Конкабаева Насипкуль Жиенбаевна учитель русского языка и литературы в казахской школе – на материале русского языка широко и всесторонне раскрыть перед учащимися богатство духовной жизни народа. Изучение русского языка как второго родного ставит цель овладеть им практически настолько , чтобы в совершенстве на нем разговаривать, строя речь без грамматических ошибок, орфоэпически без акцента и интонационно правильно. Русский язык в казахской школе как предмет преподавания должен изучаться практически, но на сознательной основе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Род имен существительных »
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе с казахским языком обучения.
Разработка содержит план-конспект и презентацию урока русского языка в 5 классе на тему " Род имен существительных ». Урок изучения нового материала и первичного закрепления, с элементами исследовательской работы учащихся, содержит также повторение грамматического материала. Первый урок по теме «Род имен существительных». Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, такие как беседа, проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный. Применяются такие формы обучения, как фронтальная, индивидуальная, групповая.
На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на урок. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания
Ход урока.
1.Организационный момент. Слайд 2
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит узнать тему урока, а для этого нужно быть внимательными и активными.
I. Актуализация знаний
Игра "Да - нет"
Имя существительное - это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто?Что?(Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
5. Совместное "открытие" нового знания. Подумай! Слайд 3
На доске написаны имена существительные в три столбика.
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Стол
Родина
Солнце
Ученик
Мама
Мыло
Герой
Армия
Звено
Парника
Земля
Ружье
1.Учитель. Ребята, внимательно прочитайте слова!
2.Хором читаем имена существительные.
3.Найдите окончания имен существительных.
4.Выделяем имена существительные.
5.Посмотрите внимательно! Как можно определить род имен существительных?Запомни!
Ученик. 1.Слова с нулевым окончанием и основой на твердый согласный, -й- мужского рода.
2.Слова с окончанием –а -(я)- женского рода.
2.Слова с окончанием–о -(е)- среднего рода.
3.Слова на –а(я), обозначающие лиц мужского пола, -мужского рода.
Этих слов немного: Дедушка, парнишка, дядя и все мужские имена: Петя, Ваня, Миша.
6. Физкультминутка. Слайд 4
- Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода, второй ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода, третий - имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода)
8. Повторение и систематизация изученного материала Слайд 5
1.Выполняем упражнение 220. Задание. Напишите словосочетания из данных имен существительных и прилагательных. Объясните написание ь.
2.Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике
Учитель подчеркнул слова. К выделенным словам подбираем зависимые слова.
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Край
Страна
Государство
Океан
Река
Море
Труд
Зима
Озеро
Ручей
Осень
Болото
Канал
Весна
Лето
Луг
Звезда
Солнце
Месяц
Луна
Созвездие
Гром
Туча
Небо
Дождь
Молния
Облако
Снег
Пурга
Растение
Дуб
Вьюга
Дерево
Парусник
Тетя
Судно
Дядя
Маша
Миша
Получились словосочетания.
М.р.
Ж.р.
Ср.р
Пушистый снег
Глубокая река
Черное море
Могучий дуб
Снежная зима
Зимнее солнце
Вежливый Миша
Полная луна
Южное растение
9. Работа над текстом. Текст « Не стоит благодарности». Стр. 96
1.Чтение текста учащимися по ролям.
2. Словарно-фразеологическая работа.
3.Ответьте на вопросы по содержанию.
4.Какой рисунок к этому тексту вы бы нарисовали?
5. Выпишите из текста по образцу в три столбика имена существительные мужского, женского и среднего рода.
10. Дифференцированная работа
Несколько учеников - получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"
11 Игра "Собери пословицу"
Пословицы напечатаны на разрезных карточках:
Ученье свет, Мир строит, а не ученье - тьма. а война разрушает.
(Ученье свет, а не ученье - тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.
11. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией.
Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.. Подведение итогов.
– А теперь давайте подведём итоги.
Это мы должны были сделать.
– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).
– Продолжите мысль:
Род – это…
Определить род имени существительного можно…
Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
12. Рефлексия. Слайд 7
– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:
урок полезный, понравился;
урок скучный.
13. Дифференцированное домашнее задание.
Для всех:
– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вызаписали, описывая фотографию.
Для желающих на «5» (дополнительно):
– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.