КГУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих) УО ВКО, г. Семей»
Психологами установлено, что для развития общения глухого ребенка, важно сотрудничество ребенка со взрослыми, детьми особенно в условиях практической или иной общей деятельности. «Для своевременного и полноценного развития речи нужно, чтобы взаимодействие с окружающими людьми обогащало содержание потребности ребенка в речи. Процесс развития речи закладывается в постепенном «приноравливании», «последовательном приближении» к внешней форме. Развитие речи – сложный психический процесс, который сводится к количественному увеличению словаря, усвоению фонетики и грамматики языка.
На уроках предметно- практического обучения создают наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения неслышащих детей языку – принципа коммуникации.
В условиях занятий предметно-практической деятельности у детей формируются ситуативно-деловое общение, когда устанавливается связь между словом, обозначающий предмет, и действием с ним, (ножницы – будем вырезать, клей и кисточка – будем наклеивать…), т.е. речь обслуживает предметно-практическую деятельность. В установлении связи между учеником и учителем я всегда стараюсь поддержать, любое желание говорить усваивать слова, высказывания ученика в активном словаре.
Предметно- практическое обучение - это изготовление реальных предметов, благодаря чему деятельность для учащихся оказывается понятной и близкой, что ведёт к развитию активности, сознательности и целенаправленности школьников. Дети занимаются такими видами деятельности, как лепка, рисование, моделирование и конструирование из бумаги, работают с природным материалом, изготовление аппликаций, макетов, панорам, альбомов и др. видами деятельности.
Трудно ожидать, что неслышащий ребёнок, которому предоставлена возможность играть, лепить, конструировать, сам по себе заговорит, начнёт читать, считать и т. д. предметная деятельность – это лишь средство, помогающие учить ребенка, развивать его.
Однако особое место на уроках уделяются обучению речи, через предметную деятельность, как средству общения. Потребность детей в словесной речи обостряется у них в условиях коллективных занятий разными видами деятельности, организованным учителем. На каждом уроке я знакомлю детей с новыми понятиями или закрепляю и развиваю дальше те понятия, с которыми они познакомились на предыдущих уроках.
Большой ценностью уроков ППО для речевого развития является возможность тесного соединения слова и действия, слова и предмета.
Например: учитель сообщает, будем лепить яблоко.
Учащиеся выполняют действие лепят яблоко. После окончания работы сообщают – я слепил (а) яблоко. На каждом уроке я стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждают школьника к речи. Учащимся не только не запрещается спрашивать своего соседа, обращаться за помощью к учителю и друг к другу, помогать более слабому товарищу – напротив, подобные действия поощряются и это содержит предпосылки для развития определённого речевого диалога как с учителем так и между собой.
На своих уроках я использую различные формы организации труда. Наиболее эффективными формами организации деятельности с целью обучения навыкам группового труда и активизации речевого общения является работа с «маленьким учителем», парами, бригадами. Наиболее лёгкой формой коллективного труда является работа с «маленьким учителем», труднее - работа парами. Более сложной для организации и проведения оказывается работа учащихся бригадами. Однако эта форма деятельности очень эффективна для обучения детей общению.
При организации работы с «».маленьким учителем» я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы по ходу работы учащиеся задавали вопросы , чтобы между детьми развивались небольшие диалоги, происходило подлинное словесное общение.
Например при раздачи материалов и инструментов для работы с тканью:
Я буду пришивать пуговицу. Для работы мне нужны:
И учащиеся называют все материалы и инструменты и просят их у «маленького учителя».
Уточняя при этом, какого цвета нужна пуговица, какой формы, и сколько у пуговицы дырочек.
Ещё более активизирует общение учащихся бригадная форма работы. Класс сам делится на две бригады выбирает себе бригадиров которые руководят непосредственно работой, следят за аккуратным и правильным выполнением задания и сообщают учителю, кто сделал правильно, а кто неправильно, оказывают помощь членам своей бригады. Работа бригадами имеет важное воспитательное значение. Она дисциплинирует ребят, воспитывает умение работать коллективно. Дает возможность легко организовать помощь сильных учеников слабым, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. Для развития общения учащихся между собой открывает более широкие перспективы.
При работе парами в каждый момент урока происходит одновременно общение всех учащихся класса друг с другом. В речь вводятся такие слова и словосочетания как: Будем работать парами. С кем ты хочешь работать? Я хочу работать с… .
Учащиеся распределяют работу между собой.
Я буду вырезать…
А я дуду наклеивать…
Все виды коллективной работы включаются во все уроки предметно-практического обучения независимо от того, каким видом труда заняты дети (лепят, вырезают, конструируют).
Выполнение индивидуальных заданий помогает детям с нарушением слуха обрести уверенность в себе, выполнение поделки на основе речевых инструкций без опоры на наглядный образец поделки, выполнение поделки по словесному описанию или рассказу.
Далее идет отчет о выполненной работе. Первый вопрос задаю детям после окончания работы «Что ты сделал?». По мере пополнения активного словаря, учащиеся начинают отчитываться не только о результате работы в целом, но и о каждой отдельной операции. Использую не только устную, но и письменную форму речи.
Предметно – практическое обучение это интегрированное обучение. Поэтому, осуществляется тесная связь с уроками математики, развития речи, чтения, природоведения. Происходит практическое усвоение этих предметов. Поделки изготовленные детьми на уроках ППО передаются для дальнейшей работы в классе с целью дальнейшего обогащения словарного запаса.
Например: в первом классе дети делают макет «Зима». На уроке чтения он является наглядным пособием, а на уроке развития речи – предметом обсуждения. Сделанный календарь – служит для закрепления знаний о месяцах, временах года. Дети следят за рабочими и праздничными днями на календаре; модель термометра - используется для наблюдения за температурой воздуха на прогулках.
Правильно педагогически организованная предметно-практическая деятельность неслышащих школьников представляет собой мощное средство их компенсаторного развития. Является полноценным источником знаний, важным средством активизации учебного процесса и тем самым развития умственной активности детей.
Список используемой литературы:
1. Т.С.Зыкова. М.А.Зыкова. «Методика практического обучения в школе для глухих детей» Москва. Академия. 2002 г.
2. Л.П. Назарова. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха » Москва. Владос.2001 г.
3. Е.Г. Речицкая «Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов» - Л , 1990 г, с 88.
Просмотр содержимого документа
«Вы загрузили файл: Развитие разговорной речи по принципу формирование речевого общения на уроках предметно-практического обучения. »
Развитие разговорной речи по принципу формирование речевого
общения на уроках предметно-практического обучения.
«Все богатство представлений, понятий, которые дети получают от нас, зиждется на их собственной деятельности с предметами».
Кольцова М.М.
Т.В. Соколова.
Учитель предметно-практического обучения.
КГУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих) УО ВКО, г. Семей»
Психологами установлено, что для развития общения глухого ребенка, важно сотрудничество ребенка со взрослыми, детьми особенно в условиях практической или иной общей деятельности. «Для своевременного и полноценного развития речи нужно, чтобы взаимодействие с окружающими людьми обогащало содержание потребности ребенка в речи»
Процесс развития речи закладывается в постепенном «приноравливании», «последовательном приближении» к внешней форме. Развитие речи – сложный психический процесс, который сводится к количественному увеличению словаря, усвоению фонетики и грамматики языка.
На уроках предметно- практического обучения создают наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения неслышащих детей языку – принципа коммуникации. В условиях занятий предметно-практической деятельности у детей формируются ситуативно-деловое общение, когда устанавливается связь между словом, обозначающий предмет, и действием с ним, (ножницы – будем вырезать, клей и кисточка – будем наклеивать…), т.е. речь обслуживает предметно-практическую деятельность. В установлении связи между учеником и учителем я всегда стараюсь поддержать, любое желание говорить усваивать слова, высказывания ученика в активном словаре.
Предметно- практическое обучение - это изготовление реальных предметов, благодаря чему деятельность для учащихся оказывается понятной и близкой, что ведёт к развитию активности, сознательности и целенаправленности школьников. Дети занимаются такими видами деятельности, как лепка, рисование, моделирование и конструирование из бумаги, работают с природным материалом, изготовление аппликаций, макетов, панорам, альбомов и др. видами деятельности.
Трудно ожидать, что неслышащий ребёнок, которому предоставлена возможность играть, лепить, конструировать, сам по себе заговорит, начнёт читать, считать и т. д. предметная деятельность – это лишь средство, помогающие учить ребенка, развивать его.
Однако особое место на уроках уделяются обучению речи, через предметную деятельность, как средству общения. Потребность детей в словесной речи обостряется у них в условиях коллективных занятий разными видами деятельности, организованным учителем. На каждом уроке я знакомлю детей с новыми понятиями или закрепляю и развиваю дальше те понятия, с которыми они познакомились на предыдущих уроках.
Большой ценностью уроков ППО для речевого развития является возможность тесного соединения слова и действия, слова и предмета.
Например: учитель сообщает, будем лепить яблоко.
Учащиеся выполняют действие лепят яблоко. После окончания работы сообщают – я слепил (а) яблоко. На каждом уроке я стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждают школьника к речи. Учащимся не только не запрещается спрашивать своего соседа, обращаться за помощью к учителю и друг к другу, помогать более слабому товарищу – напротив, подобные действия поощряются и это содержит предпосылки для развития определённого речевого диалога как с учителем так и между собой.
На своих уроках я использую различные формы организации труда. Наиболее эффективными формами организации деятельности с целью обучения навыкам группового труда и активизации речевого общения является работа с «маленьким учителем», парами, бригадами. Наиболее лёгкой формой коллективного труда является работа с «маленьким учителем», труднее - работа парами. Более сложной для организации и проведения оказывается работа учащихся бригадами. Однако эта форма деятельности очень эффективна для обучения детей общению.
При организации работы с «».маленьким учителем» я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы по ходу работы учащиеся задавали вопросы , чтобы между детьми развивались небольшие диалоги, происходило подлинное словесное общение.
Например при раздачи материалов и инструментов для работы с тканью:
Я буду пришивать пуговицу. Для работы мне нужны:
И учащиеся называют все материалы и инструменты и просят их у «маленького учителя».
Уточняя при этом, какого цвета нужна пуговица, какой формы, и сколько у пуговицы дырочек.
Ещё более активизирует общение учащихся бригадная форма работы. Класс сам делится на две бригады выбирает себе бригадиров которые руководят непосредственно работой, следят за аккуратным и правильным выполнением задания и сообщают учителю, кто сделал правильно, а кто неправильно, оказывают помощь членам своей бригады. Работа бригадами имеет важное воспитательное значение. Она дисциплинирует ребят, воспитывает умение работать коллективно. Дает возможность легко организовать помощь сильных учеников слабым, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи. Для развития общения учащихся между собой открывает более широкие перспективы.
При работе парами в каждый момент урока происходит одновременно общение всех учащихся класса друг с другом. В речь вводятся такие слова и словосочетания как: Будем работать парами. С кем ты хочешь работать? Я хочу работать с… .
Учащиеся распределяют работу между собой.
Я буду вырезать…
А я дуду наклеивать…
Все виды коллективной работы включаются во все уроки предметно-практического обучения независимо от того, каким видом труда заняты дети (лепят, вырезают, конструируют).
Выполнение индивидуальных заданий помогает детям с нарушением слуха обрести уверенность в себе, выполнение поделки на основе речевых инструкций без опоры на наглядный образец поделки, выполнение поделки по словесному описанию или рассказу.
Далее идет отчет о выполненной работе. Первый вопрос задаю детям после окончания работы «Что ты сделал?». По мере пополнения активного словаря, учащиеся начинают отчитываться не только о результате работы в целом, но и о каждой отдельной операции. Использую не только устную, но и письменную форму речи.
Предметно – практическое обучение это интегрированное обучение. Поэтому, осуществляется тесная связь с уроками математики, развития речи, чтения, природоведения. Происходит практическое усвоение этих предметов. Поделки изготовленные детьми на уроках ППО передаются для дальнейшей работы в классе с целью дальнейшего обогащения словарного запаса.
Например: в первом классе дети делают макет «Зима». На уроке чтения он является наглядным пособием, а на уроке развития речи – предметом обсуждения. Сделанный календарь – служит для закрепления знаний о месяцах, временах года. Дети следят за рабочими и праздничными днями на календаре; модель термометра - используется для наблюдения за температурой воздуха на прогулках.
Правильно педагогически организованная предметно-практическая деятельность неслышащих школьников представляет собой мощное средство их компенсаторного развития. Является полноценным источником знаний, важным средством активизации учебного процесса и тем самым развития умственной активности детей.
Список используемой литературы:
Т.С.Зыкова. М.А.Зыкова. «Методика практического обучения в школе для глухих детей» Москва. Академия. 2002 г.
Л.П. Назарова. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха » Москва. Владос.2001 г.
Е.Г. Речицкая «Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов» - Л , 1990 г, с 88.
Е.Н .Марциновская «Основы предметно-практического обучения глухих школьников» Москва. Педагогика. 1985г.
А. Г. Зикеев. «Обучение учащихся подготовительного, 1- 4 классов школы глухих» Москва. Просвещение. 1984г.