kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Род имен существительных. Закрепление».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 классе « Род имен существительных. Закрепление».

Планируемые результаты:

Предметные: определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду; находить синонимы;

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работать с информацией учебника, делать выводы на основе полученной информации; выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;

Личностные: проявлять интерес к русскому языку; договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Род имен существительных. Закрепление».»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе « Род имен существительных. Закрепление».

Тип урока: урок закрепление

Планируемые результаты:

Предметные: определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду; находить синонимы;

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работать с информацией учебника, делать выводы на основе полученной информации; выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;

Личностные: проявлять интерес к русскому языку; договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.



Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии.































- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, прошу всех садиться и настроиться на серьёзную, но интересную работу, думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! 
– Каким вы хотите видеть этот урок? 
- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самоконтроля это белые листочки в конверте на ваших партах. Ставите снежинку, если задание выполнено верно, «-» -если испытывали трудности. 

2. Актуализация знаний.

-Откройте тетради и запишите число. Сегодня пятнадцатое января. Классная работа.

-А урок начнём с загадки.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( зима)

Слайд 2. Зима какое прекрасное время года.

-Прочитайте слова.

З…ма            Сн…гири          с…сна                за…ц

Слайд 3 -Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 4. Проверь! Зима - зимы, зимний; снегири – снег, заяц; сосна - сосны.

- Оцените себя.

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

- Какое еще задание можно выполнить? Род можно определить? Определим род. (мужской и женский род) Что еще заметили? Нет существительных среднего рода

-Что общего у этих слов? (это имена существительные)

3.Сообщение темы урока.

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

4. Игра «Да – нет»

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руку. Если не согласны, то не поднимаете.

-Итак, положите руки на парту, начинаем.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые? да

-Придумайте свой вопрос к игре.

- Оцените себя.

5.Работа по теме урока.

-Сейчас у нас зима. А какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют) Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки, а любите лепить снеговика?

-Давайте сейчас слепим снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Слайд 6. Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика. Возьмите из конверта карточки синего цвета.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую.

Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда?  (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

Слайд 7. Снеговик. Большой ком.

-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда?  (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Слайд 7. Снеговик. Средний ком.

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда?  солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

Слайд 7. Снеговик. Маленький ком.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

- Оцените себя.

6. Зрительная физминутка.

Слайд 8. -Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

Обобщение

-Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)







7. Распределительный диктант.

Слайд 9. -Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. На карточках желтого цвета запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота.

Проверка.

-Какие слова записали в 1 столбик?

-Во 2 столбик?

-В 3 столбик?

Слайд 10. Проверь! Слова в столбиках по родам.

- Оцените себя.

8. Проблемный вопрос Слайд 11.

-Ребята, определите род слова «Салазки». Что для этого надо сделать?

-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Почему? Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме  множественного числа и не имеют формы единственного числа.

Откройте, пожалуйста, учебники стр.12 и найдите как определить род имен сущетвительных, которые употребляются только во множественном числе. (Такие существительные не имеют рода)

-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

-Запишем слово «салазки»

Синоним к слову «салазки» - сани, санки

Слайд 12. Слово «Сутки»

Слайд 13. Слово «Ножницы»

Слайд 14. Слово «Брюки»

Слайд 15. Слово «Очки»

-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе) Какого они рода? (не имеют рода)

Слайд 16.

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи

9. Проблемная ситуация.

-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

Слайд 17. Поставьте слова в форму множественного числа

На экране  слова: яблоко, апельсин, груша, сок, лимон, мёд, молоко,

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.

Проверка

-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа?

( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

-Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

Слайд 18. Употребляются только в форме единственного числа

-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

-Когда имя существительное стоит в форме  единственного числа? (когда обозначает один предмет)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи. - Оцените себя.

10 .Игра «Снежки»

Слайд 19.

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

-Возьмите желтые карточки. На них записаны слова, но в некоторых из них допущены ошибки, найдите их зачеркните и исправьте.

- «Бросьте» снежок в слова с ошибками.

Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок

Слайд 20 Пальто, ученик, капуста, берёза.

Слайд 20 -В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

- Оцените себя.

-Внимательно посмотрите на слова. Найдите слово среднего рода.

Слайд 21. Слово пальто.

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто? Ах, это же моё…!

12. Составление и запись предложений.

-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)

-Замечательные предложения!

- Послушайте предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из  книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.

Эдуард выходил на улицу всегда в пальто. А вы знаете кто это?

Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,

- А  перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс. Работа с предложением.

-Определите род у имён существительных.

- Оцените себя.

13.Итог урока.

Вот и кончается урок!

Подведем скорей итог!

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа и они не имеют рода)

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, домашнего задания, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 22. Домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) Упр.16 на странице 12 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

9. Рефлексия.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Посмотрите на ваши оценочные листы, сколько у вас снежинок. У каждого из вас на краешке стола лежит снежинка, поднимите ее, если у вас 1 или 2 снежинки, Вам нужно ещё много работать по теме.

Сейчас у кого 3-4 снежинки ,вам удалось, но не всё и ещё испытываете трудности, поработайте еще немного по этой теме.

А теперь у кого 5 и больше у вас всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода имен существительных.

Урок закончен, всем большое спасибо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Род имен существительных. Закрепление».

Автор: Портнова Ирина Михайловна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "конспект урока "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "179776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425059023"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Открытый урок "Род имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "142938"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418394618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительного" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-imien-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "158053"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421682606"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства