Цели - обобщить и углубить знания по теме «Разговорный стиль речи, закрепить навыки правописания и произношения (в рамках подготовки к ЕГЭ). Развивать умения анализа текста разговорного стиля речи. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выберите текст разговорного стиля речи и докажите свою мысль1-2 мин
Текст № 1
Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю телеграмму, заверенную врачом.
Дата Подпись
Текст № 2
Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать! (А. Н. Островский)
Текст №3
Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.
Текст № 4
У многих русский рек, наподобие Волги, один берег горный, а другой луговой; у Истры тоже. Эта небольшая речонка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять со своими плотинами, прудами, мельницами, огородами, окруженными ракитником и гусиными стадами.
Текст № 5
Правительство Эстонии выделило 10 миллионов крон на поддержку реэмиграции некоренных жителей, передает наш корреспондент Г. Сапожникова. Материальную поддержку в размере 115 долларов получат только гражданские лица
- Итак, чем отличается текст разговорного стиля речи? Перечислите основные стилевые черты.
4.Сообщение целей и задач урока1 мин.
5. Практическая часть.
5.1.Работа с текстом5-6 мин.
Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом - что называется рукой подать - загорелась школа. И стар и млад - все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет - вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час. Да, слава Богу, все скоро кончилось.
- Определите стиль речи данного текста.
Работа в группах.
1 группа
Зад. Выделите особенности текста на звуковом, лексическом и словообразовательном уровнях.
2 группа
Зад. Выделите особенности на морфологическом и синтаксическом уровнях
Примерные ответы.
1 группа
Нафонетическомуровне стилевые черты разговорного стиля проявляются:
в разнообразии интонации, ритма, темпа речи, в эллиптичности речи.
На лексическом уровнесвоеобразие разговорного стиля проявляется в следующем:
В тексте широко используется лексика (слова) с конкретным значением, часто - бытового содержания (нормально, собирался было лечь), отсутствуют книжные слова с абстрактным значением, термины.
Текст богат фразеологией.Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность(«не робкого десятка, испугался насмерть, несчастную голову, разверзлись хляби небесные, рукой подать, и стар и млад,)
Словообразовательные особенноститекста связаны прежде всего с выражением оценки.
Силищей, домишко, речушка, водицей
2 группа
В области морфологии выделяются глаголы, причем среди также можно выделить со значением оценки: «бабахнет, задрожал, не разломалось, вздулась, распухла»
На синтаксическом уровне мы отмечаем достаточно большое количество сложных предложений (что не характерно для разговорного стиля). Мы видим использование вставной конструкции( что называется рукой подать), использование слов-предложений. Можно отметить инверсию.
5.2. Определение особенностей теста с точки зрения его стилевой принадлежности( работа по карточкам в парах) 3-4 мин.
Карточка № 1
Представьте себе. Сижу за рулем «Волги». Ночь. Скорость - 70 . Вокруг - ни души. Уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука…
Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.
- Перечислите основные стилевые черты данного текста:
Карточка № 2
… Я хочу тебе рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Только наклонилась, чтоб масленок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга.- Перечислите основные стилевые черты данного текста:5.2.2. Индивидуальное задание. 10 мин.Написать сочинение, используя выразительные средства языка в разговорном стиле, в котором были бы разные типы речи (для Бурьяна А.) Сочинение может быть грустным, а может быть и веселым, юмористическим. (н-р: «Веник», «Швабра»).
5.3. Конструирование текста(текст на выбор учащихся) 3-4 мин.
Задание:заменить предложения синонимическими разговорными конструкциями
Вариант№1
Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны, выполняют благородную задачу, с другой стороны - порождают опасное ощущение благополучия.
Вариант №2
Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.
Возможные варианты:
Да, нелегкое дело популяризация! Расскажи каждому, чего наука достигла. Рассказывать, конечно, благородно. Но ведь и опасно! Нет-нет да и появится ощущение благополучия.
Захотелось мне про историю инквизиции узнать - не поленился: испанский язык выучил.
5.4.Разговорный стиль и другие стили речи. 5-7 мин.
Нередко писатели прибегают к использованию разговорной речи в своих произведениях. С какой целью?
Работа с текстом 2 (отрывок из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка») упр. 494 (учебник Власенкова)
Задание: найти разговорные и просторечные слова и обороты речи. В чем своеобразие и художественно-стилистическое их использование?
6.Проверка выполнения индивидуального задания3 мин.
7.Домашнее задание на выбор: 1 мин.
Упр. № 000 (Власенков)
Эссе «Использование разговорного стиля речи в произведениях литературы
8.Итоги урока.
V. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана. Составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте.
Первый урокможно завершить, предложив учащимся домашнее задание:написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, например, чтобы в сочинении содержались ответы на вопросы, поставленные в присланном в редакцию газеты письме: “Я хочу жить достойно, но не знаю верного пути. Сейчас же я маюсь в окружении благополучных друзей, у которых есть много чего: модная одежда, видеомагнитофоны, автомобили. Ребята смотрят на меня, как на человека второго сорта, хотя вслух об этом не говорят. Учатся многие не лучше меня, даже иногда просят списать. Но уважения ко мне, как видно, не прибавляется. Сегодня престижны не знания, не хорошие качества человека, а то, как он “упакован”.
Поэтому и мучат меня постоянно вопросы: будет ли моя жизнь зависеть от моих способностей? Не попаду ли я в разряд тех, над кем будут посмеиваться, унижать? Как же выстоять? Как не стать в жизни несчастной? Оксана П.”
На втором уроке, посвященном данной теме, прослушиваются написанные сочинения, проводится коллективный их анализ, организуется работа над совершенствованием учащимися собственных высказываний.
На дом можно дать задание собрать материал для сочинения публицистического характера на общественно-политическую тему (например: “За что я люблю свой край”, “Достопримечательные места нашего города”, “Из истории нашего края”, “Человек интересной судьбы” и др.). Для этого учащиеся должны сделать необходимые выписки из газет, справочников, путеводителей, экспонатов и документов краеведческого музея и т. д.