kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи, стили речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели - обобщить и углубить знания по теме «Разговорный стиль речи, закрепить навыки правописания и произношения (в рамках подготовки к ЕГЭ). Развивать умения анализа текста разговорного стиля речи. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи, стили речи»

Урок русского языка в 11 классе 

Тема урока: Разговорный стиль речи

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок - практикум

Цели урока:

Обобщить и углубить знания по теме «Разговорный стиль речи, закрепить

навыки правописания и произношения (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Развивать умения анализа текста разговорного стиля речи

Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

1.  Орфоэпическая минутка.

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в словеI вариант1)  премированный 2) преднринял 3) облегчить 4) мусоропровод 1-2 мин.

2)  премированный преднринял облегчить мусоропроводII вариант1)  изба ловать 2) закле ить 3) прида ное 4) путепровод 5) соболезнование

избаловать закл ить прид ное путепровод соболезнов ние

2.Орфографическая минутка (повторение Ни НН в разных частях речи) 3-4

1.В каком слове на месте пропуска пишется НН?

1.  Закруче…ая нитка 2. Кожа…ый ремень 3.Работа оконче..а 4.Мне это интерес..о

2. В каком слове пишется Н ?

1. Оловя…ый солдатик 2. Купле…ый билет 3. Напряжё…о вглядывался 4. Работа оконче…а

3. –НН - пишется в слове 1.Перевяза…ый 2. Кова…ый 3. Труже..ик 4.Суше…ые ягоды

4.  Диктант (в паре)

3.Постановка проблемы.

Выберите текст разговорного стиля речи и докажите свою мысль 1-2 мин

Текст № 1

Прошу вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю телеграмму, заверенную врачом.

Дата Подпись

Текст № 2

Легко сказать: писать! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись писать, и бог знает что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну, как вам писать! (А. Н. Островский)

Текст №3

Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.

Текст № 4

У многих русский рек, наподобие Волги, один берег горный, а другой луговой; у Истры тоже. Эта небольшая речонка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять со своими плотинами, прудами, мельницами, огородами, окруженными ракитником и гусиными стадами.

Текст № 5

Правительство Эстонии выделило 10 миллионов крон на поддержку реэмиграции некоренных жителей, передает наш корреспондент Г. Сапожникова. Материальную поддержку в размере 115 долларов получат только гражданские лица

- Итак, чем отличается текст разговорного стиля речи? Перечислите основные стилевые черты.

4.Сообщение целей и задач урока 1 мин.

5. Практическая часть.

5.1.Работа с текстом 5-6 мин.

Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.

Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом - что называется рукой подать - загорелась школа. И стар и млад - все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет - вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час. Да, слава Богу, все скоро кончилось.

- Определите стиль речи данного текста.

Работа в группах.

1 группа

Зад. Выделите особенности текста на звуковом, лексическом и словообразовательном уровнях.

2 группа

Зад. Выделите особенности на морфологическом и синтаксическом уровнях

Примерные ответы.

1 группа

На фонетическом уровне стилевые черты разговорного стиля проявляются:

в разнообразии интонации, ритма, темпа речи, в эллиптичности речи.

На лексическом уровне своеобразие разговорного стиля проявляется в следующем:

В тексте широко используется лексика (слова) с конкретным значением, часто - бытового содержания (нормально, собирался было лечь), отсутствуют книжные слова с абстрактным значением, термины.

Текст богат фразеологией. Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность(«не робкого десятка, испугался насмерть, несчастную голову, разверзлись хляби небесные, рукой подать, и стар и млад,)

Словообразовательные особенности текста связаны прежде всего с выражением оценки.

Силищей, домишко, речушка, водицей

2 группа

В области морфологии выделяются глаголы, причем среди также можно выделить со значением оценки: «бабахнет, задрожал, не разломалось, вздулась, распухла»

На синтаксическом уровне мы отмечаем достаточно большое количество сложных предложений (что не характерно для разговорного стиля). Мы видим использование вставной конструкции( что называется рукой подать), использование слов-предложений. Можно отметить инверсию.

5.2. Определение особенностей теста с точки зрения его стилевой принадлежности ( работа по карточкам в парах) 3-4 мин.

Карточка № 1

Представьте себе. Сижу за рулем «Волги». Ночь. Скорость - 70 . Вокруг - ни души. Уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука…

Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее незачем: на плече у меня сидел… котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.

- Перечислите основные стилевые черты данного текста:

Карточка № 2

… Я хочу тебе рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Только наклонилась, чтоб масленок срезать, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга.- Перечислите основные стилевые черты данного текста:5.2.2. Индивидуальное задание. 10 мин.Написать сочинение, используя выразительные средства языка в разговорном стиле, в котором были бы разные типы речи (для Бурьяна А.) Сочинение может быть грустным, а может быть и веселым, юмористическим. (н-р: «Веник», «Швабра»).

5.3. Конструирование текста (текст на выбор учащихся) 3-4 мин.

Задание: заменить предложения синонимическими разговорными конструкциями

Вариант№1

Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны, выполняют благородную задачу, с другой стороны - порождают опасное ощущение благополучия.

Вариант №2

Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.

Возможные варианты:

Да, нелегкое дело популяризация! Расскажи каждому, чего наука достигла. Рассказывать, конечно, благородно. Но ведь и опасно! Нет-нет да и появится ощущение благополучия.

Захотелось мне про историю инквизиции узнать - не поленился: испанский язык выучил.

5.4.Разговорный стиль и другие стили речи. 5-7 мин.

Нередко писатели прибегают к использованию разговорной речи в своих произведениях. С какой целью?

Работа с текстом 2 (отрывок из повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка») упр. 494 (учебник Власенкова)

Задание: найти разговорные и просторечные слова и обороты речи. В чем своеобразие и художественно-стилистическое их использование?

6.Проверка выполнения индивидуального задания 3 мин.

7.Домашнее задание на выбор: 1 мин.

Упр. № 000 (Власенков)

Эссе «Использование разговорного стиля речи в произведениях литературы

8.Итоги урока.

V. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана. Составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте.

Первый урок можно завершить, предложив учащимся домашнее задание: написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, например, чтобы в сочинении содержались ответы на вопросы, поставленные в присланном в редакцию газеты письме: “Я хочу жить достойно, но не знаю верного пути. Сейчас же я маюсь в окружении благополучных друзей, у которых есть много чего: модная одежда, видеомагнитофоны, автомобили. Ребята смотрят на меня, как на человека второго сорта, хотя вслух об этом не говорят. Учатся многие не лучше меня, даже иногда просят списать. Но уважения ко мне, как видно, не прибавляется. Сегодня престижны не знания, не хорошие качества человека, а то, как он “упакован”.

Поэтому и мучат меня постоянно вопросы: будет ли моя жизнь зависеть от моих способностей? Не попаду ли я в разряд тех, над кем будут посмеиваться, унижать? Как же выстоять? Как не стать в жизни несчастной? Оксана П.”

На втором уроке, посвященном данной теме, прослушиваются написанные сочинения, проводится коллективный их анализ, организуется работа над совершенствованием учащимися собственных высказываний.

На дом можно дать задание собрать материал для сочинения публицистического характера на общественно-политическую тему (например: “За что я люблю свой край”, “Достопримечательные места нашего города”, “Из истории нашего края”, “Человек интересной судьбы” и др.). Для этого учащиеся должны сделать необходимые выписки из газет, справочников, путеводителей, экспонатов и документов краеведческого музея и т. д.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи, стили речи

Автор: Бигалиева Гульмира Капудановна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Развитие речи. стили речи "
    ["seo_title"] => string(29) "razvitiie-riechi-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "122574"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414287853"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса Список тем"
    ["seo_title"] => string(67) "pourochnyie_razrabotki_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_spisok_tiem"
    ["file_id"] => string(6) "365138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480704617"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Развитие речи. Стили литературного языка"
    ["seo_title"] => string(45) "razvitiie-riechi-stili-litieraturnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "277116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452846637"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-riechi-5-klass-povtorieniie-sviedienii-o-tipakh-i-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "235378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443698521"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе по теме : Официально -деловой стиль "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "126476"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415184914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства