1) Разговорный - неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный - официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Стили литературного языка»
Урок. Развитие речи. Стили литературного языка
Цели: закрепить понятие учеников о стилях речи; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»
- Какое слово лишнее в ряду?
Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверхинтересный - после приставки сверх- и не меняется на ы).
Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный - пишется слитно, т. к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).
II. Повторение темы «Стили языка»
1.Беседа по вопросам § 8.
2. Упражнение 49: устно.
3. Упражнение 50: по группам. 1-я - анализирует стиль упражнения 1, 2-я - упражнения 14, 3-я - ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я - текст художественного стиля.
Важно не только определить стиль, но и доказать, что он определен правильно.
4. Упражнение 51: выразительное чтение, определение принадлежности текстов к определенному стилю (по вариантам).
Комментарий.
Основные черты стилей
1)Разговорный - неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный - официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
3) Официально-деловой - официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
4) Художественный - эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
Основные жанры стилей
1)Разговорный - беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.
Примечание: более углубленно стили текста будут изучаться в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.
(О публицистическом стиле см. урок 19.) Домашнее задание
Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».