Цели урока:
· Сформировать представление о роде имён существительных.
· Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.
· Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
· Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
II. Повторение изученного материала.
1. Словарный диктант.
(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)
Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.
а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).
б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).
2. Работа с правилом. Беседа.
Учитель:
- К какой части речи относятся эти слова?
Ученик:
Эти слова являются именам существительными.
Учитель:
- Что такое имя существительное?
Ученик:
- Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.
Учитель:
- Как изменяется имена существительные?
Ученик:
-Имена существительные изменяются по числам.
Учитель:
- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.
Ученики:
· стол -столы
· дерево - деревья
· доска - доски
Учитель:
- А что ещё вы знаете об именах существительных?
(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)
II. Сообщение темы урока.
Учитель:
Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).
Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).
III. Изучение новый материал.
1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.
(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)
Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.
Учитель:
- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.
(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).
дом
земля
озеро
стол
книга
море
хлеб
школа
гнездо
Учитель:
- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?
Ученик:
- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.
Учитель:
- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?
Ученик:
- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".
- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".
Учитель:
- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.
Учитель:
- Может ли имя существительное изменяться по родам?
Физминутка.
V1. Первичное закрепление.
Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109
Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.
Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.
(Упражнение выполняется с комментированием у доски)
Учитель:
- Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?
Ученик:
- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.
Итог урока.
- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?
- Как определить род имени существительного?
Домашнее задание.
С. 109, упр. 241, правило.
Дополнительный материал.
Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.
· Вечер - день
· Корова - телёнок
· Кефир - молоко
· Осень - лето
· Утро - ночь
Цели урока:
· Сформировать представление о роде имён существительных.
· Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.
· Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
· Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
II. Повторение изученного материала.
1. Словарный диктант.
(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)
Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.
а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).
б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).
2. Работа с правилом. Беседа.
Учитель:
- К какой части речи относятся эти слова?
Ученик:
Эти слова являются именам существительными.
Учитель:
- Что такое имя существительное?
Ученик:
- Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.
Учитель:
- Как изменяется имена существительные?
Ученик:
-Имена существительные изменяются по числам.
Учитель:
- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.
Ученики:
· стол -столы
· дерево - деревья
· доска - доски
Учитель:
- А что ещё вы знаете об именах существительных?
(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)
II. Сообщение темы урока.
Учитель:
Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).
Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).
III. Изучение новый материал.
1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.
(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)
Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.
Учитель:
- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.
(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).
дом
земля
озеро
стол
книга
море
хлеб
школа
гнездо
Учитель:
- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?
Ученик:
- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.
Учитель:
- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?
Ученик:
- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".
- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".
Учитель:
- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.
Учитель:
- Может ли имя существительное изменяться по родам?
Физминутка.
V1. Первичное закрепление.
Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109
Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.
Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.
(Упражнение выполняется с комментированием у доски)
Учитель:
- Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?
Ученик:
- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.
Итог урока.
- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?
- Как определить род имени существительного?
Домашнее задание.
С. 109, упр. 241, правило.
Дополнительный материал.
Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.
· Вечер - день
· Корова - телёнок
· Кефир - молоко
· Осень - лето
· Утро - ночь