kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе: "Речь. Формы речи. Устная и письменная речь."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какова же главная задача языка?

(Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка ( чтение, письмо и др.)

Существует две формы общения (две формы речи).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе: "Речь. Формы речи. Устная и письменная речь."»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Речь. Формы речи. Устная и письменная речь.

Цели: 1. обучающие: дать учащимся понятия устной и письменной речи; 

2. развивающие: развивать связную речь, память. 

3. воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения

тип урока: комбинированный

оборудование: учебник «Русский язык» З.К.Сабитовой, В.К.Павленко; компьютер, проектор, экран, карточки с лингвистическими текстами

методы: словесный, работа с книгой, практические.


Ход урока


1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности учащихся к уроку

2. Проверка домашнего задания

Д/З § 1, упр. 7 (п), упр.1 (выуч).

1. Какую роль играет язык в жизни общества? Для чего он предназначен?

2. Какой язык в нашей стране является государственным ? Почему?

3. Как ты понимаешь значение русского языка как средства межнационального общения?

3. Новая тема .Сообщение темы урока. (Слайд 1 (см. презентацию)).

Формы речи

Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников)

Какова же главная задача языка?

(Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка ( чтение, письмо и др.)

Существует две формы общения (две формы речи).

Какие, вы узнаете, прочитав текст № 1. (см. приложение 1)

    1. Беседа по прочитанному тексту (Слайд 2)

  • Назовите две формы речи.

  • Чем отличается устная речь от письменной?

  • Какая речь древнее?

  • Какими средствами передаётся устная речь, письменная?

    1. Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. (Слайд 3) Как вы это понимаете? (Ответы ребят)

Стихотворение А.Барто "Сильное кино" (ролевое чтение наизусть) (см. приложение 2)

  • О какой речи идёт разговор?

  • Почему девочка не поняла мальчика?

  • Как надо говорить, чтобы тебя поняли?

Вывод: Речь должна быть правильной, выразительной, логически последовательной.

4. Фонетика

Прочитайте текст № 2 (см. приложение 3)

  1. Перескажите текст, опираясь на схему. (Слайд 4)

Фонетика - (от греч. "фоне" - звук) раздел языкознания, изучающий звуки речи.

  1. Приведите примеры слов с корнем фон, запишите их (граммофон, телефон, домофон, магнитофон, микрофон, фонограмма).

  2. А вы не задумывались о том, как образуются звуки речи? (Слайд 5)

Органы речи - это лёгкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы.

Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается лёгкими.

Струя воздуха из лёгких идёт через гортань в полость рта или носа.

В гортани находятся голосовые связки.

Голосовые связки - это две мягкие складки, прикреплённые к стенкам гортани( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперёк гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха.

Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.

Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.

Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.

В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а] , [о], у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха преодолевает эти преграды или взрывает: [п] – [б], [г]-[к], или просачивается в оставленную в них щёлку:[с]-[з],[ш] – [ ж], или проходит под краем языка плавно[л], или заставляет дрожать кончик языка [р].

5.. Физкультминутка

6. Понаблюдаем, для чего же служат звуки речи?

1) В чем отличие данных слов?

  • полка – полька [л – л’]

  • том – дом [т – д]

  • жил – шил [ж – ш]

(ответы учащихся)

2) Игра "Полминутки для шутки" (Слайды 6-8)

Заменяя один звук, образуйте новые слова от данного “ком” - ... (сом, том, дом, лом)

3) Метаграммы. (Слайды 9-10)

Заменяя всего один звук в слове, отгадайте новое слово.

а) Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
А “к” на “ц” перемени —
И по болоту зашагаю. (капля – цапля)

б) С “к” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С “п” — от вас не утаю —
Тоже в школе я стою. (карта – парта)


в) Я зверь свирепый, хитрый, злой.
Но дело в букве лишь одной;
Скорей смените букву эту,
Я тотчас превращусь в планету. (барс – Марс)

г) С “ч” летаю над волною,
С “л” не дам волкам покою, 
С “м” - футболка - безрукавка, 
С “з” скачу в лесу по травке, 
С “г” меня крепи к детали
Из железа или стали. (чайка – лайка – майка – зайка – гайка)

Вывод: Звуки речи служат для различения слов.

7. Надо ли изучать фонетику?

(ответы ребят)

8. Итоги урока

Решение кроссворда (Слайд 11)

По горизонтали:

  1. Речь произносимая и слышимая

  2. Речь записанная и читаемая

  3. Что изучает фонетика?

  4. Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.

  5. Для этих звуков характерна сильная струя воздуха, так как необходимо преодолеть преграду. По вертикали:Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

9. Домашняя работа стр. 5 упр.3









Текст №1

              1. Устная речь - это речь произносимая и слы­шимая, а письменная речь - это речь записан­ная и читаемая.

              2. Устная речь намного древнее речи письменной. Более того, письменная речь возникла сравни­тельно недавно, на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие услов­ные знаки - буквы, а не наоборот.

              3. Устная речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не значат. Только складыва­ясь в определённом порядке в слова, они обоз­начают предметы, явления, действия ( сравни­те: [л], [с], [т], [ о ] и [стол] ).

              4. У письменной речи до недавнего времени бы­ло одно преимущество: она закреплялась на бу­маге и могла передаваться из поколения в поко­ление. В XX веке справедливость восторжество­вала и для речи устной: её теперь можно запи­сать на грампластинку и на магнитофонную ленту.

( из учебника "Русский язык" М.М. Разумовской)

СИЛЬНОЕ КИНО А. Барто


Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.


И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!


Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла

.

Текст №2

                1. Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают зву­ковые колебания, звуковые волны, которые слу­шающий воспринимает с помощью органов слу­ха.

                2. Звуки речи изучаются в особом, отдельном разделе языкознания - фонетике.

                3. В образовании звуков принимают участие лёг­кие, гортань, голосовые связки, ротовая или но­совая полость, язык, губы, зубы. И все они рабо­тают под руководством головного мозга.

                4. Все звуки речи разделяются на две группы: зву­ки гласные и согласные.

Гласные звуки состоят из голоса. Воздух сво­бодно проходит через ротовую полость, не встре­чая препятствий. Гласные бывают ударные и безударные.

Согласные звуки состоят из голоса и шума (они называются звонкими) или только шума, ко­торый возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути (они на­зываются глухими). Гласные более громкие звуки, нежели согласные

(из учебника "Русский язык" М.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе: "Речь. Формы речи. Устная и письменная речь."

Автор: Досмаилова Ильгиза Жуманазаровна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Речь. Формы речи. Устная и письменная речь". "
    ["seo_title"] => string(47) "riech-formy-riechi-ustnaia-i-pis-miennaia-riech"
    ["file_id"] => string(6) "123039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414403426"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по физике: "Свободные и вынужденные колебания" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-fizikie-svobodnyie-i-vynuzhdiennyie-koliebaniia"
    ["file_id"] => string(6) "114530"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411555151"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Язык и человек" "
    ["seo_title"] => string(108) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-po-tiemie-iazyk-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "226335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440187526"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Частица. Употребление частиц в речи. "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-uroka-chastitsa-upotrieblieniie-chastits-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "171334"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423665329"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "232248"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442775293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства