Русский язык
Дата: «___»___________ 20___г Класс: 3- «___»
Тема урока: Родительный падеж. (закрепление)
Цели урока: Содействовать формированию навыка распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога; уточнить и расширить знания учащихся о существительных родительного падежа.
Задачи:
1)формировать умения распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога;
2)способствовать развитию устную и письменную речь, внимание, мышление, творческие способности детей;
3) развивать коммуникативные навыки учащихся, содействовать созданию доброжелательной атмосферы на уроке, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
Ожидаемые результаты:
Предметные: учащиеся знают алгоритм нахождения имен существительных в родительном падеже.
Личностные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; слушать других и принимать иную точку зрения.
Системно –деятельностные: учащиеся умеют анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать полученную информацию.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Встали все ровненько, покажите нашим гостям, что вы все готовы к уроку.
(психологический настрой) :
- Настроенье каково? (Во!)
- Все такого мнения?( Все без исключения!)
( У учителя звонит сотовый телефон ,он берёт трубку):
- Алло! Да, здравствуйте! Да что вы говорите! Хорошо,хорошо,мы обязательно постараемся вам помочь!
- Ребята, сейчас мне позвонил Министр русского языка королевства « Падежей». Он в отчаянии, у них случилась беда: жители этого королевства – падежи, поссорились, а один из них даже пропал! Он очень просит нас помочь!
- Поможем?
-Конечно поможем, как же мы оставим наших друзей в беде!
-Только путь наш будет нелёгким, нужно преодолеть преграды, быть очень внимательными и догадливыми. Итак, в путь!
2.Проверка домашнего задания.
-Мы не можем начать наше путешествие без проверки домашнего задания. (проверка д \з у 71 доп.тетрадь).
-Назовите имена существительные в родительном падеже выделите окончания, подчеркните предлоги. (слайд 1)
-Молодцы! Кто не допустил ни одной ошибки? Вы справились с домашним заданием на отлично .У вас на партах лежат листы оценивания.(слайд 2)
Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе в графе домашнее задание «+» там где оценка «5баллов», если 1 ошибку «+» где «4балла»,если 2 ошибки «+», где о «3»балла и т.д.
-Поднимите руку у кого -5,4?
-Кто плохо справился с домашним заданием? Как выдумаете почему?
3.Актуализация опорных знаний.
-Мы спешим на помощь в «Королевство падежей». И на следующем этапе у нас игра «Бегущие минутки». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
1. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая в начальной форме на вопросы: Кто? Что?.....(существительное)
2. Как изменяется имя существительное?..... (по числам, родам и падежам)
3. Имена существительные отвечающие на вопрос кто? называются?... (одушевленные)
4.Имена существительные отвечающие на вопрс что? Называются? ....(неодушевленные)
5. С большой буквы пишутся имена сущесвительные…(нарицательные)
6. Назовите окончания имен существительных женского рода, приведите пример...( -а, вода, -я,земля)
7.Назовите окончания имен существительных среднего рода, приведите пример…( -о,небо, -е,солнце)
8.Назовите окончания имен существительных мужского рода…(конь –нулевое,дядя –юноша -а.я)
9.Как назывется изменение имен существительных о падежам?...(склонение)
10.Сколько всего падежей в русском языке?...(6 падежей)
_Молодцы! Справились с заданием!
–В листах оценивания в графе «устные ответы» оцените свой ответ, как вы поработали на данном этапе.
-Поднимите руки, у кого «5баллов», «4 балла». У кого «3»,»2» балла? Почему?
3.Минутка чистописания. Словарная работа.
а) массаж рук:
- похлопайте в ладоши.
- постучите в кулачки.
- покатайте карандаш между ладонями.
- помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.
б) работа в тетради:
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Какую букву сегодня будем писать? (Пп)
-Что мы о ней можем рассказать? ( Эта буква согласная, она обозначает два звука: п - твердый и п - мягкий, эти звуки – глухие, имют пару)
-Запишите соединения слогов, дети часто путают соединения с гласными и согласными буквами.
ПРИ НАД ЛЕЖ НОС ТИ
-Какое слово у вас получилось? (принадлежности)
-Именно о принадлежностях пойдет речь в словарной работе.(слайд5)
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова. (два ученика за доской) Проверка по эталону (слайд 6)
Из …льбома, без дн…вника, из т…тради, у к…мпьютера, около п..ртфеля.
-Оцените свою деятельность на этапе словарной работы в листах оценивания. (взаимопроверка)
-Кто справился без ошибок) Кто плохо справился? Где можно проверить написание словарных слов? ( в орфографическом словаре)
4. Определение темы и цели урока.
-Ребята, внимательно еще раз прочитайте словарные слова. Что их объединяет? (имена существительные в родительном падеже)
-Докажите. (отвечают на вопросы чего? употребляются с предлогами)
- Сформулируйте тему урока. (Родительный падеж имен существительного).
-Исходя из темы , какие задачи поставим перед собой на уроке?(научиться определять имена существительные в родительном падеже )
-Да, сегодня мы будем продолжать формировать навыки определения имен существительных в родительном падеже с предлогами и без предлогов, а так же обогатим свои знания о существительных родительного падежа.
6. Работа по теме урока.
-Ребята, без какой принадлежности вы никогда не выходите в школу.(без портфеля)
Составьте распространенное предложение со словом портфель.(самые лучшие предложения записываются и разбираются на доске).
Два ученика работают у доски.
-Чем в предложении являются имена существительные в родительном падеже? (подлежащим)
Сделайте вывод(имена существительные в родительном падеже являются второстепенными членами предложения, могут быть дополнением или обстоятельством.)
7. ФИЗМИНУТКА «Бабочка»
8. Закрепление нового материала
1) Работа с деформированным текстом.
(работа в группе)
Напоминаю правила работы в группе. (слайд7)
Запомни и соблюдай простые правила:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
- У вас на столах лежат карточки с пословицами о дружбе.
Восстановите пословицы, употребив слово «друг» в родительном падеже.
Запишите пословицы правильно.
1)Без, на, сердце, друг, вьюга.
2)Не, кланяйся, врагу, жизни, для, не, жалей, друг.
3)Нет, ищи, друг, береги, а, нашёл.
4)Легче, потерять, друг, найти, чем.
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
Объясните, как определяли падеж.
(проверка по эталону слайд 8, заслушать 1 пару)
-Чему учат пословицы? (Пословицы учат беречь дружбу)
-Так что же, по-вашему, дружба?(ответы детей)
-С друзьями действительно можно все преодолеть.
-Проверьте по эталону и оцените свою работу в листах оценивания на этапе работа с пословицами.
-Все ли справились без ошибок?
2)- Наконец, мы добрались до Королевства падежей. Теперь перед нами стоит задача – помирить падежи. Но как это сделать? Как вы думаете?
-Сколько всего падежей в русском языке?
-Давайте назовём их по порядку вместе с вопросами. Тогда падежи поймут, что мы их хорошо знаем, без них нам не обойтись, и перестанут ссориться между собой.
( После названия всех падежей детьми, выставляю их по порядку).
- Посмотрите, какой падеж пропал?(Родительный).
-Куда же он делся?
-Ой, чьи это следы? Куда они идут?
(следы ведут к 1- ой парте ученика, карточки перевернуты: от, до, из, без, у для, около, с- по порядку вешаю на доску).
- Следы ведут к 1 – ой парте. Ну – ка ,Регина, давай проверим, кто спрятался в твоём портфеле?
- А, вот ,он, Родительный падеж, видимо, хотел остаться у кого?( у Регины).
Вывод:
- На какие вопросы отвечает Родительный падеж?
- С какими предлогами употребляется?
9. Сведения о языке.(слайд 9)
10 Самостоятельная работа.
- А сейчас ваша задача потренироваться.
(Дети получают задания разного уровня . Самостоятельная работа учащихся по карточкам.)
1 уровень.
Вставьте окончание, определите падеж имени существительного.
2 уровень.
Вставьте предлог и окончание, определите падеж.
3 уровень.
Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.
Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).
(слайд10 На экране эталон, самопроверка + самооценка в листах оценивания).
11. Итог урока.
-Какие «задачи» ставили перед собой сегодня на уроке?
(научиться определять имена существительные в родительном падеже научиться определять имена существительные в родительном падеже)
-Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами?
- Что запомнили с урока?
-Что узнали нового?
- Какие задания на уроке понравилось выполнять?
- Что вызвало затруднение?
12.Оценивание.(слайд 11)
- Как оцениваете свою работу?
Подсчитайте колличество баллов внимательно сверьте с экраном. Поставьте себе оценку.
23 -25 баллов -оценка «5»
18-22 балла –оценка «4»
13-17 баллов –оценка «3»
0-15 баллов –оценка «2»
-У кого оценка5,4,3? - Кто получил меньше баллов чем 12? Почему?
13. Домашнее задание.(на выбор)
Упражнение 297 с 132 , творческое задание –написать мини сочинение о друге, употребляя имена существительные в родительном падеже.
14 Рефлексия.
-Заполните карточку. Нарисуйте на смайлике настроение, с которым вы уходите с урока.
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
-Поднимите руки у кого улыбка на смайлике.Я очень довольна вашей работой и тоже дарю вам смайлик.
-Листа с оценками положите пожалуйста на стол. Урок окончен.
Лист оценивания
Ф.И._______________________________________________________
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1)Домашнее задание | | | | |
2)Игра «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ» | | | | |
3)Словарная работа | | | | |
4)Работа в группе | | | | |
5)Самостоятельная работа | | | | |
ИТОГО ОЦЕНКА | | | | |
23 -25 баллов -оценка «5»
18-22 балла –оценка «4»
13-17 баллов –оценка «3»
0-13 баллов –оценка «2»
Лист оценивания
Ф.И._______________________________________________________
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1)Домашнее задание | | | | |
2)Игра «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ» | | | | |
3)Словарная работа | | | | |
4)Работа в группе | | | | |
5)Самостоятельная работа | | | | |
ИТОГО ОЦЕНКА | | | | |
23 -25 баллов -оценка «5»
18-22 балла –оценка «4»
13-17 баллов –оценка «3»
0-13 баллов –оценка «2»
Лист оценивания
Ф.И._______________________________________________________
| 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
1)Домашнее задание | | | | |
2)Игра «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ» | | | | |
3)Словарная работа | | | | |
4)Работа в группе | | | | |
5)Самостоятельная работа | | | | |
ИТОГО ОЦЕНКА | | | | |
23 -25 баллов -оценка «5»
18-22 балла –оценка «4»
13-17 баллов –оценка «3»
0-13 баллов –оценка «2»
Карточка 2
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
- Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
1) Старый ……… лучше новых двух.
2)………… крепка не лестью, а правдой и честью.
3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
5)Легче …… потерять, чем найти.
Карточка 2
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
- Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
1) Старый ……… лучше новых двух.
2)………… крепка не лестью, а правдой и честью.
3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
5)Легче …… потерять, чем найти.
Карточка 2
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
- Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
1) Старый ……… лучше новых двух.
2)………… крепка не лестью, а правдой и честью.
3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
5)Легче …… потерять, чем найти.
Карточка 2
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
- Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
1) Старый ……… лучше новых двух.
2)………… крепка не лестью, а правдой и честью.
3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
5)Легче …… потерять, чем найти.
Карточка 3
1 уровень.
Вставьте окончание, определите падеж имени существительного. Используйте алгоритм.
купил для семь…
пьет из луж…
отъехал от рек…
падает с крыш…
2 уровень.
Вставьте предлог и окончание, определите падеж.
пришел … улиц…
вышел … беседк…
стоит … стен…
отдыхал … рек …
3 уровень.
Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.
Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).
1 уровень.
Вставьте окончание, определите падеж имени существительного. Используйте алгоритм.
купил для семь…
пьет из луж…
отъехал от рек…
падает с крыш…
2 уровень.
Вставьте предлог и окончание, определите падеж.
пришел … улиц…
вышел … беседк…
стоит … стен…
отдыхал … рек …
3 уровень.
Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.
Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________
Я работал с____________________настроением.
Я ________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда_____________________