Родительный падеж имён существительных.
(Урок проводится в 5 классе коррекционной школы).
Цель:
Познакомить с особенностями имен существительных в Р.п.
Отрабатывать приемы распознавания падежей.
Тренировать умения разбирать предложения по членам.
Формировать сознательное употребление в речи существительных в Р.п.
Ход урока.
Орг. Момент
НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Конверт из бумаги, привез из России, тетрадь Морозовой Марии.
= Какие вопросы можно задать к существительным?
= В каком падеже употреблены существительные (в Р.п.)
В конце урока мы должны будем сделать вывод о том, что обозначают имена существительные в р.п. и с какими предлогами употребляются.
Проверка Домашнего задания.
Перечислите падежи.
Назовите вопросы и.п.
Приведите примеры.
Словарная работа
Вставьте пропущенные буквы.
БЛ…Г..Д...РЮ, Д…Л…Т…, Г…Р…ЗОНТ, СТ…Л…ЦА, …ВРАГ, К…НАЛ. (благодарю, долото, горизонт, столица, овраг, канал).
Взаимопроверка.
Знакомство с новым словарным словом.
Мирный, тихий разговор
Я веду с соседом,
Нет волненья, ясен спор,
Теплится …..(беседа).
Беседа – разговор между двумя людьми.
Разбор слова, выполнение звуко – буквенного анализа.
Я и мой друг ведем беседу о космосе.
Массаж рук
Похлопаем в ладоши
Постучим в кулачки
Покатайте карандаш между ладонями
Работа по теме урока.
Замените словосочетания прилагательное +существительное на сочетание из двух существительных.
Березовый лист – лист из березы
Медвежья берлога – берлога медведя
Волчий след – след волка
Свекольный суп – суп из свеклы
Вишневый кисель – кисель из вишни.
- Назовите существительные в Р.п.
Какой предлог использовали?
Упражнение «Используй предлоги»
ОТ, ДО, ИЗ-ЗА, ПОСЛЕ, НА, ОКОЛО.
Улыбнулся …..(радость)
Выглянуло …..(тучка)
Добежал …. (калитка)
Приехал ….(школа)
Растет … (край)….(лес)
Физминутка
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станет всем бодрей.
Потянулись и вздохнули
Отдохнули?
Отдохнули!
Работа с учебником.
Поставить вопросы к выделенным существительным в Р.п.
Итог урока.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.?
- С какими предлогами употребляются? (от, до, из , с, у , без, вокруг)
- Что обозначают существительные в Р.п.? (принадлежность предмета кому –либо; материал из которого сделан предмет, место.)
Домашнее задание.
Стр.138, упр.219
Запишите словосочетания с существительным в Р.п., употребляя предлоги из рамки.
«Используй предлоги»
ОТ, ДО, ИЗ-ЗА, ПОСЛЕ, НА, ОКОЛО.
Улыбнулся …..(радость)
Выглянуло …..(тучка)
Добежал …. (калитка)
Приехал ….(школа)
Растет … (край)….(лес)
«Используй предлоги»
ОТ, ДО, ИЗ-ЗА, ПОСЛЕ, НА, ОКОЛО.
Улыбнулся …..(радость)
Выглянуло …..(тучка)
Добежал …. (калитка)
Приехал ….(школа)
Растет … (край)….(лес)
«Используй предлоги»
ОТ, ДО, ИЗ-ЗА, ПОСЛЕ, НА, ОКОЛО.
Улыбнулся …..(радость)
Выглянуло …..(тучка)
Добежал …. (калитка)
Приехал ….(школа)
Растет … (край)….(лес)