Просмотр содержимого документа
«Род сложносокращенных слов»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
по теме: «Род сложносокращенных слов»
Тема: Род сложносокращенных слов.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учебник: Русский язык. 6 класс. В 2ч. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Цель урока: находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, определять род несклоняемых и сложносокращенных слов.
Планируемые результаты
Предметные результаты
- определять морфологические и синтаксические признаки несклоняемых существительных, применять их на письме;
- выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей;
- формулировать учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий;
- участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения, выступать перед классом,
Личностные
- способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.
Ход урока
Ход урока:
1.Актуальность темы.
Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., «Е. И. В.» — «Его Императорское Величество». Советский «новояз» 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа «местком», «Моссовет», «ревтрибунал», «ЧК», «ЦК», «ВЦИК», «ВГИК» и т. п.
Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?
Комментарий №1. УЕФА -Европейский союз футбольных ассоциаций фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations организация, спорт, фр. [1] ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании. [1] МБ РФ - Министерство безопасности Российской Федерации. с 24 января 1992. [1] Самое длинное сложносокращенное слово. НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ - Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР. [1]
Комментарий № 2. Название волокна и ткани лавсан – сложносокращенное слово, имя существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: ЛАборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук. [2]
2.Орфоэпическая работа.
Задние №1. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова:
[Эр] [эф] – РФ
[о] [эр] [тэ] – ОРТ
[эм] [гэ] [у] – МГУ
ООН
НИИ
[эм] [че] [эс] – МЧС
[г,и] [бэ] [дэ] [дэ] - ГИБДД
3. Объяснение нового материла.
Задание №1.Перепишите сложносокращенные слова, записывая рядом сочетание слов, от которых они образованы.
РФ
ОРТ
МГУ
ООН
НИИ
МЧС
ГИБДД
Задание №2. Составление опорной схемы на основе теоретического материала учебника.
Как определить род у сложносокращенного слова?
4.Закрепление.
Задание №1. Определите род сложносокращенных слов. Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.
РФ – Российская Федерация; ОРТ – Общественное российское телевидение; МГУ –Московский государственный университет; ООН – Организация объединенных наций; НИИ – Научно-исследовательский институт; МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций; ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
Проверим.
РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
МГУ –Московский государственный университет;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Задание №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.
Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ, котор.. готовит металлистов. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд.. . Иркутск.. ГЭС – первенец ангарского каскада станций.
ГЭС (подлежащее, сущ, Им.п.), первенец (сказуемое, сущ, Им.п.).
Задание №4. Выполните морфологический разбор слова время из предложения В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд..
5. Обращение к прошлому.
Повторим сведения о несклоняемых существительных.
Задание №1. Выпишите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.
Комментарий. Всем хорошо известны слова иностранного происхождения пенсне, кашне. В русском языке они являются именами существительными, в которых не выделяются значимые части слова, то есть состоят они только из корня. Но ведь это целые словосочетания, заимствованные из других языков: пенсне – «защеми нос» (фр.); кашне – «спрячь нос» (фр.). [2]
Задание №2. Подумай и ответь.
Как мы можем определить род у несклоняемых имен существительных? Подготовьте ответ объяснение – рассуждение с примерами из задания.
Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным. Сделайте его морфологический разбор.
Возможный вариант ответа: Солнечн.. Баку раскинулся на берегу залива.
Выполните морфологический разбор слова Баку.
Задание №3. Это интересно.
Как вы думаете, к какому роду относится существительное евро и почему?
Комментарий. В настоящее время специалисты склоняются к тому, что евро относится к м.р. Основанием для этого, очевидно, является наличие рядом с новой валютой ее основного соперника – американского доллара. Помимо этого, на принятое решение мог повлиять мужской род ряда других денежных единиц (франк, реал, фунт, злотый), а также и наш рубль, тоже противостоящий доллару. [3]
6. Домашнее задание.
Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложносокращенные слова, встречающиеся в названии магазинов, фирм, предприятий и т.д. Составьте с ними небольшой рассказ по теме «Сложносокращенные слова живут рядом».
7. Рефлексия.
В каких речевых ситуациях могут использовать сложносокращенные слова?
Приходиться ли вам в разговорной речи использовать такие слова? Какие именно?
Какие задания вам особенно понравились?
Какие задания вызвали затруднения?
Как вы думаете, что нужно дома повторить перед выполнением домашнего задания?
Список литературы.
SOKR.RU — самый большой в мире словарь сокращений русского языка.
А.О. Орг Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение» - 2000г. стр. 154.
Г.Н. Владимирская Уроки русского языка в 6 классе. Творческий центр «Сфера». М.2004, стр. 92.