какую книгу читаешь?»- спросил друг. Здесь вопросительное предложение. На мой взгляд знаки препинания играют важную роль.
Ученик. – В работе нет заглавия.
- Тема не раскрыта.
- Нарушена логика рассуждения.
- Есть неуместные повторения.
- Вывод и заключение не соответствуют теме.
Учитель. Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам в работе над сочинением.
Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.
Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.
Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы доказать сказанное, обратимся к № предложению текста.
Пример использования … можно найти в предложении…
В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое) … Это подтверждает вывод о том, что…
Пишите сочинение от первого лица («Я считаю, что…»).
Не забывайте, что объем работы должен быть не менее 50 слов.
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Цели, которые были поставлены в начале урока, мы достигли. Мы исследовали роль вопросительного предложения в тексте, собрали материал к сочинению – рассуждению, вспомнили композицию, повторили виды вступлений и заключений, проанализировали сочинения одноклассников. Думаю, что вы готовы к работе над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.
Итак, задание на дом. Написать сочинение рассуждение на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
Дополнительный материал к уроку.
Образцы сочинений
Сочинение №1.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
«Роль вопросительного предложения в речи».
Разве можно обойтись в речи без вопросительного предложения? Я считаю, что вопросительное предложение играет важную роль. С помощью него мы оформляем вопрос к товарищу, рассчитывая получить ответ. Например: «Вы сделали домашнюю работу?»
Часто в текстах особенно публицистического и художественного стиля используется риторический вопрос. Это делает речь выразительной, эмоциональной.
А.Н. Некрасов поэму «На Волге» начинает так: «О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» Начало получилось очень выразительным. В нем звучит авторское отношение.
Без сомнения, вопросительное предложение играет важную роль в нашей речи.
Анализ сочинения.
С1К1 – 2б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос.
С1К2 – 2б. Ученик привел 2 примера – аргумента.
С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью.
Итого 7б.
Сочинение №2.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему:
«Роль вопросительного предложения в речи».
Вопросительный знак возник в 17в. Основоположником был австрийский ученый Альдо Мануцио. А вопросительное предложение существует давно. Наверное, с возникновением необходимости что – то спросить. Конечно, вопросительные предложения в нашей речи играют очень большую роль.
Во-первых, оно используется для создания вопроса. Широко вопросительное предложение применяется в диалоге.
- Так ты женат? На ком?
- На Лариной Татьяне.
Это пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопросительные предложения в этом примере делают текст живым и непринужденным.
Во-вторых, вопросительные предложения в тексте используются для выражения просьбы или совета.
Наша речь без вопросительных предложений была бы скучной и не интересной.
Анализ сочинения.
С1К1 – 1б. В работе дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только одну функцию языка.
С1К2 – 1б. Ученик привел только 1 аргумент.
С1К3 – 2б. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения.
С1К4 – 1б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью.