kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Род сложносокращенных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит интересные факты из истории сложносокращенных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Род сложносокращенных слов»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

по теме: «Род сложносокращенных слов»


Тема: Род сложносокращенных слов.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учебник: Русский язык. 6 класс. В 2ч. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Цель урока: находить несклоняемые имена существительные в предложениях  и правильно употреблять их в речи, определять род несклоняемых и сложносокращенных слов.


Планируемые результаты


Предметные результаты

- определять морфологические и синтаксические признаки несклоняемых существительных, применять их на письме;

- правильно произносить несклоняемые существительные.

 

Метапредметные

    - выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа  и установления причинно-следственных связей;

    - формулировать учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий;

     - участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения, выступать перед классом,


Личностные

- способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.



Ход урока

Ход урока:

1.Актуальность темы.

  • Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., «Е. И. В.» — «Его Императорское Величество». Советский «новояз» 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа «местком», «Моссовет», «ревтрибунал», «ЧК», «ЦК», «ВЦИК», «ВГИК» и т. п.

  • Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?

Комментарий №1. УЕФА -Европейский союз футбольных ассоциаций фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations организация, спорт, фр. [1] ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании. [1] МБ РФ - Министерство безопасности Российской Федерации. с 24 января 1992. [1] Самое длинное сложносокращенное слово. НИ​ИОМТ​ПЛА​БО​ПАРМ​БЕТ​ЖЕЛ​БЕТ​РАБ​СБОР​МО​НИ​МОН​КОН​ОТ​ДТЕХ​СТРО​МОНТ - Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР. [1]


Комментарий № 2. Название волокна и ткани лавсан – сложносокращенное слово, имя существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: ЛАборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук. [2]


2.Орфоэпическая работа.


Задние №1. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова:


[Эр] [эф] – РФ

[о] [эр] [тэ] – ОРТ

[эм] [гэ] [у] – МГУ

ООН

НИИ

[эм] [че] [эс] – МЧС

,и] [бэ] [дэ] [дэ] - ГИБДД


3. Объяснение нового материла.


Задание №1.Перепишите сложносокращенные слова, записывая рядом сочетание слов, от которых они образованы.

РФ

ОРТ

МГУ

ООН

НИИ

МЧС

ГИБДД


Задание №2. Составление опорной схемы на основе теоретического материала учебника.

Как определить род у сложносокращенного слова?



4.Закрепление.

Задание №1. Определите род сложносокращенных слов. Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.

РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
МГУ –Московский государственный университет;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Проверим.

РФ – Российская Федерация;

ОРТ – Общественное российское телевидение;

МГУ –Московский государственный университет;

ООН – Организация объединенных наций;

НИИ – Научно-исследовательский институт;

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.


Задание №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ, котор.. готовит металлистов. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд.. . Иркутск.. ГЭС – первенец ангарского каскада станций.


Задание №3. Объясните правописание существительных, заполнив таблицу примерами из Задания №2.

Орфограмма.


Примеры

1. Разносклоняемые существительные.



2. О/Е после шипящих.



3. Удвоенные согласные.



4. Е/И в окончании.



5. Знаки препинания.




Проверим.


Орфограмма.


Примеры.

1. Разносклоняемые существительные.


Путь, время.


2. О/Е после шипящих.


Ю/ ношей, к рабо/чей.


3. Удвоенные согласные.


Профессии, металлистов.


4. Е/И в окончании.


Профессии (на –ия, Д.п), в городе (2скл, П.п).


5. Знаки препинания.


ГЭС (подлежащее, сущ, Им.п.), первенец (сказуемое, сущ, Им.п.).



Задание №4. Выполните морфологический разбор слова время из предложения В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд..


5. Обращение к прошлому.

Повторим сведения о несклоняемых существительных.


Задание №1. Выпишите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.


Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, светлый купе, важное коммюнике, плавное анданте, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, теплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, вкусный эклер, французское буржуа, сказочно – красивое Тбилиси.


Проверим:

Солнечный Баку (город) – м.р.;

шумный Сочи (город) – м.р.;

светлое купе (неодуш.) – с.р.;

горячий кофе (иск.) – м.р.;

теплое кашне (неодуш.) – с.р.;

быстрый кенгуру (одуш, животное) – м.р.;

свежая кольраби (иск.) – ж.р.;

французский буржуа (одуш) – м.р.;

сказочно – красивый Тбилиси (город) – м.р.).


Комментарий. Всем хорошо известны слова иностранного происхождения пенсне, кашне. В русском языке они являются именами существительными, в которых не выделяются значимые части слова, то есть состоят они только из корня. Но ведь это целые словосочетания, заимствованные из других языков: пенсне – «защеми нос» (фр.); кашне – «спрячь нос» (фр.). [2]


Задание №2. Подумай и ответь.

  • Как мы можем определить род у несклоняемых имен существительных? Подготовьте ответ объяснение – рассуждение с примерами из задания.

  • Составьте предложение с несклоняемым собственным именем существительным. Сделайте его морфологический разбор.

  • Возможный вариант ответа: Солнечн.. Баку раскинулся на берегу залива.

  • Выполните морфологический разбор слова Баку.


Задание №3. Это интересно.

  • Как вы думаете, к какому роду относится существительное евро и почему?

Комментарий. В настоящее время специалисты склоняются к тому, что евро относится к м.р. Основанием для этого, очевидно, является наличие рядом с новой валютой ее основного соперника – американского доллара. Помимо этого, на принятое решение мог повлиять мужской род ряда других денежных единиц (франк, реал, фунт, злотый), а также и наш рубль, тоже противостоящий доллару. [3]


6. Домашнее задание.

Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите сложносокращенные слова, встречающиеся в названии магазинов, фирм, предприятий и т.д. Составьте с ними небольшой рассказ по теме «Сложносокращенные слова живут рядом».

7. Рефлексия.
  • В каких речевых ситуациях могут использовать сложносокращенные слова?

  • Приходиться ли вам в разговорной речи использовать такие слова? Какие именно?

  • Какие задания вам особенно понравились?

  • Какие задания вызвали затруднения?

  • Как вы думаете, что нужно дома повторить перед выполнением домашнего задания?


Список литературы.

    1. SOKR.RU — самый большой в мире словарь сокращений русского языка.
    2. А.О. Орг Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение» - 2000г. стр. 154.

    3. Г.Н. Владимирская Уроки русского языка в 6 классе. Творческий центр «Сфера». М.2004, стр. 92.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Род сложносокращенных слов

Автор: Бахтина Олеся Васильевна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Образование сложных слов для  6  классов "
    ["seo_title"] => string(42) "obrazovaniie-slozhnykh-slov-dlia-6-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "149138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419961226"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Образование  сложных слов"   Русский  язык  6 класс. "
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie-slozhnykh-slov-russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422766708"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Имя существительное.Обобщение.Урок-игра "Счастливый случай" "
    ["seo_title"] => string(72) "imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-urok-ighra-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "224797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439154502"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Русский язык.Тест.6 класс."
    ["seo_title"] => string(27) "russkii_iazyk_tiest_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "446139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1514039988"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "101543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402421422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства