kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Речь. Формы речи. Устная и письменная речь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 5 класса. Также, урок разделен на этапы и имеет разноуровневые задания.Речевое общение происходит в двух формах - устной и  письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т. е. прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Речь. Формы речи. Устная и письменная речь". »



ТЕМА: «Речь. Формы речи. Устная и письменная речь»


I этап Актуализация знаний

Для чего людям нужна речь?

  • Рассмотрите рисунок. Расскажите по нему, для чего людям нужна речь. Как вы думаете: о чём рассказывает девочка своим друзьям? Не было ли подобных происшествий с вами? Как вы о них рассказывали?

  • Подумай и ответь, какими должны быть слова, которые вы употребляете в речи?

  • Прочтите стихотворение В. Солоухина «Слово о словах» в ваших учебниках в упр. № 1 и выполните задание ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II этап Алгоритм изучения нового

  • Прочитайте теоретические статьи параграфов 1 и 2, сопоставьте с блок-схемой (приложение 1.1, 1.2).

  • Продолжите:

  1. Передача от одного человека другому сообщения с той или иной целью ________________________________________________________________________

  2. Общение возможно, если ____________________________________________

________________________________________________________________________

  1. При помощи ______________ люди общаются друг с другом, передают свои мысли и чувства.

  2. Для развития общества, его культуры, науки и производства нужен _______________________________________________________________________

  3. Государственный язык в Казахстане __________________________________

  4. Язык межнационального общения ____________________________________

  5. Устная речь _______________________________________________________

  6. Письменная речь ___________________________________________________

  7. Речь ______________________________________________________________

  8. Монологическая речь ________________________________________ _______

  9. Диалогическая речь _________________________________________________



III этап Разноуровневые задания

1 Уровень


  • Запишите словарные слова. Составные словосочетания:

Поколение _______________________________________________________

Сокровищница ___________________________________________________

Диалог __________________________________________________________

Электронный ____________________________________________________

Аппарат ________________________________________________________

Монолог _________________________________________________________

  • Прочтите пословицы, подумайте над их смыслом. Выпишите одну пословицу, в которой идёт речь о письменной форме речи, а в какой – устной. Используйте подсказки:

  1. Что написано пером - того не вырубишь




2. Ласковым словом и камень растопишь

3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

4. То же слово, да не так бы молвить.

5. Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

7. Язык голубит, язык и губит.






8. Каков разум, таковы и речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Выполните упражнение № 5 стр. 5 (учебник). Обратите внимание на задание. ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Знаешь ли ты пословицы? Игра: «Закончи пословицу»:

Бритва скребёт, а .....................................................................

Доброе слово .............................................................................

Доброе слово сказать ...............................................................

Человек без родины, что .........................................................

Наговорился, что ......................................................................


Слова для справок: дороже богатства; слово режет; посошок в руку дать; соловей без песни; мёду напился.

2 Уровень

  • Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Своё мнение обоснуйте. _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова: Сначала появилась _________________ речь, а затем _____________.

  • Какую речь воспринимаем мы, когда читаем газету? ______________________________________________________

2. Ответьте на вопросы так, чтобы получился небольшой текст:

а) какие газеты выписывает ваша семья, покупает?

б) о чём больше всего нравится читать?

в) читаете ли вы газету всей семьёй?

г) обсуждаете ли вы в семье материалы статей?

д) есть ли любимые авторы?

  1. Запишите составленный вами текст:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Рассмотри рисунки и соедини стрелки пунктиром с соответствующим рисунком:












Речь диалогическая Речь монологическая



3 Уровень

  • Определите тему, которая вас привлекает и выполните задание:

  1. Напишите о вашей семье ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите о своём друге (или о своих друзьях). При подготовке подумайте над вопросами:

а) Кто ваш самый близкий друг?

б) Как началась ваша дружба?

в) Какой он, ваш друг? Что нравится в нём окружающим людям, одноклассникам, вам?

г) В чём проявляется ваша дружба?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Прочти – дополни – примени:

Всегда ли и все ли правила поведения во время беседы (диалога) вы соблюдаете? Над чем вам ещё нужно поработать?

  1. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.

  2. Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я… А вот у меня…». Расскажи лучше о книге, которую ты сейчас читаешь, о фильме, который недавно видел, о выставке или спортивных соревнованиях, которые посетил.

  3. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

  4. Не старайся говорить громче собеседника. Это не выгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушаются внимательнее, чем к крикуну.

  5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.

  6. Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.



Приложение 1

Модуль 1

Язык как важнейшее средство человеческого общения

Приложение 1.1. $ 1

О

Передача СООБЩЕНИЯ



Слушающий

Говорящий







Форма













Речь

Р

Приложение 1.2 $ 2








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Речь. Формы речи. Устная и письменная речь".

Автор: Салхаева Шынар Уйсимбаевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок в 5 классе: "Речь. Формы речи. Устная и письменная речь.""
    ["seo_title"] => string(64) "urok_v_5_klassie_riech_formy_riechi_ustnaia_i_pis_miennaia_riech"
    ["file_id"] => string(6) "381528"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484890187"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока русского языка" Формы слова. Окончание" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-formy-slova-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "160480"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422056844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Частица. Употребление частиц в речи. "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-uroka-chastitsa-upotrieblieniie-chastits-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "171334"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423665329"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Краткосрочное планирование по русскому языку на тему: "Речь. Формы речи, устная и письменная речь, связная речь, речевое общение""
    ["seo_title"] => string(146) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-riech-formy-riechi-ustnaia-i-pis-miennaia-riech-sviaznaia-riech-riechievoie-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "342229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472981315"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства