Просмотр содержимого документа
«"Речевое общение"»
Колеева Дарья Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ ДСОШ № 1
Урок 2-3
(7 класс, русский язык)
Тема: Речевое общение.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока: дать определение понятиям «общение», «коммуникация»; познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; продолжать отрабатывать навыки написания опорного конспекта.
Опережающее задание: группа учащихся (2-3 чел.) из словарей («Толковый словарь», «Философский словарь», «Социологический словарь») выписывают словарные статьи со словом «общение»; из «Словаря иностранных слов» - «коммуникация».
Ход урока.
На доске эпиграф: Есть только одна подлинная ценность-это связь
человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
1.Подведение к теме урока:
_Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (ответы обучающихся)
Слово учителя:
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.
Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении- речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)
2. Работа по теме урока:
_Обратимся к нашим экспертам. Они работали с различными словарями, которые дают определение слову «общение»:
-Попробуем дать своё определение понятию «общение», используя опорные слова:
ОБЩЕНИЕ- форма взаимных отношений, взаимодействия людей.
-У нас, как вы все заметили, появился новый термин «коммуникация». Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»? Обратимся к нашим экспертам:
-Коммуникация -1) путь сообщения;
2) форма связи;
3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому
или ряду лиц.
Выслушиваем ответы и приходим к выводу, что эти понятия (общение и коммуникация) необходимо разграничивать.
3. Орфографический практикум. Параграф 2, стр. 6
4. Работа с учебником. Параграф 2, стр.6-7
Упражнение 6-7 (обращение к «Советам помощника»)
Язык – это система знаков и правил их употребления. Эта система включает разные языковые единицы: звуки, интонацию, морфемы, слова и т.д.
Речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, передачи определённой информации, выражения мыслей, чувств, побуждения к действию и т.п. Речь – это язык в действии, он проявляет себя только в речи. В речи единицы языка объединяются, в результате чего рождается текст.
Речь может быть устной или письменной, диалогической или монологической.
Работа с терминами: диалог, монолог.
5. Физкультминутка.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками) хома раненько встает, (потягиваются) щечки моет (тереть щеки руками) лапки трет (движения мытья рук) Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами) и выходит на зарядку (маршируют) Раз (руки вперед) два (руки вверх) три (руки в стороны) четыре, пять (трясут кистями рук) хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
6. Работа с учебником и рабочей тетрадью на печатной основе.
Упражнения 8-9.
Схема – стр. 8.
Стр. 10. Непосредственное и опосредованное общение: № 12-13