Открытый урок по русскому языку в 3 классе « Род имен существительных. Закрепление».
Планируемые результаты:
Предметные: определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду; находить синонимы;
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работать с информацией учебника, делать выводы на основе полученной информации; выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;
Личностные: проявлять интерес к русскому языку; договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Род имен существительных. Закрепление».»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе « Род имен существительных. Закрепление».
Тип урока: урок закрепление
Планируемые результаты:
Предметные: определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду; находить синонимы;
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; работать с информацией учебника, делать выводы на основе полученной информации; выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;
Личностные: проявлять интерес к русскому языку; договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии.
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, прошу всех садиться и настроиться на серьёзную, но интересную работу, думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! – Каким вы хотите видеть этот урок? - На каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу на листках самоконтроля это белые листочки в конверте на ваших партах. Ставите снежинку, если задание выполнено верно, «-» -если испытывали трудности.
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетради и запишите число. Сегодня пятнадцатое января. Классная работа.
-А урок начнём с загадки.
Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. ( зима)
Слайд 2. Зима какое прекрасное время года.
-Прочитайте слова.
З…ма Сн…гири с…сна за…ц
Слайд 3 -Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)
-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.
Проверка
-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?
-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)
-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)
- Какое еще задание можно выполнить? Род можно определить? Определим род. (мужской и женский род) Что еще заметили? Нет существительных среднего рода
-Что общего у этих слов? (это имена существительные)
3.Сообщение темы урока.
-Сформулируйте тему урока.
Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных.
Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
4. Игра «Да – нет»
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руку. Если не согласны, то не поднимаете.
-Итак, положите руки на парту, начинаем.
Имя существительное – это часть речи? (да)
Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)
Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Имена существительные обозначают предмет? ( да)
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые? да
-Придумайте свой вопрос к игре.
- Оцените себя.
5.Работа по теме урока.
-Сейчас у нас зима. А какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют) Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки, а любите лепить снеговика?
-Давайте сейчас слепим снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.
Слайд 6. Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика. Возьмите из конверта карточки синего цвета.
1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.
2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую
3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую.
Проверка.
-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )
Слайд 7. Снеговик. Большой ком.
-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)
Слайд 7. Снеговик. Средний ком.
-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)
Слайд 7. Снеговик. Маленький ком.
-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!
- Оцените себя.
6. Зрительная физминутка.
Слайд 8. -Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.
Обобщение
-Какого же рода бывают имена существительные? (имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)
-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.
если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.
если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.
-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)
7. Распределительный диктант.
Слайд 9. -Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. На карточках желтого цвета запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам.
Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота.
Проверка.
-Какие слова записали в 1 столбик?
-Во 2 столбик?
-В 3 столбик?
Слайд 10. Проверь! Слова в столбиках по родам.
- Оцените себя.
8. Проблемный вопрос Слайд 11.
-Ребята, определите род слова «Салазки». Что для этого надо сделать?
-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Почему? Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.
Откройте, пожалуйста, учебники стр.12 и найдите как определить род имен сущетвительных, которые употребляются только во множественном числе. (Такие существительные не имеют рода)
-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:
-Запишем слово «салазки»
Синоним к слову «салазки» - сани, санки
Слайд 12. Слово «Сутки»
Слайд 13. Слово «Ножницы»
Слайд 14. Слово «Брюки»
Слайд 15. Слово «Очки»
-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе) Какого они рода? (не имеют рода)
Слайд 16.
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи
9. Проблемная ситуация.
-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.
Слайд 17. Поставьте слова в форму множественного числа
На экране слова: яблоко, апельсин, груша, сок, лимон, мёд, молоко,
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.
Проверка
-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа?
( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)
-Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)
-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.
Слайд 18. Употребляются только в форме единственного числа
-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи. - Оцените себя.
10 .Игра «Снежки»
Слайд 19.
-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!
-Возьмите желтые карточки. На них записаны слова, но в некоторых из них допущены ошибки, найдите их зачеркните и исправьте.
- «Бросьте» снежок в слова с ошибками.
Проверка
-Прочтём слова, в которые попал снежок
Слайд 20 Пальто, ученик, капуста, берёза.
Слайд 20 -В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)
-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)
-Устно определите род у них ( по цепочке)
- Оцените себя.
-Внимательно посмотрите на слова. Найдите слово среднего рода.
Слайд 21. Слово пальто.
Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате….?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто? Ах, это же моё…!
12. Составление и запись предложений.
-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)
-Замечательные предложения!
- Послушайте предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.
Эдуард выходил на улицу всегда в пальто. А вы знаете кто это?
Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,
- А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс. Работа с предложением.
-Определите род у имён существительных.
- Оцените себя.
13.Итог урока.
Вот и кончается урок!
Подведем скорей итог!
-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа и они не имеют рода)
-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, домашнего задания, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)
Слайд 22. Домашнее задание.
8. Домашнее задание.
Домашнее задание будет по выбору:
1) Упр.16 на странице 12 учебника
2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.
9. Рефлексия.
Оцените собственные результаты по изученной теме. Посмотрите на ваши оценочные листы, сколько у вас снежинок. У каждого из вас на краешке стола лежит снежинка, поднимите ее, если у вас 1 или 2 снежинки, Вам нужно ещё много работать по теме.
Сейчас у кого 3-4 снежинки ,вам удалось, но не всё и ещё испытываете трудности, поработайте еще немного по этой теме.
А теперь у кого 5 и больше у вас всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода имен существительных.