Роль имени прилагательного в художественных текстах
Роль имени прилагательного в художественных текстах
Мир, в котором мы живем, удивительно разнообразен и красочен. Времена года неумолимой чредой сменяют друг друга и живописно раскрашивают нашу родную природу в необыкновенно красивые цвета и неповторимые оттенки. Русские художники, музыканты и писатели с любовью создавали свои творения о русской природе. У каждого вида искусства – свои возможности и средства создания образов. В литературе – это слово. Сегодня на уроке мы постараемся с вами определить роль прилагательных в создании пейзажей в художественных текстах.
- Через весь наш урок красной нитью проходит тема красоты русской зимы, снежной и морозной. Мы проанализируем поэтические и прозаический тексты, посмотрим репродукции картин Васнецова и Юона, послушаем фрагмент из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
- Эпиграфом к нашему уроку звучат строки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Все мы его замечательно помним. Вспомним лишь третью строфу стихотворения.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Лирический герой рад наступившей зиме, он ощущает бодрость, прилив сил).
- А что помогает создать это настроение? (Красота зимнего утра).
- Это стихотворение относится к жанру пейзажной лирики: природа является не только темой, но идеалом, примером гармонии. Изменения в природе, чудесное зимнее преображение природы придает силу, энергию лирическому герою.
- А какие прилагательные помогают Пушкину выразить восторг от красоты зимнего утра?
1 человек выходит к доске, подчеркивает прилагательные.
- Чем являются в предложении имена прилагательные?
- Вспомните из уроков литературы: как называются яркие, образные имена прилагательные, помогающие создать в художественном тексте живой образ?
- В данной строфе мы подчеркнули именно эпитеты, выражающие восторг от преображения в природе.
- Таким образом, в пейзажной лирике имена прилагательные могут стать эпитетами, которые выделяют в предмете одно из его свойств.
- Рассмотрим ещё один текст И. Т. Соколова-Микитова. Давайте прочитаем его выразительно вслух.
Красив, чудесен русский лес зимою.
Хорош зимою русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах – дышишь и не надышишься чистотой лесного воздуха. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тр.пинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяж.лыми шапками белого снега покрыты тёмно- зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С в.сёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красн.грудых клёстов.
- Докажем, что перед нами текст.
- Озаглавим его.
- Назовем основную мысль текста. О чем в нем говорится?
- Определим стиль текста.
- К какому типу текста относится?
- Подчеркнуть в тексте словосочетания «прилагательное + существительное» со значением цвета). Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.